Глава 5 Загнаных лошадей пристреливают. О. Генри

-Аля! Я тебя замучил историей своей жизни, давай лучше пообедаем, а если тебе захочется продолжения, то я готов это сделать в удобное для тебя время. Хорошо?
-Специально интригуешь, да?
-Да нет. Просто пора обедать, а его ещё надо приготовить.
-Уговорил. Только давай кушанья на обед приготовлю я.
-Сделаем вместе. Договорились?
Мы проверили запасы продуктов в холодильнике и, исходя из них, приготовили обед. Делать это с Алей было одно удовольствие. Жара не спадала. Я предложил Але поехать искупаться в реке. Она поддержала эту идею, но попросила отвезти в такое место, где нет купающихся людей. Такое место мне было известно. Когда мы приехали туда, Аля была в восторге и прыгала от удовольствия.
-Чем здесь пахнет? Такой насыщенный аромат.
-Подними голову и посмотри.
В этом месте была расположена липовая роща, вплотную подходящая к реке. В это время было как раз цветение лип.  Мощные ветки деревьев склонялись к земле, и их тёмно-зелёный цвет нежно отливал пушисто-золотистыми цветами. Запах дурманил, притягивал и удерживал рядом с собой.
-Боже мой! Я никогда не видела ничего подобного, даже не представляла, что липа может так пахнуть при цветении, теперь мне понятно, почему так ценится липовый мёд.
-Дыши глубже, наслаждайся! Через неделю отцветёт.
-А что это за желтые цветы?
-Это зверобой. Но ты лучше понюхай вот эти цветы.
Я сорвал ей стебелёк медоноса и ещё метёлку чабреца и дал ей понюхать.
-Какая прелесть! Лучше французских духов. Ты специально завёз меня в этот райский уголок?
-Нет! Но ты же просила уединённое место на реке, так получите. Река вот она рядом, под обрывом.
Аля ходила по полянке, нежно гладила рукой цветы, нагибалась, чтобы их понюхать. На её лице блуждала счастливая улыбка. Я в это время, пока она любовалась цветами, достал надувные матрацы, и накачал их автомобильным компрессором.
-Прошу! Располагайтесь мадам!
Аля вернулась к машине, сбросила пестрый ситцевый сарафан, и улеглась. Улыбка блаженства так и не сходила с её лица.
-А ты что, будешь загорать одетым? Да, кстати, ты пишешь стихи?
-А разве их можно не писать вот в таких уголках природы?
-Я так и думала. Что ещё ты скрыл от меня?
Я разделся и лёг рядом с Алей. Мы долго лежали молча, смотря на редкие кучевые облака, которые постепенно таяли в небе. Через несколько минут молчания, Аля придвинулась ко мне и нежно поцеловала в губы, затем стала покусывать мне соски грудей. Не выдержав этой пытки, я перешёл в наступление. Оголив её груди, я стал нежно их целовать. Мои руки гладили её молодое красивое тело. Соски стали твёрдыми. Аля вся затрепетала, вскочила, сбросила с себя купальник и села мне на живот.
-Я сейчас тебя разорву, старый развратник! Ты что со мной делаешь?
-Насколько мне помнится начала ты, молодая искусительница!
Вдали послышался звук мотоциклетного мотора, который становился всё сильнее. На наше несчастье по берегу реки проходила тропа, по которой иногда ездили рыбаки. Видно и сейчас кто-то ехал искать рыбацкое счастье.
-Аля едут рыбаки, оденься, пожалуйста.
-А говорил, что место уединённое, - обиженно проворчала она, тем не менее, быстро набросила халатик.
Через несколько минут мимо нас проехал мотоцикл, на котором, как я и предполагал, ехали два рыбака. Один из них был моим соседом. Увидев меня, он остановил мотоцикл.
-Саныч привет, загораешь? – крикнул он, не слезая с мотоцикла.
-Ваня, привет! А ты на рыбалку собрался?
-Дети должны приехать, надо стерлядки наловить. У меня здесь в затоне лодка с курицей спрятана.
-Ваня, у меня к тебе просьба. Если поймаешь, то будь другом, выручи, несколько стерлядок и на мою долю черпани. У меня гости. Хорошо?
-Саныч, о чём разговор, если повезёт, то без проблем выручу. Ну, пока.
Ваня махнул мне рукой, завёл мотоцикл, и они уехали.
-Весь кайф испортили, не могли поехать в другое место. А ты здесь популярен. Тебя здесь, кажется, все знают.
-Успокойся, Аля! Это мой сосед. А стерлядка нам не помешает.
-Да я шучу, пошли купаться. А зачем твоему Ване курица, что стерлядь ловят на курицу?
-Курица, это на жаргоне рыбаков, такой донный трал, которым они и ловят стерлядь.
Мы спустились к реке и нырнули в воду. Аля очень хорошо плавала. Мне никак не удавалось её догнать. Нарезвившись в воде, мы хотели лечь на песок, но он обжигал и мы не стали этого делать.
-Такой песок я видела только на средиземном море. Благодать то, какая! И ехать за границу не нужно.
-Аля, давай пойдём и ляжем на матрацы, здесь на песке, как на сковороде.
Мы ещё раз окупнулись в реке, а затем вернулись к машине. Аля попросила меня продолжить повествование, но мне не хотелось окунаться сейчас в своё прошлое. Извинившись, я пообещал сделать это в другой раз. На солнце лежать было невозможно. Можно было обгореть, поэтому мы переместились в тень. Незаметно Аля уснула, сказалась почти бессонная ночь. Пока она спала, я собрал букет луговых цветов и поставил их в обрезанную пластиковую бутылку с водой. Аля спала не меньше часа.
-Я кажется, вздремнула. А этот букет надеюсь мне? Ты случайно на курсы экибаны не ходил? Спасибо, мой дорогой! Я тронута твоим вниманием. Нагнись я тебя поцелую.
-Ну, уж нет! Наш поцелуй всегда кончается одним и тем же. Я не скажу, что это мне не нравиться, даже наоборот, очень даже нравиться, но хочется, чтобы ты отдохнула. Не сердись, вечером мы наверстаем и главное, нам никто не сможет помешать.
-Уговорил! Но в щёчку то можно?
-В щёчку можно. Однако сегодня будет гроза, очень уж солнце жарит сильно.
Мы ещё несколько раз искупались. Выпили холодного пива из сумки холодильника, пожевали бутерброды с красной рыбкой. В общем, пикник удался. Домой мы вернулись уже под вечер.
-Чем это так вкусно пахнет? Кто-то здесь без нас приготовил ужин?
-Не кто-то, а что-то! Микроволновка свою программу отработала сполна. Курочка готова, извольте кушать.
-Иванов, ты не боишься меня избаловать?
-Нет, не боюсь! Что будешь пить? Кинзмараули или хванчкару? И то, и то настоящие, а не подделки, друзья привезли.
-Любимыми Сталинскими винами угощаешь? Как, кстати, ты к нему относишься?
-Сталин для меня неоднозначная фигура. При всех его ошибках, он много сделал и полезного. Он создал великую державу, с которой считались все. При нём не было бомжей и такого количества брошенных на произвол судьбы детей, как сейчас. А главное, при нём не было такого грабежа державы. Если власть имущие и воровали, то это копейки, да и за них они могли поплатиться. А сейчас воруют такими объёмами, что просто в голове не укладывается, и всё проходит безнаказно.  И главное, воруют все, на всех уровнях власти.
Ужинать мы пошли на солярий. Жара уже спала, и на ветерке, ужинать было приятнее. За ужином мы продолжили тему сталинизма и ещё обсудили несколько политических тем. Ситуацией в стране и за рубежом, Аля владела в совершенстве. Ей не зря платили зарплату. К концу ужина ветер усилился. На востоке появились чёрные зловещие тучи. Действительно приближалась гроза, мой прогноз оказался точным. От греха подальше, мы убрались с солярия в кабинет, но оставили дверь на солярий открытой. Мы отнесли в дом посуду, разложили надувной диван, превратив его в огромную кровать, и передвинули на средину кабинета. Улёгшись на него, мы стали любоваться грозой. Молнии вспыхивали каждую минуту. Спустя какое-то время слышались раскаты грома.  Обычно гроза приходит с какой-то одной стороны, а тут творилось что-то невообразимое, молнии бесновались со всех сторон света.  Мощные зарницы вспыхивали освещая полгоризонта, а иногда эти вспышки происходили одновременно со всех сторон и тогда становилось на мгновенье светло как днём.
-Боже, что это творится, я такого не видела никогда в жизни.  Мы как будто в окне циклона.  Кругом беснуется гроза, а у нас тишина, лист не шелохнётся.
-Да, уж….  Я прожил почти в два раза большую жизнь и то такого не припомню.
Молнии иногда проскальзывали на горизонте пучками, одновремённо и к земле и между облаками. Буквально это была какая-то фантасмагория природы.  Постепенно грозовой фронт сужался, приближаясь к нам со всех сторон.  Сначала дунул лёгкий ветерок, потом налетели резкие порывы ветра.  По крыше ударили редкие капли дождя. Постепенно становясь всё чаще и чаще, а потом словно какая дамба прорвалась.  Дождь полил сплошным потоком.  Стали не видны сами молнии, только их вспышки вспыхивали со всех сторон, освящая косые струи дождя.  Непрерывно грохотал гром.  В какой-то момент раздалось шипение, затем послышался сухой треск, и затем последовал мощнейший раскат грома. Было такое впечатление, будто молния и последовавший за ней гром, взорвались буквально над крышей. В испуге Аля даже вскрикнула, а уже потом спросила:
-А нас здесь не убьёт?
-Нет! За это ручаюсь. Все антенны заземлены, а контур заземления у меня мощнейший. У меня на участке три экскаватора закопаны. Когда я купил эту развалюху, здесь металлолом валялся вокруг всей деревни. Вот я частично его и использовал для пользы дела. В это время последовало ещё несколько мощнейших молний и ударов грома. От сильных порывов ветра и громовых раскатов здание вздрагивало так, что стоявший на столе стакан с ложечкой позвякивал.
-Ты специально такую грозу ещё днём заказал, да? Никогда и ничего подобного не видела и не слышала. Какая мощь природы!
-Да уж! Аля, в системе зажигания двигателя, для образования искры в свечах используется напряжение примерно в тридцать тысяч вольт. При нормальных условиях это напряжение пробивает семь миллиметров воздушного пространства.  Теперь вообрази какое же напряжение между облаком и землёй.  Безусловно прямую зависимость от высоты облака здесь наверное применить нельзя, но напряжение огромное, миллионы вольт.
Ливень между тем ещё больше усилился. Дверь пришлось закрыть, так как через неё струи дождя стали захлёстывать в кабинет. Через некоторое время направление ветра поменялось, и мы смогли вновь открыть дверь. Грозовой фронт, дойдя до деревни, побесновался и стал медленно отходить туда, откуда пришёл. Мы ещё долго любовались вспышками молний и воркотнёй грома. Внезапно начавшийся дождь, также внезапно и оборвался. Мы вышли на солярий. Воздух был влажен, и осязаем. Дышалось легко и свободно. В сгущающихся сумерках, сполохи уходящей грозы вспыхивали зарницами уже, где-то у горизонта. Возвратившись в кабинет, мы улеглись на кровать и ещё долго любовались дальними зарницами грозы.
-Всё хорошо, кроме одного. Сегодня электричества, скорее всего не будет. Здесь, как ни гроза, так сидим без света.
-А нам он и не нужен. Я тебя и темноте всё равно найду. А в некоторые моменты он вообще противопоказан. Чего молчишь?
-Да задумался о превратностях судьбы. Чего искал всю жизнь, под занавес нашёл.
-Это, о каком занавесе ты заговорил? А детей кто будет воспитывать, Пушкин? Слушай, шутки шутками, а этих дел так и нет. У меня серьёзно, ни разу не было отступления от графика. А что, если это действительно произошло?
-Будешь рожать! Иного не дано.
-Бедная мама! Что с ней будет? Я даже представить не могу последствия откровенного разговора с ней. О боже!
Ещё долго мы обсуждали всевозможные варианты сообщения Алиным родителям о наших отношениях, но так ни к чему и не пришли. Гроза окончательно ушла далеко за линию горизонта, но и там ещё временами вспыхивали зарницы. Через открытую дверь из сада стали доноситься трели кузнечиков, которые раньше молчали, а в поле перепёлки сочно и звучно твердили, что пора спать. Но нам спать не хотелось. Да и как тут уснёшь, когда рядом лежит такая прекрасная желанная девушка. Мне казалось, что если я прикоснусь к ней руками, то из пальцев посыпятся искры. Не в силах побороть искушение, я погладил её по голове, лежащей не моём плече, и к моему удивлению действительно раздался треск, и проскочило несколько искр.
-Ты что делаешь? Больно же. Тебя что, гроза наэлектризовала?
-Скорее не гроза, а ты.
-Так разрядись! Но только не так. Ты же вроде умный, вот и придумай новый контур заземления, только, чур, без экскаваторов, пожалуйста.
На этот раз наша близость прошла не так, как было до этого. Неспешно и изощрённо мы нежно пили напиток любви. Взаимными ласками мы доводили себя до изнеможения, затем, не сговариваясь, сбавляли их темп, а потом вновь и вновь возобновляли приятную пытку чувств. Весь мир для меня исчез, осталась только одна Аля, которая была и внутри меня и снаружи моего тела, она была неразрывной частью меня самого. Она чутко реагировала на каждое моё движение, усиливая его и делая верхом блаженства. Казалось, это длилось вечность. Мы пили этот напиток, не отрываясь, и не могли напиться. Полностью обессиленные, мы наконец-то, буквально отвалились друг от друга.
-Что это было? Лично у меня как будто выключилось сознание, все моими поступками и движениями распоряжались только эмоции. Иванов, ты так из меня сделаешь жрицу любви.  Я чувствовала себя в это время буквально богиней. Я не нахожу слов, чтобы выразить всё, что я испытала. Это какая-то безумная эйфория чувств.
-Аля, у меня тоже самое. Говоря техническим языком, мы вошли в резонансный режим, и я боялся, что мы буквально взорвёмся. Резонанс опасная штука.
-Опасного ничего не увидела, а удивительно приятное чувство почувствовала. И что меня удивляет, так это моя раскованность. С тобой я чувствую себя, как со старым другом, как будто я тебя знаю сотню лет. Да так собственно и есть. Мама про тебя рассказывала так давно, что твой образ для меня стал родным и близким. Ой, смотри, звезда упала. А вот ещё и ещё.  Смотри сколько звёзд высыпало и смотри, как они сияют после дождя.  Как будто умылись.
-Салют наций в честь нашей встречи! Кстати, ты знаешь, сколько время? По-моему часы пробили два раза, пора спать. Завтра будет колготной день. Едем в Касимов.
Утром, после лёгкого завтрака, мы рванули в Касимов. Дорога была пустая, так что мы через час были уже там. Подруга Али встретила нас у калитки палисадника. Я вручил ей букет роз, которые перед отъездом в Касимов нарезал в саду.
-Ой, спасибо, какая прелесть. Нас здесь в глуши не часто балуют цветами, а розами тем более. Огромное спасибо. Меня зовут Фатимой, прошу любить и жаловать.
-А меня Сан Санычем.
-Проходите в дом, что же мы стоим у калитки. Саша, подруга ты моя, я так рада тебя видеть. Дай я тебя расцелую.
Как всегда бывает в таких случаях, началась сумбурная суета в доме. Знакомство с родителями Фатимы, организация застолья, ахи, вздохи и так далее. Родителям Фатимы я привез презент, в виде большой стерляди, пойманной вчера в Оке моим соседом.
-Зачем Вы разорялись? Такая рыбка больших денег стоит.
Я не стал рассказывать, во что на самом деле обошлась мне эта рыба. У татар в традиции, в чужой дом приходить надо с дорогим подарком, дабы не обидеть хозяев. Поэтому, соблюдая традиции, я не стал принижать достоинство моего подарка. Пока я разговаривал с родителями Фатимы, Аля шушукалась в соседней комнате с подругой. Мне очень понравились родители Фатимы. Добрые, приветливые, и очень порядочные люди, что в наше волчье время достаточно редкое явление. Народ здорово ожесточился после перестройки и последующего затем развала страны и неразберихи. Когда мы вышли с фаридом Ибрагимовичем покурить, то он заметил мой оценивающий взгляд, брошенный на дом.
-От родителей достался, по наследству. Они когда-то купили этот дом, когда перебрались сюда жить.  Моё детство, прошло в другом месте. Другого хорошего жилья не смог построить. Всю жизнь проработал у золота, а на приличный дом не заработал. Воровать не умею, а честным путём в нашей стране можно заработать только на сосновый гроб. Богатейшая страна, а я русский рабочий, за сорок лет честного труда на автомашину не смог заработать, а если кто и смог что-то скопить, государство отобрало дефолтом. Нищих грабят, чтобы обогатить кучку олигархов, которые и так за бесценок захватили всё богатство в стране, фабрики, заводы, рудники, нефтяные и газовые промыслы.
-В этом я с Вами полностью солидарен, фарид Ибрагимович! А Вы что, на местной золотообрабатывающей Фабрике работали?
-Да, более сорока лет мне пришлось плавить золото. Сколько переплавил, сотни тонн, а на коронки для зубов дедовскую пятёрку царской чеканки стоматологу отдал. Вот Вы образованный человек, у Вас это на лбу, извините, написано, объясните мне, простому рабочему, какую совесть должен иметь человек, которому мы все поверили и доверили управлять страной, развалил в полупьяном состоянии Великую державу и сделал нас нищими. Да, у нас не всегда была колбаса в магазинах, но в домах то мы всё имели и не боялись за завтрашний день. А сейчас кругом на прилавках изобилие, а купить то на нашу нищенскую пенсию ничего невозможно. Да, у нас было плохое медицинское обслуживание, ну а сейчас и того хуже. В больницу со своими бинтами нужно приходить, а о лекарствах и говорить не хочется.
-Трудный вопрос Вы задали. Вспоминая последние перестроечные годы, надо прямо сказать, что мы дошли до ручки. Безграмотное руководство завело страну в тупик. И то, что сменился строй, к какому мы привыкли с пелёнок, это наверное и правильно, но всё это произошло чисто по-русски, спонтанно и на авось. Тот, о ком вы говорите, решительный человек, он безусловно хотел, как лучше, а получилось как всегда (так говорил его премьер). Из-за чисто человеческой неприязни к главному перестройщику страны, он развалил Союз, чтобы выбить из под него трон президента. То, что веками собирали по крохам, он в одночасье превратил в прах. Теперь уже не собрать ту великую державу. Удельные князьки почуяли пьянящий аромат свободы и уже никогда её не отдадут. Власть во все времена портила людей, вот и теперь это повторяется.
 А развивая поднятую вами тему о совести, могу только одно сказать, что он это понял слишком поздно и попросил у народа прощения перед уходом. При таком уровне ответственности за страну и так себя вести? Уже только за то, что нам по телевизору показывали, ему нужно было застрелиться, если бы он имел совесть. Но он похоже, считал, что он нас облагодетельствовал, изменил нашу жизнь к лучшему.  Только сделал это чисто по-русски, в полупьяном состоянии, куда кривая вывезет. А фактически, под чужую дуду, по-моему, даже не понимая, что он делает, позволил разграбить страну кучке прихвостней, вившихся возле него. Лучшие умы страны стали влачить жалкое существование или вовсе уехали из страны. Наука практически умерла, да и производство тоже. У нас было бесплатное образование, и если сравнить уровень полученных знаний в наших школах с теми знаниями, которые получали за бугром, то это небо и земля. Они не сопоставимы. Наши школьники по всем вопросам были на голову выше. Наши дети не раз это доказывали на международных встречах. А сейчас школы в деревнях закрываются. Везде поборы, взятки. Фактически образование стало платным, а качество образования резко упало. Простому смертному сейчас стало практически невозможно получить высшее образование. Его могут получить дети из среднего сословия, чьи родители имеют место при кормушке взяточничества или воровства. На Руси всегда воровали, но сейчас, благодаря тому, о ком говорили и иже с ним, воровство возведено в ранг. Практически сейчас воруют все. Во многие структуры власти проник криминалитет и с успехом правит бал, грабя родное государство.  Помните, фарид Ибрагимович Фильм (Белое солнце пустыни) и слова таможенника Верещагина. За державу обидно! Ох, как обидно!
-Да, правда, ваша, Сан Саныч! Обидно за державу! Обидно за Русский народ, за миллионы трудяг, которые оказались за чертой не бедности, а нищеты. Это ж надо додуматься до того, что за ваучеры, то есть за то, что принадлежит мне, надо было ещё и платить. Специально народу практически ничего не объяснили, чтобы легче было грабить. И это в государственном масштабе. Да при уме, при нашем богатстве страны в эти треклятые рыночные отношения можно было въехать на золотой карете, и я бы помог её отлить. Но, к сожалению, у наших руководителей страны в девяностые годы прошлого столетия ни ума, ни совести не оказалось. Зато нашлись люди, которые умели кое-что наливать и знали точно, кому нужно наливать, чтобы иметь то, что они сейчас имеют.  Смешно, когда правительство рассуждает, что в скором времени даже пенсия будет выше потребительской корзины, а они знают интересно, что в неё входит.  На неё даже бомж, питающийся на свалке, не сможет прожить.
-Обиднее всего, что это всё не обратимо. Даже соответствующие законы ввели в действие, чтобы легализовать награбленное.  В Госдуме засели мощные лобби и нужные законы хоронят, а вносят те, что можно было бы внедрить и попозже. Делают вид, что в поте лица трудятся, а сами на дорогих иномарках катаются.  Мы-то с вами уже прожили жизнь, как-нибудь доскрипим, хотя обидно до чёртиков.  Фактически мы потерянное поколение, дети военных и послевоенных лет, которым и так достались и холод и голод детства, но нам не привыкать, прорвёмся.  А вот молодёжи будет трудно пробиваться в эти новые волчьи времена.
В этот момент на крыльцо дома вышли Аля с Фатимой и позвали нас к столу. Пока я шёл к дому, то чувствовал на себе изучающий взгляд Фатимы.
-Ну и каков вывод? – спросил я у неё. Она засмеялась.
-С Вами действительно не соскучишься. Аля, он, похоже, гипнотизёр, да к тому же мысли чужие читает без спроса.
-О чём это вы толкуете, ничего не понял, - вопросительно посмотрев на девчат, спросил фарид Ибрагимович.
-Да не обращайте внимания, фарид Ибрагимович, это молодёжь нас стариков подкалывает.
-Вот я им подколю сейчас. Цыть стрекотухи, и Сан Саныча не сметь обижать.
Зинаида Васильевна, мама Фатимы, уже успела накрыть стол и уставить его продуктами домашней кухни. По всему было видно, что к встрече подготовились. На столе были и национальные татарские кушанья, в том числе тончайшие ломтики конской колбасы казы и русские пирожки с капустой, лапша с тушёной бараниной и другие блюда, от вида которых поневоле текли слюнки.
-Мы тебя Александра в субботу ждали, барашка зарезали, шашлык приготовили, но видишь, как получилось. Спасибо Сан Санычу, выручил тебя. Давайте выпьем за встречу!
Выпили за встречу, потом за друзей, за хозяев дома. Разговор становился всё раскованней. Все шутили, смеялись. Как говориться застолье удалось. Я спросил у хозяина, сам ли он делал конскую колбасу.
-Конечно сам! Мы тут с соседями хорошо живём и вскладчину, раз в два года покупаем лошадь и делаем колбасу сразу на три семьи.
-Аля, ты знаешь, как делают вот такую колбасу? – обратился я к ней.
-Откуда мне знать такие тонкости. Если знаешь, то расскажи.
-Если компания не против этого, то я попробую, а фарид Ибрагимович меня поправит, если что-то не так. На изготовление этой колбасы уходит ровно год. Обычно в мае месяце покупается рабочая лошадь среднего возраста. Всё лето она откармливается до августа месяца. Работать на ней в этот период запрещено. В августе лошадь гоняют до седьмого пота, смывая его каждый раз, кстати, вот откуда появилось это выражение, а уж затем её забивают и начинают делать вот эту самую вкуснятину. Из целой лошади хорошей колбасы можно сделать не более сорока или пятидесяти килограмм. На колбасу можно использовать только хорошее мясо без жил, Фактически только из бёдер. Мясо нарезается тонкими длинными полосками и кладётся в тазы, куда добавляется сахар, специи и нутряное конское сало, порезанное на мелкие кусочки. Всё это делается практически в стерильном режиме и естественно без доступа мух. Мясо лежит несколько дней и вот завтра или послезавтра оно протухнет, но его сегодня, в этом-то и секрет, набивают в чисто отмытые кишки, крепко завязывают и вывешивают под металлическую крышу. Опять же доступ мухам запрещён. Под металлической крышей колбаса висит до мая следующего года. От нагрева под металлической крышей нутряной жир пропитывает мясо, а зимний холод формирует этот своеобразный вкус колбасы. Я правильно рассказал, фарид Ибрагимович?
-За исключением некоторых тонкостей, которые в разных местностях свои, всё совершенно точно. Откуда это вы знаете?
-Да я вырос рядом с татарским селом, поэтому и знаю.
-Кстати, фарид Ибрагимович, ваш рецепт очень удачен, колбаса отменная.
Хозяин дома был доволен, что его труд оценили по достоинству. В разговоре о тонкостях приготовления колбасы он упомянул деревню, где он вырос, и что там дополнительно делают для улучшения вкуса. И в этот момент меня вдруг осенило, к кому в гости я попал.
-Девушки, внимание! Показываю единственный и неповторимый трюк волшебства. Всех присутствующих прошу соблюдать тишину в любых ситуациях, иначе импровизация может не получиться.  При этом я обратился к хозяину дома:
-Уважаемый, фарид Ибрагимович! Сейчас я попробую, также как знаменитая Ванга, покопаться в вашей судьбе. Вы, не против этого?
-Ради бога, всё что угодно.
Я сделал таинственное лицо, подошёл к нему, поднял над его головой свои руки, с распростёртыми пальцами и сделал ими несколько движений. Все с интересом смотрели на нас. Я заставил фарида Ибрагимовича сесть ко мне лицом и смотреть мне прямо в глаза, при этом взял его руки и повернул их ладонями вверх. После всех этих приготовлений, я начал рассказывать, что учился он почему-то в соседней деревне, а не в своей. В школу он ездил и зимой и летом на велосипеде. Что у него была подруга из его же деревни, которую он возил в школу на велосипеде, и что у неё были чёрные, как смоль глаза. Я рассказывал, что у него был брат, летчик, который был для него кумиром, и он во всём хотел походить на него. Когда я это сказал, Зинаида Васильевна ахнула и перекрестилась. Далее я поведал, что он часто, чтобы доказать одноклассникам свою силу воли, резал бритвой свою левую руку, при этом я показал всем присутствующим его руку, где действительно были старые шрамы. Во время моего повествования лицо у Фарида Ибрагимовича стало пунцовым. Было видно, что мой рассказ затронул его до глубины души.
-фарид Ибрагимович, сознайтесь, что вы два раза, извиняюсь, три раза целовались со своей черноокой подругой.
-Действительно было такое, но откуда вам это известно?
-Мне многое известно. А вы помните, что в восьмом классе во вторую смену на твою парту садилась очень красивая девочка из седьмого класса. Ты помнишь её?
-Да помню! Её невозможно не помнить.
-Так вот, фарид Ибрагимович её Фамилия была Меркулова, а звали её Валей. Вспомнили? А ведь это мама нашей Александры, и я докажу вам это.
При этих словах Аля вскрикнула. Я погрозил ей пальцем и указал на дверь. А затем продолжил пытать хозяина дома, который был на грани потери сознания. Примерно в таком же состоянии были его жена и дочь.
-фарид Ибрагимович! А вы помните, с вами в одном классе учился такой рыжий паренёк?
-Да, помню! Если память не изменяет, его Шуриком звали, а прозвище, это я точно помню, было, колдун. Его так девчата почему-то прозвали. А чего он вам дался?
-А то и дался! Давайте уважаемый фарид Ибрагимович, знакомиться второй раз в жизни. Иванов Александр Александрович, или проще Сан Саныч, а в былые школьные годы, просто Шурик. Твой рыжий одноклассник.
На мгновение в комнате повисла мёртвая тишина, которую нарушил фарид Ибрагимович:
-Неужели это ты? – он вскочил и бросился меня обнимать, а потом воскликнул:
-Девчата наливайте, ко мне друг детства приехал, которого я не видел сто лет! Ну, надо же такому случиться, правду говорят, что гора с горой не сходятся, а человек с человеком, где-то да повстречаются. Чего же сразу по приезде не сказал об этом?
-Да я сам понял это только тогда, когда ты фарид Ибрагимович проговорился в разговоре про родное село, где родился. Только тогда я понял кто ты есть на самом деле, ну и  решил вас всех разыграть спиритическим сеансом.
-Да ты нас всех в шоковое состояние вогнал. Ну, ты Саня даёшь! Ты уж извини, но давай договоримся, никаких отчеств. Договорились? Да где же рюмки, в конце концов?
Мы вновь выпили за встречу. Вспомнили, как в школе старались хоть чем-то угодить Алиной маме, когда она входила в класс.
-Аля свою машину пригони сюда, я её на постамент водружу. Благодаря твоей машине, я встретил школьного друга. А что это мой друг только пригубляет рюмку, а не пьёт до дна?
-фарид! Пожалей меня, я сегодня уже свою годовую норму спиртного выпил. Честное слово!
-Договорились, в этом вопросе насиловать не буду. Нет, ну это ж надо, до сих пор в себя не приду. Нет, не зря, тебя девчата колдуном звали.
В тот вечер мы проговорили до поздней ночи. Фарид и в школьные годы был острословом, а тут, на радостях, он такие перлы стал выдавать, что всех нас чуть не уморил. В полночь он от избытка чувств и воспоминаний о детстве, хотел позвонить в Москву Алиной маме и сообщить ей о нашей встрече, о том, кто на самом деле оказал помощь её дочери. Мы с Алей, еле отговорили его от этого шага. Пора было укладываться спать. Аля легла в комнате Фатимы, мне постелили на веранде. Мы с фаридом вышли покурить, уселись на лавочке и проговорили почти до рассвета. Зинаида Васильевна дважды выходила нас разогнать, но потом видно смирилась.
На следующий день проснулись все естественно поздно. Девчата тоже давно не виделись и проговорили всю ночь. Спать улеглись только под утро. Ночью я рассказал фариду про сложившуюся ситуацию в наших отношениях с Алей. Он долго молчал, осознавая произошедшее, а затем высказал своё мнение:
-Жизнь, безусловно, сложная штука, и рецептов на все случаи не предусмотришь, и всё-таки парень ты перегнул палку. Я всё понимаю, и что инициатива исходила не от тебя, но ты должен был удержать ситуацию в рамках простых дружеских отношений. Сейчас же спираль закрутилась так, что что-то может лопнуть. Я ставлю себя на место Валентины и расклад не в твою пользу. Ты и в мыслях не держал отыграться за прошлое, а получается именно так. Возможно, со временем у Али исчезнет это восторженное отношение к тебе, и можно будет разбежаться. А до той поры всё скрывать от её родителей, ну а если она действительно забеременела? Что делать? Скрыть это не скроешь. Ох, натворил ты Саня дел, что и большой ложкой не расхлебать.
Когда, наконец, все собрались завтракать, раздался телефонный звонок. Звонила Алина мама. Судя по ответам Али, та интересовалась положением дел. В конце разговора, Аля сообщила маме, про фарида Ибрагимовича, про то, что он, оказывается, её знает, ещё по школе, и при этом передала трубку фариду.
-Здравствуй дорогая Валентина Сергеевна! Видишь, как получается, наши дети дружат чуть ли не с институтской скамьи, а мы, родители, и не предполагали что, оказывается, тоже знакомы. Мы с тобой даже сидели за одной партой, только ты в первую смену, а я во вторую. Вчера Аля сообщила, что собирается съездить на твою родину, и тогда-то вот и выяснилось, что мы с тобой учились в одной школе. Предлагаю приехать к нам и отметить такое совпадение. Да Сан Саныч здесь, безусловно. Они вчера приехали. Передам, безусловно. До свидания!
-Тебе Саня, персональный привет. Ох, ребята, чего ж делать-то будем. Валентина может не выдержать такого удара. Аля, Саша мне всё рассказал, так что давайте думать, как с честью и достоинством выйти из создавшегося положения. Во-первых, Аля, ты уж извини меня за прямоту, но что ты сама думаешь делать?
-фарид Ибрагимович! Я всё прекрасно понимаю, что ставлю Сан Саныча, да и себя в идиотское положение. Но и твёрдо знаю другое, что теперь я просто не смогу жить без вот этого человека, если конечно он не бросит меня. За себя я ручаюсь, это у меня не минутная прихоть, не курортный роман. Всю свою сознательную жизнь, я искала своего суженого и вот наконец-то, мои мечты сбылись. Теперь я скорее порву со всем миром, но ни за что не откажусь от дорогого мне человека. Милый Сан Саныч, мы с тобой ещё не объяснялись в любви, так вот я принародно это делаю.
-Аля! Я прожил интересную жизнь, был дважды женат, да и то только потому, что всю жизнь любил твою мать и искал женщину, ну хоть чем-то похожую на неё. Моим чаяньям было не суждено сбыться, и только сейчас, когда встретил тебя, я понял, что нашёл то, что искал. Я это понял мгновенно, с первого взгляда на тебя там, в Кирицах, когда ты подошла купить мороженое. Если помнишь, то я тебе тогда предложил руку и сердце. Когда ты отъезжала, у меня всё в груди перевернулось. Единственное, что остановило меня броситься за тобой вдогонку, это мои годы. Боялся стать посмешищем в твоих глазах. Моя любовь к тебе вызрела в течение всей моей жизни. Единственное, что меня смущает, так это реакция твоих родителей.
-Друзья мои! – вмешалась в разговор Зинаида Васильевна, и когда все обратили на неё внимание, продолжила:
-Вы зря так уж драматизируете обстановку. Валентина, в первую очередь мать, а сердце матери, уж поверьте мне, способно ради своего чада на любые лишения и жертвы. Оно способно ради счастья своей дочери вынести всё. А в данном случае и переживать-то не из-за чего. Да наплевать, что муж у Али будет пожилой, главное, что он любит её, а она его. Поверьте, всё обойдётся. Главное, её надо подготовить, а не бить с лёту.
-Ну, мать ты у нас стратег, всю жизнь с тобой прожил, а мудрость твою только сейчас заметил, - улыбаясь, произнёс фарид.
-Да тебе и некогда было замечать, всё на работе да на работе. Давайте-ка друзья позавтракаем, на сытый желудок думается легче.
После завтрака, я предложил всем вместе поехать посетить родные деревни, благо это было всего в сотне километров. Фариду и Зинаиде Васильевне эта идея пришлась по душе, тем более что на родине фарид не был более двадцати лет. После недолгих сборов, мы отправились в путь. Учитывая поздний выезд, я старался наверстать упущенное время, и где была малейшая возможность, давил на газ.
-Саня, что у тебя за машина? С виду обыкновенный москвич, а мотор и остальная начинка видно совершенно другая, - заметил фарид.
-Да ты прав! Мы с сыном поколдовали над машиной и теперь это дорожный зверь с трёхлитровым двигателем, подвеской на пневматике.  Из обыкновенного москвича я сделал джип. Компьютерное обеспечение сделал сын.
-Неплохо поработали. Мне понравилось, как машина ведёт себя на поворотах, делая искусственный крен кузова, исключая возможность опрокидывания на дороге.
За разговором время пролетело незаметно. Первой на нашем пути была родная деревня фарида.
-Куда ехать, фарид? Командуй.
-Давай сначала на кладбище, надо поклониться деду с бабкой, надеюсь, помнишь, где кладбище?
-Ещё как помню. На вашем кладбище мне однажды пришлось быть с одиннадцати до часу ночи совершенно одному.
-Какой бес тебя туда занёс в такое время?
-фарид, ты помнишь Булгачёву Нину, нашу одноклассницу?
-Конечно, помню, она жила в Ярново, чемпионка области по велоспорту.
-Эта Нина, дружила с моим другом Славой, одним из мушкетёров и как-то они поругались и перестали встречаться. Мне было очень обидно за Славку, и я решил наказать Нину. Если ты помнишь, в те времена к нам в село на танцы сходились и съезжались ребята и девчата из всех близлежащих деревень. Нина тоже приезжала на велосипеде и после танцев возвращалась домой всегда мимо вашего кладбища. Это самая короткая дорога к её дому. Вот здесь-то я и решил её дождаться и проучить. В тот вечер я её точно видел на танцах, но не знал когда, она будет возвращаться домой. Поэтому я приехал на кладбище в одиннадцать часов вечера и стал её ждать. Я спрятал велосипед между могил и пристроился сам у крайнего ряда могил, как можно ближе к дороге, чтобы не дай бог не пропустить её возвращение. Безусловно, было жутковато, но я и раньше себя испытывал ночными походами на кладбище, так что терпеливо ждал. Примерно в час ночи, я услышал скрип её велосипеда, только у неё он так скрипел.  Я начал загробным голосом стонать и просить помощи выпустить меня из могилы. Когда она услышала в кромёшной темноте мои вопли и стенания, то рванула так, что я думал, оборвётся цепь. Догнать я её смог только у самого дома. Когда она меня узнала, то чуть не убила. Но этот ночной рейд имел положительный результат. Нина со Славой помирились.
-Господи! А если бы у неё сердце не выдержало? Так ведь легко и инфаркт получить, - промолвила Зинаида Васильевна, а потом добавила:
-Экий ты проказник был, Сан Саныч.
В этот момент мы подъехали к кладбищу. Выйдя из машины, все гуськом направились за фаридом на кладбище. В родной деревне, где родился и вырос фарид, жили в основном татары, но были и русские семьи. Поэтому в этой деревне, было два кладбища. Русское кладбище было рядом с деревней, а татарское чуть ли не в двух километрах от деревни, на высшей точке местности, откуда открывался вид на десятки километров и где было перекрестие многих дорог. С кладбища было видно и всю деревню Фарида.  На татарском кладбище не было крестов, вместо них на каждой могиле лежали огромные валуны, которые в нашу местность когда-то притащил ледник, или были памятники, выполненные в национальных татарских традициях. Фарид нашёл могилу родственников и молча положил на неё букет цветов. Мы с Алей тоже положили цветы, и отошли, дабы дать возможность семье фарида пообщаться с духами предков наедине.
-Так, где ты тут безобразничал, издеваясь над одноклассницей?
-Пойдём, покажу, пока фарид с семьёй пообщается с родными.
Я повёл Алю к дальнему краю кладбища, который примыкал к дороге.
-Вот где-то здесь, я прятался средь могил и ждал Нину.
-Ух! Могу представить как здесь жутко ночью. Неужели было не страшно?
-Страшно не было, но иногда мороз по коже пробегал. А теперь посмотри вон на тот бугор вдали. Это место называют Батышки. По местным преданиям, именно там стоял шатёр хана Батыя, когда он с войском шёл на Москву. А эта деревня была названа в честь мирзы Алёши, которому якобы хан Батый оставил на попечение и лечение всех больных и раненых в боях татар. В детстве мы часто делали раскопки на Батышке. Удачными их трудно назвать, но обломки сабель мы находили. Из одного такого обломка, я когда-то в детстве сделал первый финский нож. А вон видна и моя родная деревня, а вернее большой рабочий посёлок.
Нашу с Алей беседу прервали, вернувшаяся семья фарида.
-Саня, ещё мне очень хотелось бы посмотреть мой дом и место на реке, где я очень любил бывать.
-Нет проблем! Едем, показывай дорогу.
К сожалению, дома, как такового, уже не было. На месте дома буйствовал бурьян и заросли крапивы. Подобных мест в деревне было очень много. Во всём чувствовалось запустение и заброшенность. Деревня явно умирала, в ней жили уже только несколько пожилых семей, которым просто некуда было деться. Фарид пробрался к старой яблоне и стал гладить ствол, как бы лаская его и передавая щемящую грусть души. На толстой горизонтальной ветке болтались обрывки верёвки. Видно когда-то здесь были привязаны детские качели. Под яблоней сплошным ковром лежали осыпающиеся недозрелые яблоки, как мы их называли в детстве - зелепутки. Вид плачущей своими плодами яблони, навевал нестерпимую грусть. Глаза фарида подозрительно заблестели от щемящих душу воспоминаний.
-Поедем отсюда. Душу выворачивает наизнанку от всего этого.
К реке проехать оказалось не просто. Все луга заросли некошеной травой. Дорога к реке была видна по старым тракторным колеям.
-Не порть машину, не проедем, - сказал фарид.
-Давай всё-таки попробуем. Сейчас накачаю подушки подвески.
Я включил компрессор, и машина быстро поднялась. Местами колеи расходились, и приходилось выбирать наиболее мелкие, чтобы проехать. Тем не менее, мы смогли преодолеть луга и через лес выехали на высокий берег реки. Проехав ещё метров триста, я остановил машину. Здесь на крутом берегу реки были расположены два озера, а между ними уютная поляна, по всему периметру, обросшая ивняком и мощными дубами.  А сами озёра заросли кувшинками и лилиями.
-Как ты догадался, что это именно то место, которое я хотел увидеть? - спросил фарид.
-Здесь, в этом лесу, это самое красивое место. Поэтому я и подумал о нём, слава богу, не ошибся. С этим местом меня связывает очень многое. Аля, посмотри внимательно, вот в этом направлении, и представь здесь стог, а рядом с ним шалаш.
-Боже мой! Здесь вы были с мамой, здесь вы целовались до мозолей на губах, здесь был реквием вашей любви. Как же здесь красиво.
-Так значит это сюда, к чёртову омуту ты приезжал с Валентиной? – не то спросил, не то констатировал фарид.
-Да! Это самое дорогое для меня место на земле.
-Мир порой бывает очень тесен. А для нас с Зиной это тоже святое место. Фатима, вот на фоне этой красоты здесь мы с мамой и зачали тебя, - Задумчиво сказал фарид и нежно прижал к себе Зинаиду Васильевну, а потом спустя мгновение добавил:
-Вот мы с Саней в школе не были друзьями, просто одноклассники, но только сейчас я понял, как много общего нас связывает. Нас воспитали одни и те же книги, одна и та же школа, одни и те же учителя, привившие нам любовь к природе, любовь к красоте. Как я им сейчас благодарен за ту частичку души, что они вложили в нас. Это школьные учителя нас сюда привозили и показали во всей своей прелести наш родной край. Помнишь, Саня?
-Конечно, помню! Однако друзья, время уже обеденное, поэтому предлагаю устроить здесь пикник. Девчата тащите припасы из машины, сюда на берег, и покрывало не забудьте.
Обед на природе прошёл под эгидой воспоминаний о детстве. К фариду вернулось его неподражаемое чувство юмора, так что все катались по траве от его шуточек. Полуденное солнце припекало, поэтому перед отъездом из этого благословенного места, все решили искупаться, но тут оказалось, что никто не захватил ни плавок, ни купальников. Выход был моментально найден. Мы, мужчины уступили место женскому полу, а сами пошли купаться чуть дальше по реке. Во время купанья, фарид вспомнил, что здесь раньше было полно раков. Решили проверить и на наше счастье раки не исчезли. Мы с фаридом быстро наловили их и сложили в сумку холодильник, предвкушая отведать их вечером, ибо варить сейчас их было не в чем. Эту операцию мы проделали втайне от остальной компании, надеясь вечером их удивить.
После купанья решили продолжить экскурс по родным местам. Вначале поехали к месту, где раньше жила Алина мама, но нас ждало горькое разочарованье. Мы не нашли не только Валиного дома, мы не нашли самой деревни. Её просто не было. Вместо сотни домов, мы обнаружили заросли бурьяна, выше человеческого роста. Где стояли дома, можно было угадать только по кучкам одичавших яблонь и вишнёвых зарослей. Я остановил машину возле того места, где некогда стояла изба Валиной тётки. Я узнал это место только по раскидистой ветле, которая росла у калитки палисадника, и у которой мы с Валентиной целовались.
-Аля, вот место, где в детстве жила твоя мама. Обрати внимание на излучину реки, которая всегда была видна из окон дома. А у этой ветлы раньше стояла лавочка, а вот в это дупло хозяева всегда клали ключ от дома, когда уходили и запирали дом на замок.
Наш разговор прервался из-за появления белой как лунь старухи, продиравшейся, к нам сквозь заросли бурьяна, и как видно слышавшей часть нашего разговора.
-Ить, чьи же вы будете? Уж не родственники ли покойной Матрены? Взаправду говоришь, про ключ от замка. Матрёна завсегда туда его клала. Хорошая была баба, душевная, царство ей небесное. Аль действительно родственники?
-Да, вот Аля родственница Матрёны Марковны.
-Да неужто Валина девка, других-то сродственников у неё и не было, не считая, сестры, которая жила в Москве?
-Да, я её дочка, а вы знали мою маму?
-Да, как не знать, чай на глазах выросла. Всё детство здесь пробыла. Статная была девка, наверное, и сейчас такая же. Умная и уважительная очень, только вот Матрёна говорила, что со здоровьем у неё что-то не очень хорошо навроде. А ты, чей же будешь, чай местный, коль про ключ знаешь, да про скамейку, - спросила старуха, обратившись ко мне.
-Нет, я не местный, но знал и дружил с Валей, а жил там, в посёлке.
-Да неужто, Шурик, Яковлевны сын? Только с ним Валентина любовь крутила, да что-то не заладилось у вас, так Матрёна говорила.
-Угадали! Простите, а как вас величать?
-Величать не надобно, чай не барыня, а звать меня Пелагея Кузьминишна Шарова, я отсель в аккурат через три дома жила. Дружили мы с покойной Матрёной.
-А Люба Шарова случайно не ваша внучка? Здесь ведь пол деревни было Шаровых?
-Не хотела я про внучку разговор заводить, да сам напросился. Колдун треклятый! Ты уж прости старуху, право слово, обидно за внучку. Любила оно тебя до помрачения, так и осталась в девках, всё тебя ждала. Спасибо, что не испортил девку, зная про её любовь к тебе. Знаю я про ваш откровенный разговор на выпускном балу, Любка все свои сердечные тайны мне поверяла. Может и правильно, что не стал девке голову дурить, а сразу отшил. После того разговора, Любка неделю ревмя ревела, а потом собралась и укатила на дальний восток, к дальним родственникам, да таки и живёт там, до сей поры. Ни разу не приезжала, но письма пишет, зовёт к себе. Да куда мне ехать, когда скоро на погост пора собираться. С Эдиком живу, Любкиным братом, там в посёлке, может, помнишь его.
-Помню, но смутно. Он намного старше нас был. А будете писать письмо, передавайте Любе привет, а в общем-то не знаю, стоит ли бередить старые раны. Пелагея Кузьминична, вы лучше внучку знаете, поэтому поступайте, как вам ваша совесть подскажет. Любе я всегда желал только счастья, а полюбить её не мог, ибо любил всю жизнь Валю, да как Вы сказали, не заладилось у нас с ней. С той поры, как бывал с ней вот у этой ветлы, практически и не виделся. Так что мы с Вашей внучкой Любой одинаково жизнью наказаны. А что ж вы здесь-то делали, Пелагея Кузьминична?
-Да я по старой привычке, приползла за ягодами ирги. Знатная ирга была у Матрёны, ранняя, да и та, без человеческого ухода, одичала. А ещё вот вишнёвой смолы набрала, очень она мне от моих болячек помогает. Вы уж извините меня, что влезла к вам в разговор, да ить любопытство попутало.
-А ты дочка на мать смахиваешь, такая же ладненькая, - обратилась старуха к Але.
-Ить княжеская кровь то играет, ажнык в четвертом поколении. Матрена мне сказывала про твоего прапрадеда. Из Голиценского роду вишь был. Заболталась я тут с вами, пора и честь знать. Прощевайте! Валюшке привет передавайте от Пелагеи, может, помнит старуху, у которой на коленках в детстве ёрзала.
С этими словами, старуха откланялась и направилась по еле заметной тропе в сторону посёлка. Аля пожелала ей вслед доброго здоровья, но та не оборачиваясь, лишь махнула рукой. Встреча с говорливой старухой, которая знала всё про всех, честно говоря, нас ошарашила. Мы ещё несколько минут после её ухода не могли прийти в себя. Затянувшееся молчание прервала Аля:
-Ну, бабка, как нас изумила? Я оказывается дворянских кровей, правда очень жидких, но тем не менее. А ты Сан Саныч оказывается многим дурил голову в детстве. Даже старуха знает твоё прозвище. Когда ты разыгрывал фарида Ибрагимовича, я прямо остолбенела, и впрямь подумала, что ты колдун. Ну, что, будем считать миссию завершённой. Я узнала даже больше, чем рассчитывала. Слово за вами товарищ маузер. Куда едем? – обратилась она ко мне.
-Во-первых, на кладбище, а там будет видно.
Выехав на дорогу, ведущую к посёлку, я остановил машину. С тропинки на дорогу выходила давешняя старуха. Выйдя из машины, я направился ей навстречу.
-Пелагея Кузьминична, вы уж извините нас, но у меня к вам ещё один вопрос. Вы наверняка знаете, где похоронена Матрёна Марковна. Может вас не затруднит съездить с нами на кладбище показать могилу. Неудобно получится, если мы уж приехали сюда и не поклонились её праху. Мы вас потом отвезём, куда вам надо.
-Святое дело! Как не съездить? Поехали.
На кладбище Пелагея Кузьминична, свободно ориентируясь, сразу подвела нас к могиле своей подруги.
-Здравствуй Матрёна, вот привела к тебе Валину дочку, полюбуйся на красавицу. Скоро чай свидимся, погутарим по душам.
Мы положили цветы на могилу. Было видно, что за могилой кто-то присматривает. Скорее всего, за ней следила Пелагея Кузьминична.
-Ну, вы тут погутарьте с Матрёной, а пойду, навещу могилки родных и близких, когда ещё бог приведёт сюда, - бросила фразу Пелагея Кузьминична и юрко повернувшись, исчезла в кустах.
Аля взяла меня за руку и прижалась ко мне плечом.
-Спасибо, что догадался захватить сюда Пелагею. Мне мама говорила, где могила, но я бы здесь точно не нашла, тем более что никаких надписей на памятнике нет.
Мы ещё молча постояли у могилы и затем все пошли за мной. На могиле моей мамы лежали свежие цветы, видно сюда недавно приходил мой братец. К нам присоединилась Пелагея Кузьминишна.
-Здравствуй дорогая Анна Яковлевна! Вишь, к тебе старшой сынок прикатил. Не забывает. Весь в тебя пошёл. Не о себе думает, о людях. Уважают его все, кто его знает. Можешь гордиться им. Да и тебя в трудную минуту не бросил, когда заболела. Из больших начальников ушёл, к тебе приехал и скрасил твои последние годочки жизни. Вишь как, с министрами знался, а из-за тебя сел на трактор, но зато рядом с тобой был. Хорошего ты Аннушка сыночка воспитала. За Зинку тебе спасибо, сродственницу мою. И её спасла и Светку своим телом согрела и жизнь дала. У Светки сейчас уже трое детей. Мы завсегда тебя поминаем. На снегу роды приняла и всех спасла. Низкий тебе поклон от них. Жди, скоро свидимся.
-Пелагея Кузьминична, а дед Светланы как поживает?
-Помер Сашка, царство ему небесное. Знаешь ведь, пил здорово.
Посетив ещё могилы деда с бабкой, мы ушли с кладбища. Завезли Пелагею Кузьминичну домой, и затем заехали в старую липовую рощу, где когда-то была больница, в которой работала моя мама. Здесь же в липовой роще когда-то стоял наш дом. От больницы и от дома уже ничего не было, даже бурьян выродился. Повсюду росла только трава. Многие липы стояли с сухими макушками, навевая грусть. Из липовой рощи, которая была расположена на высоком бугре, открывался красивый вид на весь посёлок, лежащий внизу, в пойме реки.
-Теперь мне многое понятно, - сказала Аля, а затем продолжила:
-От такой красоты, дух захватывает. Вот тут были заложены корни твоей поэтической души. Тут даже пахнет романтикой, а ещё этими цветущими липами.
-А вот в этом месте под дубом цыгане всегда разбивали свою стоянку. Собирали в круг кибитки и жили несколько дней. Как давно это было. Ладно, хватит ностальгии, пора возвращаться.
Вернувшись в Касимов, мы первым делом сварили раков. Женщины, безусловно, были удивлены. По дороге мы нигде вроде не останавливались, в магазины не заходили, и вот тебе на, целый поднос крупных раков на столе.
-Опять колдовские штучки? – спросила Фатима.
-Ничего подобного, просто, когда вы купались, мы наловили раков, - ответил ей отец.
Воздав должное ракам, мы расположились в саду у самовара. Текла вялая беседа о поездке на родину. Все мысленно переваривали свои впечатления от экскурсии в прошлое. Меня лично вогнал в тоску вид родного посёлка. Большое количество брошенных домов говорило о том, что посёлок потихоньку умирает. По дороге от кладбища, Пелагея Кузьминична рассказала нам, что вокруг поселка за последние десять лет исчезло с лица земли тринадцать деревень. Создавалось впечатление, что кто-то целенаправленно уничтожает сельское хозяйство. В детские годы в посёлке был совхоз, колхоз, крупнейший в области откормочный комплекс крупного рогатого скота, областного значения холодильник, сахарный завод, а сейчас работает только завод, остальное прекратило своё существование. А мне помнились времена, когда в посёлке и это в сельской местности, работали дворники, подметая улицы и площади, летом специальные бригады женщин следили за клумбами с цветами, которых было очень много в посёлке. Только футбольных полей в деревне было три штуки, заводской, совхозный и деревенский.  Все три стадиона поддерживались в идеальном состоянии. И хотя на этих стадионах не было трибун и даже обыкновенных скамеек, но разметка полей, сами поля были всегда в хорошем состоянии и часто использовались. А сейчас в посёлке было запустение, разбитые дороги, гнойные глазницы забитых окон домов, щербины в рядах домов улиц, заросшие бурьяном, лебедой, крапивой и чертополохом. Вид давно не паханых полей, зарастающих молодыми берёзками и сосняком, навевал грустные мысли. Весь разговор только и шёл об этом. Родные места целиком превращались в одно большое кладбище. У всех было угнетённое настроение, поэтому решили рано лечь спать. На этот раз, нам с Алей постелили одну пастель на двоих. Когда мы улеглись, Аля обратилась ко мне:
-Да не переживай ты уж так. Может всё ещё образуется. Сколько напастей сваливалось на Россию, выбиралась же с честью, выберется, и на сей раз.
-Аля, помнишь строчки из классики:
         Лишь не сжата полоска одна,
         Грустную думу наводит она.
-А здесь сотни тысяч гектар зарастают лесом, Я думаю, этот процесс не обратим. Такого не было ни при нашествии татар, ни даже после войны, когда не было мужиков и бабы землю кое-где пахали как в старину, волами и коровами.  Извини ради бога, всё хорошее впечатление от поездки на родину мамы, мы с фаридом своими воспоминаниями испортили. У меня теперь только одна радость, это ты. Как же я хочу, чтобы наша неожиданная встреча, принесла тебе только счастья.
В эту ночь близости между нами не было, но каждый из нас ощущал присутствие друг друга и это давало огромное счастье.  Утром, за завтраком, я рассказал всем историю Гали, живущей в Кирицах, и то, что я нашёл отца Вити, и что он приедет в субботу ко мне. А в пятницу я должен съездить за Галей и привезти её к себе. Я надеялся на благоприятный исход их встречи, поэтому нам надо хорошенько подготовиться к ней. Попросил фарида с Зинаидой Васильевной приехать ко мне в среду.  А в пятницу мы все вместе проведём подготовку, да и сами пообщаемся. На этом и договорились, после чего мы с Алей и Фатимой уехали.


Рецензии