Иван-Дурак VII

VII

d.
Далее образ Дурака представляется в трех в некотором роде сходных ипостасях, заменяющих друг друга в различных вариантах сказок. Это умный шут, веселый скоморох и хитрый вор. Заметим, под маской шута в сказках действительно часто изображается умный и находчивый человек. Скоморох, иногда являющийся одновременно и шутом, подобно вору, также не лишены указанных качеств.

Черты разудалого скомороха и хитрого, подобно вору, шута узнаются в Иване-Дураке и в случаях, когда сказка изображает его музыкантом, мечтателем или поэтом. Тогда герой с помощью музыкальных инструментов (дудка, балалайка или гусли-самогуды) снова одерживает победу, заставляя плясать превосходящих силой людей или животных.

Можно сказать, что грань между тремя указанными сторонами Дурака не имеет четкой границы. Определенно, Иван может быть как одним из них, а бывает, что и тремя одновременно. Такое состояние может прямо указывать на соответствие нескольких свойств одному образу, показывая тройственное состояние одного героя, расщепление одного на три, или тремя проекциями в сущности единого существа.

При этом на память приходит упоминание о третьем, то есть младшем сыне, а также некоторые пока смутные но интересные намеки на христианскую Святую Троицу.

е.
Следующими и скорее  более слабыми попытками интерпретаций разбираемого героя являются наиболее древние философские размышления. К ним относятся используемые изречения Сократа: «Я знаю только то, что я ничего не знаю» и Лао-Цзы: «Умные — не учены, ученые — не умны».

Конечно, в подобном русле размышляли многие философы и более позднего времени.

Вероятно, указанные многозначительные древнейшие воззрения напоминают извечно упоминаемую слабость сознания человека в постижении глубоких истин окружающего мира. В направлении такого понимания встречаются предположения, что настоящая истина может открыться человеку только в некотором необычном состоянии сознания, вероятно в особом психическом состоянии.

Правда более точное описания необычного состояния сознания и возможных способов вхождения в такое состояние отсутствует. Попутно приходят мысли о мистериях древних волхвов, жрецов и шаманов. Однако такой неожиданный поворот мыслей гораздо сложнее связать с образом общеизвестного Дурака.

Попутно следует упомянуть многочисленные данные, при которых некоторые психические состояния, даже влюбленность, особенно в прошлые времена, часто принимали за болезнь.

                Продолжение следует ...


Рецензии