Информационные средства и информация
И
ИНФОРМАЦИЯ
«informatio, onis f [informo] 1) разъяснение, изложение, истолкование (verbi C); 2) представление, понятие (in animo insita I, rei alicjus C); 3) осведомленность, просвещение (erudito et i. AUG).
informator, oris m образующий, воспитатель, просветитель (populi Tert)» (Латинско-русский словарь, Дворецкий И.Х., М., 2005).
«ИНФОРМАЦИЯ ж. Совокупность сведений, уменьшающих неопределенность в выборе различных возможностей» (А.М.Микиша, М., 2004).
«ИНФОРМАЦИЯ, - и, ж.
Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщение, извещающее о положении дел, состоянии чего-н. Получить информацию. Новая информация. Владеть информацией. // прил. информационный, -ая, -ое. Информационный бюллетень. (Ю.В.Алабугина, Екатеринбург, 2005).
«информация, начиная с Петра l; см. Смирнов 123. Через польск. iformacja из лат. information «представление, понятие о чем-л.»» (М.Фасмер, М., 1986).
«ИНФОРМАЦИЯ [information]
1. Совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. 2. В вычислительной технике - содержание, присваиваемое данным посредством соглашений, распространяющихся на эти данные; данные, подлежащие вводу в ЭВМ, хранимые в ее памяти обрабатываемые на ЭВМ и выдаваемые пользователям» (В.И.Першиков, В.М.Савинков, М., 1991).
«information ~ информация, сведения, данные – строгого определения термина нет. Пример: The Boss likes to have better information. – Босс хочет иметь самую полную и свежую информацию (см также data, informatics) (Э.Пройдаков, Л.Теплицкий, М., 2004).
«information [lat.] w, Unterichtung, Benachrichtigung, Aufklarung (z.B. durch die Presse) (DUDEN, Schuler-Lexikon, 1985).
«ИНФОРМАЦИИ ОТОБРАЖЕНИЯ УСТРОЙСТВО, обеспечивает преобразование электрич. сигналов, несущих информацию, в видимые изображения разл. объектов - предметов, чертежей, букв, цифр и др. знаков. – удобных для зрительного восприятия человеком» (Электроника, энциклопедический словарь, М., 1991).
«ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ – система упорядоченных по определенным правилам сигналов, генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления. На основе восприятия И.м. у оператора формируется образ (концептуальная модель) реальной обстановки. Концепцию И.м. выдвинули В.П.Зинченко и Д.Ю.Панов (1962), термин «И.м.» введен ими же в 1964 г.» (Психологический словарь / под ред. В.И.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2004).
«ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ – обобщенное отражение структурной организации функциональных связей исследуемого явления, схематизированная информация об объекте, наглядное упрощение исследуемого явления; специально создаваемая, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовывать эти элементы с целью нахождения информации для решения задач данного класса; создание искусственной системы, находящейся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом. Информационные модели могут быть вероятностными и достоверными» (М.И.Еникеев, Психологический энциклопедический словарь, М., 2006).
«ИНФОРМАТИКА – наука, изучающая общие закономерности получении, отбора, хранения, передачи, преобразования и применения информации в различных сферах деятельности, организацию и методы научно-информационной деятельности, возможности использования электронно-технических средств; на стыке с психологией изучает проблемы представлений знаний, их объяснения и понимания, проблемы использования информационных технологий, психологических характеристик пользователей информации» (М.И.Еникеев, там же).
«Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений»
«Термин «информатика» появился в середине 60-х годов ХХ века во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью вычислительных машин» (Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. СПб, 2010) (Замечание: одну из областей Франции в середине 60-х годов ХХ века назвали «Информатикой»?Прикольно!).
«Психическое конструирование – наиболее распространенная форма психической деятельности. Это положение должно быть сформулировано таким образом: любая воспринимаемая информация влечет за собой формирование психической конструкции; психическая конструкция представляет собой биологическую форму существования информации; вне психического конструкта информации для субъекта не существует. Данное положение относится к информации как поступающей по рецепторным каналам, так и активируемой из контекста» (Бехтель Э.Е.. Бехтель А.Э. Контекстуальное опознание, - СПб., 2005, с.290).
«1.2. Восприятие информации
Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.» (Макарова Н.В., с.9). [Замечание: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин, Полн. Собр.соч. т.18, с.131), если принять, что В.И.Ленин в эмоциональном напряжении отождествил ощущения с органами чувств, т.е. среда (объективная реальность) действует на органы чувств, с помощью которых организм формирует ощущения: свет и цвет, запахи, теплое и холодное, сладкое и кислое; органы чувств (или ощущений) – это конкретные органы: глаза, уши, нос, кожа…зрение же, слух, обоняние и осязание не могут быть органами чувств; глаза – органы зрения, но зрение – это не зрительный орган, а некоторая система, которая формирует зрительные образы (зрительные ощущения, зрительные впечатления)), то, согласно нашей версии позиций Макаровой Н.В. и В.И.Ленина, взгляды этих двух авторов идентичны. ( Имеем соответственно: «ЗРЕНИЕ – способность видеть, т.е. трансформировать энергию электромагнитного излучения светового диапазона в ощущения и восприятия» ~ Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2004, с.131). Но есть такой доктор биологических наук и академик РАН, который солидарен с Натальей Владимировной Макаровой: «4.2. Зрительная система
Зрение – один из важнейших органов чувств человека» (Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб. Питер; 2006, с.53). И имя этого автора, если верить, что глава 4 была сделана им, - И.А.Шевелев, д-р биолог.наук, академик РАН.
Что же касается нас, то мы не принимаем концепцию ВОСПРИЯТИЯ. Психофизический организм НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ТО, ЧТО СЧИТАЕТ СВОЕЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ, а ТВОРИТ ТО, к чему он относится, как к своей внешней среде, где имеет место быть он сам в качестве фрагмента среды для других, в соответствии со своей схемой ориентации в деятельности. СРЕДА ДЛЯ ОРГАНИЗМА – ЭТО ИМ СФОРМИРОВАННАЯ ОРИЕНТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, СООТВЕСТВУЮЩАЯ Х-реальности, ГДЕ ОН ЕСТЬ В КАЧЕСТВЕ Y-фрагмента. Заметим, что соответственно части ТОГО же учебника имеем: «В настоящее время большинство специалистов согласно, что взаимодействие организма с внешней средой устанавливается на основе моделей внешнего мира и собственного тела, выстроенных мозгом» (с.93, авторы этой части д-р мед. наук, академик РАН В.С.Гурфинкель и канд. биолог. наук Ю.С.Левик).
Организуем соответствие публикации других авторов:«Эта ситуация, на наш взгляд, определяется следующим: так еще не уточнены основные категории – что воспринимается, каким образом и зачем. В поисках ответа на эти вопросы необходимо изменить сам понятийный аппарат, определить суть окружающей среды, объекта и его детали, то, какие психические конструкции они формируют, а также уточнить содержание таких привычных психических конструкций, как представление, понятие, контекст, ввести ряд дополнительных психических образований. Более четкое формирование понятийного аппарата становится основой формирования совсем иных принципов восприятия – бинарность, кумуляция, символизация, апперцепция и антиципация» (Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э., там же, с.8).
Человек с помощью органов чувств имеет дело с тем, что он же, человек, и творит. В этом вся загвоздка или загадка. Обнаружить же это человек может лишь в случае, когда взаимодействовать с неизвестной ему реальностью он начинает посредством приборов – орудий органов чувств. Это обыкновенные очки, линзы, призмы, микроскоп и телескоп, различные так называемые излучатели, без которых вообще не возможно формирование зрительных образов, соответствующих неизвестным фрагментам неизвестной реальности.
А по поводу знаменитого Ленинского определения материи невольно возникает вопрос: как такое могло случится, что миллионы читателей и слушателей не задавали вопроса – как реальность может «копироваться, фотографироваться, отображаться нашими ощущениями»? С чем-то имеют дело наши органы чувств (нос, глаза и уши, например); с подачи этих органов организм формирует ощущения (или чувства): запахи, зрительные впечатления (свет цвет), звуки (слуховые впечатления). Это что-то может быть модель «выстроенная мозгом», которая подвергается анализу (органы чувств – анализаторы?), а ощущения – продукты анализаторской деятельности. Что строит эту модель, которую организм считает внешним миром или средой, и как – это дело второе (может и «мозг», может полевые структуры, связанные с мозгом), но нет вне психической деятельности, вне продуктов деятельности анализаторных систем организма ни света, ни звука, ни каких-либо образов, ни информации, которая также является продуктом деятельности психофизических организмов. Информация не получается, а производится с помощью информационных средств, коими могут являться средства письменности, например, изделия типографий – книги – конструкции из бумаги и внесенных в нее вещественных составов машинами в типографиях. Машины же вносят то, чем заправляют их емкости. Если же для некоторых булки растут на деревьях, то для других емкости машин заправляют текстами и иллюстрациями, которые машинами вносятся в бумагу, для того, чтобы читатели их там находили.
Психофизические организмы формируют структуры, обеспечивающие им программы управления процессами организма. При достаточно стабильных получениях нужных результатов организмы переводят процессы в структурах в автоматизированный режим. Так получаются программы-автоматизмы. Теперь организм считает продукты своей деятельности чем-то чужим, если эти продукты есть результат запуска и исполнения программ-автоматизмов. А скорости получения результатов при этом поражают воображение (для некоторых для зрительной системы – 10 в седьмой степени изображений в секунду!!!). Мы просто не регистрируем динамику формируемой нами зрительной модели, которую считаем видимым нами внешним миром. И какой смысл регистрировать на уровне сознания полет пули со скоростью 1000 метров в секунду на расстоянии около метра от глаз, если предпринять что-либо, чтобы уклониться от встречи с ней, не представляется возможным? Но это не значит, что на другом уровне организм этого не регистрирует!!! Регистрирует и это можно продемонстрировать экспериментально (см. наши публикации в Интернете: Эксперименты с электродвигателем-часами).
Но добиваясь исключительных успехов, благодаря биороботизации, организм оказывается заложником собственных структур, обеспечивающих программы-автоматизмы. Именно потому мы воображаем, что читаем текст, когда действуем на себя с помощью средства письменности. Именно потому, мы считаем, что получаем информацию, когда работает с информационным средством, производя информацию. Получив листок бумаги с нанесенными частицами графита, мы автоматизировано формируем сообщение, т.е. текст и рисунок, если частицы графита нанесены соответственно. Но это совершается так, что для нас текст и рисунок представляется находящимися на бумаге, а мы делаем вывод, что сообщение сформировали не мы, а оно было нами получено вместе с бумагой (вместе с запиской) (см. наши публикации в Интернете – Физические средства письменности).
Свидетельство о публикации №213010500295