Празднование Рождества. Н. Эпатова

Н. Эпатова
Празднование Рождества в селе Трубино.

Отрадно, что возрождаются снова исконно русские традиции. Всё нарядней и пышней празднуется опять в России Рождество Христово. И хотя есть ещё в больших городах не мало людей воспитанных в советском духе, которые рады Рождеству просто как лишнему дню отдыха, но большинство в стране, особенно в глубинке и в деревнях, встречают светлый праздник Рождества Христова всем миром и во истину по канонам Православной церкви. Об этом ярко свидетельствуют Рождественские торжества и богослужения в древнем русском селе Трубино, где я побывала вместе с небольшой группой обнинчан седьмого января 2000 года. В основном это были активисты обнинского РЗД.(Российского Земского Движения)
Едва мы ступили на землю села, как были закружены вихрем праздника. Народа было такое множество, что маленькая сельская церковь не могла всех вместить. И отец Владимир, хорошо известный в Обнинске, перенёс богослужение из празднично украшенной церкви на улицу. Рождественскую службу отец Владимир провёл вдохновенно, а окружающие его молящиеся, в количестве не менее трехсот человек, стояли с зажжёнными свечами. Как по заказу, вышедшее из-за туч солнце своими яркими лучами усилило праздничную атмосферу, грело и ласкало собравшихся. Вокруг искрился и голубел снег, укрывший пригорки и овраги. И как нарисованные, как сбежавшие из прошлого там и сям виднелись сказочные ниточки русских деревень. Даже природа, своей волшебной силою, старалась украсить этот день. После молитвы и поздравлений, начался праздник, чудесный праздник по сценарию русских деревень, хотя и с вкраплением атрибутов нашего времени. Например: ведущий праздника, он же и главный спонсор, и организатор большого гуляния, держал в руках микрофон караоке и пел песни модные в основном в 60-х и 70-х годах. Дети, которых здесь было не мало, его радостно поддерживали. Кстати, возрастной диапазон участников праздника был довольно широкий - от самых маленьких до довольно стареньких.
Было традиционное катание на лошадях, запряженных в сани, украшенных лентами. Можно было прокатиться и на пони. На кострах стояли два огромных бака, из которых поднимался пар и распространялся вкуснейший запах. В них варилось мясо целой коровы. И началось угощение, на специально выставленных столах предлагались всем бесплатно: чудо-бульон (я такого давно не пробовала), огромные порции варёного мяса, посыпанные зелёным луком, аппетитные румяные булочки, печенье, конфеты, горячий чай. И сельчане угощались так тактично, совсем не так, как сейчас заведено в городах, когда всё, что можно хватается со столов и прячется в сумки, заготавливается на халявку впрок. Здесь такого не было.
А какие были игры! Как будто время вернулось лет на сто назад! Колядки, перетягивание канатов, в которых участвовали и самые юные. Очень комичными были бои с подушками, когда двое, с завязанными глазами, колотили друг друга, стараясь вытолкнуть за круг. Или подушки привязывались к животам, и участники старались, вытолкнуть соперника за приделы ринга. Бои сменялись бегом в мешках и другими забавами. Рядом с играющими пели частушки и плясали "русскую" под баян. Особенно оживились пляски, когда баян взял глава администрации Жуковского района Василий Прокопьевич Чурин, которого здесь ласково называют Прокопьевич. "Сыграй Прокопьевич" - попросили его, и полилась музыка.
А потом были весёлые хороводы, смех, песни. Но всё хорошее кончается. Пора было собираться домой и нам. Но куда - то исчез водитель, который привёз нас из Обнинска. Машина на месте, а его нет. Проискав его довольно долго, мы приуныли. Но вдруг в кабине нашей машины появились два молодых человека, которые повезли нас в другую сторону от дороги на Обнинск. На наши полутревожные, полушутливые вопросы они загадочно улыбались и отмалчивались. И тогда я не очень удачно пошутила:
"А Вы случайно не чеченцы? Может быть, Вы взяли нас в заложники? Но Вы только напрасно потеряете время, за нас выкуп никто не даст".
Молодые люди, улыбаясь отвечали: "Угадали. Есть среди нас и чеченцы."
"Куда же Вы нас везёте?"
"Увидите куда".
Ситуация складывалась непонятная. К тому же дорога была не из лучших, местность пересечённая оврагами, с горки на горку. Страшновато. Особенно когда дорога с крутой горы чуть не валилась в незамершую речушку.
Несмотря на пикантность создавшегося положения, нельзя было не залюбоваться красотой окружающей нас деревенской природы, которая радовала глаз. Слева, посреди открытой местности, темнел гребень леса, как россыпь драгоценных камней сверкал снег под лучами солнца. Когда мы подъезжали к маленькой деревне, я заметила  маленькую собачку, которую видела ещё на празднике. Там она с другими собаками всё время была в центре событий, танцев, игр, наблюдая за всем происходящим с почти человеческим интересом. И что особенно поражало, они не крутились возле раздачи пищи, а находились среди веселящихся. И вот теперь, маленькая чёрная собачка бежала по дороге в свою деревню, совсем как человек, возвращаясь домой после праздника.
Конечным пунктом нашего внепланового путешествия оказалась деревня Дураково. Оказывается нас сюда привезли, только для того чтобы пересадить в другую машину. Но мы были даже рады этому приключению, так как увидели много интересного.
В этой деревне располагался профилакторий - богоугодное заведение для страждущих, основанное Морозовым Михаилом  Фёдоровичем, меценатом и предпринимателем, спонсором и организатором праздника Рождества Христова в Трубино. Строения профилактория, обитатели которого во всём себя сами обслуживают, каменные и отапливаются дровами. Стало понятно наличие, на подступах к профилакторию, гигантских поленниц, сложенных так, что издали они напоминают громадные ромашки.
Но вот нас посадили в другую машину, и мы тронулись в обратный путь, к сожалению не побывав на выставке икон М.Ф.Морозова и не осмотрев его заведения. За рулём у нас оказался один из тех молодых людей, которые везли нас из Трубино. Едва мы отъехали, как он улыбаясь заявил:
 "А я действительно чеченец и зовут меня Руслан. Ну и что?"
Мы дружно заверили его в том, что мы не националисты, что национальностей много, а люди делятся на две категории: хорошие и плохие. За дорогу мы с ним подружились. Он в России недавно, уехал из Чечни с началом последних  неприятных событий в Москву, где у него давно живут родители. Хотя ему немногим больше двадцати, он уже отец двоих детей, которые вместе с его женой тоже сейчас находятся в Москве.
Полные впечатлений мы возвращались в Обнинск. После блеска деревенских раздолий и праздника город показался мне серым и угрюмым.
Я от души благодарна Морозовым: Владимиру Васильевичу и Михаилу Фёдоровичу пригласивших нас на прекрасный праздник в селе Трубино.      
         


Рецензии