А как у нас с качеством всего? Всё как всегда...

С качеством всего вообще, даже жизни, у нас какая-то фатальная, неуёмная беда. Моё поколение, называемое «старшим» уже жило под барабаны разговоров о качестве и эффективности. Была даже пятилетка качества, то есть советское руководство эту проблему осознавало.
Касаемо качества продукции были стандарты и сертификаты качества, был даже знак качества, которым штамповались товары и изделия с якобы высокими показателями качества. Потом он стал появляться везде, но качества не прибавилось.
         
Критиканам из творческой интеллигенции проблема качества виделась чисто внешней. Им грезилось в вольнодумных мечтах: вот был бы капитализм и конкуренция, не было бы этой тупой советской уравниловки, – вот тогда бы явилось оно, качество.

Сегодня есть и капитализм, и конкуренция какая-никакая, а качества как не было, так и нет. Двадцатилетие капитализма вообще не повысило качества труда даже в тех отраслях, которые на виду, вроде торговли и сферы обслуживания.
         
И в чём же дело? Это всем известно, но все продолжают искать какие-то причины нашего удручающего качества.

На самом деле причина – чисто духовная. Качество товаров и услуг, вообще всего рукотворного и нерукотворного – это воплощение качества нашего духа. Из духа всё коренится, отсюда и вырастет наше качество. Качество всей нашей жизни вместе с политикой и культурой.
         
Проблему качества не решить с помощью мероприятий, кампаний, организации уполномоченного органа, введения новой формы сертификата или чего-нибудь в этом роде.
Качество работы коренится в духовной глубине человека, и невозможно повысить его, не изменив человека. Дело здесь не в технических навыках, здесь первична нравственная ценность качественного труда. Есть она – будет легко приобрести и технические навыки.
         
У нас мало где и мало у кого сохранилась внутренняя самодисциплина, способность без понукания и контроля думать о повышении качества работы.

То есть, отдельные люди такого типа у нас есть, но они – вовсе не массовое явление, а исключение из правил. Наш работник легко соблазняется и без контроля отвлекается от поставленной цели в сторону халтуры. Даже не будучи по природе дурным, он по слабости натуры врёт, тырит всё, что плохо лежит или просто уклоняется от всякого дела, если петух не клюёт, либо гром не гремит.
         
Как видим, идеальный для качества типаж работника «водится» только в некоторых странах «старого» капитализма, которые и стали рассадником высокого качества труда, технического прогресса и деловой этики. Получается, что нет отдельного от трудовой этики технического прогресса, они существуют только вместе или не существуют вообще.

Как сформировалась такая личность на Западе? Сей вопрос достаточно изучен. Макс Вебер и Винер Зобарт, исследовав огромный массив данных, показали главнейшую роль религии, главным образом протестантской. Немецкое слово вeruf, которое значит просто «профессия», когда-то было употреблено Лютером в его неканоническом переводе Библии, и стало означать «призвание». Установка протестантов состояла в том, что не только религиозный подвиг может быть призванием, но и простое житейское занятие – торговля, ремесло, казённая служба. Грех бросить начатое дело, не довести его до конца, исполнить кое-как, а за грехи нерадивых ожидает геенна огненная.

Зомбарт в своём фундаментальном труде «Буржуа» пишет, что религиозная трудовая этика была своего рода костылями для начинающего капиталиста – она помогала научиться переставлять ноги, а потом – ходить. По мере взросления капитализм эти «ходунки» отбросил и ломанулся вперёд.

Сейчас вряд ли кто об этом вспоминает: современный человек не верит не то, что в геенну огненную, – вообще ни во что не верит. Но в подсознании западный работник и капиталист поимели сходное представление о работе как о служении.
Так человек, научившийся в детстве правильно говорить или писать, может забыть правила и не помнить грамматики, но говорить правильно и хорошо.
Это представление общее для рабочего и для капиталиста. По классическим протестантским воззрениям буржуин не просто имеет право обогащаться, но обязан, это его религиозная обязанность, а вовсе не привилегия. Другое дело, что надо богатством делиться и давать милостыню.
         
У нас такие буржуазные добродетели не были востребованными и достойными подражания. Из русских писателей только Гончаров говорил, что в России должно явиться много Штольцев под русскими именами. Но нам гончаровский инженер Штольц скучен своей узкой, серой добродетелью.

Другое дело, Достоевский в «Игроке» прошёлся насчёт немецкого «фатера», вся вина которого в том только и состояла, что он добродетельно копил пфенниги, учил детей воздержанной, честной и скромной жизни, а его внуки становятся капиталистами. Игроку, понятно, этот образ отвратителен, и не симпатичен и нам.
         
Нашим опытом было показано, что проблему качества не решить только приобретением технологий. Экспортированные технологии всегда приобретали нашенский цвет и запах.
         
Как-то ещё в девяностые довелось мне ехать в поезде с предпринимателем. Тогда у новых продвинутых предпринимателей вовсю бытийствовали иллюзии о преобразующем воздействии высоких технологий, в том числе автоматических систем обеспечения качества, на сознание работников и на воплощённый в этом качестве результат.   

А у моего попутчика эти иллюзии уже развеялись. Он поведал, что с друзьями-компаньонами вложился всем своим имуществом в приобретение технологической линии по изготовлению чешского пива. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда пивная индустрия только начиналась. Влезли в долги, но линию запустили, самые первые в городе!
Но прошло несколько месяцев, и как только чехи укатили, спрос на пиво упал, все говорят – моча. Но такого же быть не может! Оборудование – ну последнее слово техники, на выходе – автоматический контроль качества по всем параметрам, чуть что не соответствует – автоматика отключает всю линию.
Учредители сами стали разбираться, снова специалистов привезли. И определили, что с поставками сырья случались перебои, ну и наши автоматику «обошли», чтобы не останавливала процесс. А чё, из-за какого-то качества что ли морочиться?
         
Кто-то скажет, что сейчас всё-таки появилось качественное пиво. Да, появилось, но с ростом его количества соотношение с некачественным осталось тем же.

Это по пиву. А во многом процент некачественного вырос, например, на телевидении. Вся наша халтура – отдельная большая тема. 
         
Ну нет у нас полезной религиозной опоры, как у немцев. Наша религиозная мораль – это мораль воздержания от зла, а не жизненной активности. Настоящих православных вообще-то мало, но культурная подоснова у нас безусловно православная. А она не даёт фундаментальной опоры в понимании труда, предприимчивости.
         
Большевики создали свою очень деятельную религию, и под её проповеди сделали индустриализацию. Пытались построить на ней этику труда. Почему это не удалось – вопрос интересный, его не «поднять» наскоком. В любом случае, несколько десятков лет – это слишком малый срок для вживления новой религии. Это руководители понимали и не особо надеялись на то, что называлось «сознательностью». Помогали драконовские законы. Была воплощена своего рода «экстериоризация совести»: регулятор поведения был выведен вовне и кошмарил вовсю.

Конечно хорошо, когда люди трудолюбивы, честны и дисциплинированы по внутреннему побуждению, да ещё и следуют высокой идее всеобщего счастья. А если нет? Тогда действуют инструкции и регламентации, и уголовная ответственность за двадцатиминутное опоздание на работу, жёсткие меры против воровства. Я не утверждаю, что всё это было прекрасно, а напоминаю, что советские начальники вполне понимали, с каким человеческим материалом они имеют дело.
         
Так может следует поучиться у своей недавней истории? Поучение простое и непритязательное: капитализм с рынком и конкуренцией сами по себе ничего не решают. Решает человек как личность, продукт социума. Дисциплинированная воля может быть у миллионов отдельных личностей или, как это было в эпоху высших достижений Советского Союза, одна централизованная воля на всех. Результат будет и так и так. Что лучше? Нам выбирать не приходится, негде взять таких личностей.
         
Отечественная фронда во все времена любила простые решения: чтобы решить все вопросы, нужно свергнуть самодержавие или удушить дракона тоталитаризма. Но и ежу понятно, что этого недостаточно. Да и разве так уж необходимо?

Мы поимели главное поучение капитализма, когда он начал иметь нас. Хотя капитализм, который у нас получился, похож на нас: расхлябанный, безответственный, вороватый и лживый. Он похож на своих строителей, – до неразличимости.
         
Производительное, а не мародёрское общество может быть построено только на духовной основе. Мы, такие, какие мы есть с такой своей духовностью, построили ровно то, что соответствует нам и нашей духовности.
         
Вероятно поэтому сейчас идёт поиск духовной основы. Но, увы, безрезультатно.
Многим это кажется мракобесием и полной чушью, что во многих случаях именно так и есть.
Но это не отменяет общей тенденции. Нельзя исключать, что страна либо провалится в мракобесие, либо именно под эту тенденцию поднимется и хотя бы построит производительный и честный капитализм.


Рецензии