Герой моего романа

   
    Первая встреча с тобой произошла тринадцать лет назад,  в первый год нашего проживания в поселке...
 Я прихожу домой в нашу однокомнатную хрущёвку и вижу: вы сидите  на кухне за столом. Муж представляет тебя как коллегу: «Прораб нашего завода, знаменитый охотник,  Валерий Михайлович».

 Настоящий вятский медведь   встает из-за стола,  уронив стул, покраснев, протягивает руку.  Ладонь, размером равная  ладони  моего отнюдь не маленького  мужа в зимней меховой перчатке, заставляет брови мои подняться от удивления вверх. Ты смущенно улыбаешься, и что-то говоришь.
 Что ты говоришь, я никак не разберу и не оттого, что вы уже «приняли на грудь», а из-за  твоей манеры вплетать не нормативную лексику, но как бы  спохватываться и не проговаривать полностью, сокращать слова, и еще по причине  певучести вятской интонации.
 - Вот тут мы  ить не ругай, Васильна,  знашь ить с устатку, а то  етию мать  над  мужик, правиль  горю, а Васильна?  Ить мон скать  пришла, а мы ить вот так...
.
   И при этом похохатываешь тихим  баском, еще больше краснея.
 
     Лицо  твое «украшают» два шрама. Оба на подбородке. Они совсем не портят доброе выражение с прищуренными весёлыми  глазами, которые ты пытаешься скрыть за лохматыми бровями. Когда ты смеешься, голову клонишь  на бок. Глядя на тебя, я думаю, что человеку с такой фактурой  только роль Деда Мороза на Кремлевской ёлке играть!
Но характер не позволяет. Очень уж ты любишь импровизации, причём самые неожиданные.   Но все по порядку.

 В ту первую встречу, когда муж ушёл курить на балкон, когда, не зная о чём говорить с незнакомым человеком,  я спросила всегда ли ты жил здесь в посёлке?
- Тык, не всегда.  Я ить  в арми  то в Германи  служил то. 
- Правда?  А Вы  там в увольнения ходили?
- Нятно дел. Дык  ить не боль- то, етию мать   Васильна,  и часто.
- И как Вы там общались?... Вы немецкий в школе учили?  - "попёрла" из меня училка.
 
Вопрос поверг тебя в некоторое  замешательство.   Ты выдерживал паузу.
Желая помочь, я задаю ещё более дурацкий вопрос.
- Что-то ещё помните? Можете что-то сказать по-немецки?
Я вижу, как ты стараешься вспомнить, краснеешь и выдаешь!
- Дык эта Биттэ, фройлен, биттэ.
Я не могла не рассмеяться.   

 Небедное воображение сразу нарисовало красивую немецкую картинку  под музыку   Моцарта где то на  Одере...   И пример вежливости: «Биттэ, фройляйн, биттэ!»

       ******


    Раньше ни одна ваша встреча с моим мужем не проходила без возлияний. Конечно, меня это расстраивало и  я  пыталась бороться...

Помню свою первую охоту.  Накануне вы изрядно выпили и, несмотря на договоренность с утра встать на лыжи, тянули время, пытаясь «поправить здоровье».  Я настаивала на том, что слово надо держать. И вот мы выходим. Увидев мои лыжи, а главное палки, ты начинаешь смеяться, смущенно качая головой.

- Васильна,  дык ить мня  мужики засмют, етию мать  ить палки то пошто брать?! На охоту дёшь, не в парк ить? Как ружо несть буш, ить, мать, смех да и только!
- Я без палок не могу, С палками и то не очень, а без них – никак.   А ружье Геннадьевич  несёт.  У меня -  фотоаппарат.

Слова эти вызывают  новую волну смеха.  Покашливая в кулак, ты краснеешь.

-  Лось ить мать вот  увиш, дык етию мать  в первы раз не знаш ить вот куд бежать.  А ты. Васильна, апрат , потеряш ишо, етию мать  А шарф то хоть дык привяж.  Больно ты баскА , ить на охот ремкИ  каки бы ить надеть надо. Лося ить не удивиш! Етию мать!

  Глядя на ваши похмельные физиономии, я замечаю:
-Да  какой там лось?! От вашего перегара все охотники и собаки из лесу сбегут.  На прогулку идём.
- Ну, Васильна, ить откуд знаш, на охот не была, етию  мать, а сё знат...  Покажу, покажу те, мать, след хоть.  Узнаш, де Генадич ить  искать, мать, вот коли чё.
Прошли мы тогда километров двенадцать... Следы лося и кабана видели, но встретить не довелось. Ты  всю дорогу подшучивал надо мной.  Ваши  лыжи были охотничьи: широкие, короткие, одеваются без креплений на валенки.
 
 А я шла на обычных: ботинки с креплениями. 
И как только на пути встречалось  поваленное дерево, вы быстро сбрасывали лыжи, перелезали через дерево и легко заталкивали валенки на прежнее место. 
У меня эта процедура занимала значительно больше времени.
   
И вот, увидев очередное такое дерево, я решила пролезть под ним, не отстёгивая лыжи.   
Шарф крупной вязки  насыщенного горчичного цвета, который я  завязала на поясе, каким-то образом развязался и, зацепившись за ветку, остался под тем деревом.
 
 Михалыч, ты первый заметил потерю, но мы уже далеко ушли, и сил не было возвращаться. И тут я предлагаю такой  сюжет:

- Представляешь, Михалыч, сейчас возле того дерева  лось остановился, стал кору есть, и нечаянно рогами  зацепил шарф, Пытался сорвать, а еще больше на рога накрутил, и вдруг   идешь ты на охоту, а навстречу тебе - лось со знакомым шарфом...  Может такое случится?

- Дык ить ты, Васильна, чё хошь придумаш, етию мать, лось с шарфом! Мя ить мужик  башку сломат, кто с палками, етию мать, ходил тут?...  Во смеху будь!

     *******

      В следующий раз вы договорились идти на зайца с приехавшим к нам на Новогодние праздники  Юрой Карповым – таким же заядлым охотником.
 
  Утром второго января, когда все нормальные люди отсыпаются после встречи Нового года, вдруг раздается стук в дверь.
 На пороге - ты! 
В белой праздничной шёлковой рубашке с коротким рукавом, тонких нарядных брюках, валенках,  расстёгнутом полушубке и шапке. 

Юра сразу  к тебе с вопросом:  «Когда едем?»  Но ты не теряешься: «Здоровье поправим и поехали».
 
- Так ты, что,  Михалыч , так что ли поедешь?!

- Дык ить ежли домой, етию мать, итить - Михална не пустит! Она эт, ить, етию мать, думат, я за куревом поехал.
- Ирина, - обращаюсь я к подруге ( жене Юры) – собирайся!
- Как?  Мы тоже едем? – удивляется она.
- Пренепременно!  Иначе они  раньше  чем через неделю  не вернутся.

 Подъехав к дому егеря, застаем его прямо на пороге.
- Следов полно, но,  Михалыч,  вы там  на Ниве не проедете!  На поле снегу по пояс, - предупредил его смотрящий за зверьём. 

Зря он это сказал.  Ибо в тебе жив дух противоречия...

  Мы едем по известному тебе  маршруту и вскоре оказываемся перед заснеженным полем.
Успешно доезжаем как раз до середины и застреваем, как было обещано.
Ты  еще сидишь и думаешь.

   Юрий Иосифович, облаченный по случаю  в современнейший костюм  и жаждущий обещанной охоты, выходит первым из машины и проваливается.

    Используя весь арсенал матерных слов, он просит у тебя лопату.

Ты следуешь его примеру, доходишь до багажника и швыряясь в его утробе, пытаешься отвлечь разгоряченного Иосифовича.
 
- Етию мать, никак не запомню, как тя?  Очесво у тя мудрён бОльна.
 
- Иосифович он, - поясняю я.-  Запомнить легко – Иосифа  Виссарионовича помнишь?  Так вот он тоже сын Иосифа, только  другого, своего  отца.
 
- От ить как вышло,  Ёсич, етию мать,  я ить дома вчерась, етию мать,  в гараже       лопату  вынул, - извиняясь за оплошность, говоришь ты.

  Мы все вываливаемся из машины прямо  в снег.

 С теми же матюгами Юра просит у тебя домкрат, но и он... оказывается в гараже.

 Единственное орудие – топор – забирает мой Геннадьевич, и они с Юрой, проваливаясь в снег, бредут к рощице, рубят  молодняк.   

Подложив деревца под колеса, мы вчетвером толкаем твою Ниву, и, наконец , выходим на колею.   
Заметив  в рощице заячьи следы, Иосифович забирает ружьё и лыжи и уходит по следу.
  Мы  в ближайшем лесочке  находим утоптанную полянку и разводим там костёр.
Ты сегодня не охотник.  А мы тем более.

И все же Геннадьевич достает свое ружьё.
Мы с Ириной соревнуемся в меткости, стреляя по шишкам.   
Ты сидишь, пьёшь горячий чай из термоса и выдаёшь свой очередной перл.
- Щас Виссарионыч,  етию мать, думат,  здесь мы зайцев бьем...
 
Так Юрий Иосифович с твоей лёгкой руки стал Виссарионычем.

********

  С Юрой с тех пор вы задружили.   Совершенно разные по темпераменту,  объединённые  общей  страстью, вы  всякий раз находили приключения на свои посадочные места.

  Однажды вы,  «приняв с устатку», уснули у костра. 
Юра первым почувствовал запах гари и обнаружил, что твой ватник горит. 
Услышав его крик: "Михалыч, горим!" 
 Ты быстро скинул ватник.  Вы стали убирать остальные вещи подальше от огня, когда прозвучал первый выстрел.

- Етию мать, патроны в кармане остались.
 
- Сколько? – заорал Виссарионыч.

- Дык ить там три и тут, етию мать,  пять. Один - то уж бахнул!

Спрятавшись  каждый за свое  дерево,  вы считали до семи.

       ***********
 
  В то пасхальное воскресенье мы на даче делали шашлыки вместе с Карповыми.  Калитка была открыта. 
 Тебя и Лилю мы увидели еще на подходе к даче.
- Ура! Михалыч с Михалной идут! – объявил Юра.

   Я увидела в твоих руках корзину, прикрытую полотенцем, и подумала, что это кулич и крашеные яйца.   
 Мы похристосовались по обычаю,  сели вокруг костра, корзину ты поставил в сторону.  И вдруг я замечаю, что полотенце шевелится, и из-под него высовывается лапка.

  Жестом профессионального фокусника ты сдергиваешь полотенце,  и нашему взору предстают два прехорошеньких щеночка.
 
- Подарок те, Васильна!  Смотри, Линда принесла, етию мать, лучих принёс. Выбирай!
Я сначала пытаюсь отказаться, ссылаясь на занятость на работе, но потом меня уговаривает мой Геннадьевич. И мы оставляем обоих, чтобы им не было скучно.  Так мы и "породнились".
  Имена им дали сразу: Чук и Гек.
  Чук был толстый и ленивый.  Он снисходительно следил за  суетой  брата.
  А тот "наматывал" круги.

   Я сразу решила, что впоследствии мы оставим себе Чука, ибо он ценил мой труд  и никогда не справлял нужду на веранде.
 Ты нахваливаешь их  мать - Линду – лайку с опытом охоты.

Впоследствии Чук докажет, что он - достойный сын своей мамаши и задушит трех моих гусей.
 До сентября щенки жили на даче - на воле. А мы тогда там ещё не жили, только   приходили  их кормить утром, днём и вечером. 
Аппетит у щёнков был хороший. Они успели съесть часть  моих  тюльпанов, остальные затоптали.
Научились есть каждый со своей чурочки, держась передними лапами за её край.

С этим трюком мы сорвали аплодисменты наших внучек.

 Гека  мы отдали соседям,  когда псы подросли и стали драться. 

 Чук  вырос в красивого хитрого и работящего пса. 

 Геннадьевич называет Чука «последним ребёнком».
Как всякая собака, Чук не переносит запаха алкоголя.
 Только  тебе и Геннадьевичу он это прощает, но всякий раз ворчит: «Мужики!  Ну что вы в самом деле себя-то не бережете?! Слушайте бабу Люду – она вам плохого не пожелает!»

    *********
 
     Наш дачный посёлок из восьми домов  называют Хитрым, потому что он располагается вдоль берега  в отдалении от основного поселения.
    Лучшее место для отдыха.

  Лето 2010 было необычайно засушливым.  Вятка  настолько пересохла, что посреди реки можно было гулять.
    Мы, по примеру наших соседей, доплывали на лодке до большой отмели на самой середине реки,  ставили лодку на якорь, а сами начинали играть в волейбол, находясь по колено в воде.
 
 Еще одно развлечение лета 2010: на той же отмели ложитесь на воду и течение тащит вас за собой, но вы можете контролировать скорость и расстояние, благодаря тому, что время от времени  слегка касаетесь дна.
 
И вот, мы весёлой компанией играем в волейбол, наши голоса по реке слышны далеко в поселке, где на пляже в это же самое время ты отдыхаешь в кругу друзей.
 
    Услышав наш смех, ты решаешь пройти по реке к нам...

Ты забыл предупредить друзей о своем решении.  И, войдя в воду, проплыв немного по течению,  ты быстро  уходишь из их поля зрения, поскольку река перед нашими дачами делает крутой поворот.

  Твое появление на даче  можно было бы сравнить с выходом из воды одной известной мифической богини, если бы она была тогда тоже навеселе...

  Мы поели арбуз, поговорили "за жизнь"...
 
Ты даже вздремнул на веранде, когда появились твои друзья с пляжа.

Лица их были скорбны. Один из них нёс твои личные вещи.

 - Геннадьевич, что Михайловне то скажем?  - обратился один к мужу. – Не доглядели, как это случилось.
      И тут появляешься ты: заспанный и обескураженный...
 
 Замечательное  у тебя есть  качество – умеешь ты веселить людей.
 


      ******

   Месяца два ты не появлялся у нас... А потом  по поселку прошел слух: Михалыч   захворал...
   Я не хочу мириться с твоей болезнью!

Солженицын ведь справился! И ты должен! Должен!!!

  Не раз я говорила, что ты герой моего романа, только пока ненаписанного. Дай мне шанс! Пожалуйста!



     *****

Рассказ был написан в январе. 14 февраля Михалыча не стало. Светлая ему Память!


Рецензии
Здравствуйте,Людмила!
Тыщу лет не заходила,походка стала замедленная.
А у Вас оглавление - содержательное. Куда нырнуть?
Соблазнило меня "От первого лица". А там такие простые и светлые байки, как сам автор их называет.Читаешь, как семечки - не остановишь.Про колечки прочла с улыбкой. А потом на отделённое про кольцо, о том, что не уберегли.Да как убережёшь? Рулетка.Светлая память.Оттуда осталось прямиком к герою романа перейти.
недаром они с Юрой дружили. Тоже память светлая.
Хорошо пишете,Люда.Правду, не выдумку.Я как-то особенно стала ценить последние годы не сочинение с замысловатым сюжетом,а бесхитростные зарисовки обычной нашей жизни.
Добра Вам!

Зинаида Синявская   29.02.2020 23:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Зинаида!
Очень рада встрече. Спасибо большое за добрые слова.
Не только у Вас походка "замедленная"(( Это общая тенденция, увы.
Читать ещё читаю, но мой смартфон не позволяет писать отзывы (как только набираешь текст рецензии, этот текст перекрывает слово "опубликовать"). Я даже подумала, грешным делом, что исчерпала свой лимит отзывов, но у других и побольше написано... Теряюсь в догадках. ???
До компа добираюсь редко. А тут ещё старое увлечение проснулось (театр), да ещё и в оперу позвало... ))
А вообще-то лень свою пытаюсь оправдать.
Удачи, Зина!
Радостной весны!



Людмила Вятская   01.03.2020 21:27   Заявить о нарушении
Людочка,здравствуйте!
Спасибо, что рады.Со смартфона у меня тоже часто не помещается текст отзыва,иногда тык-тык и проходит, иногда - глухо.Компьютер в углу комнаты, но с телефончика в постели удобнее.Театр и опера - это как, в живую? Разве Вы в большом городе живёте? У меня тоже увлечений больше во много раз,чем возможностей с ними совладать.Но это и хорошо.Вечная молодость.
Хорошо, что впереди весна.Уже началась сегодня.Счастливо!

Зинаида Синявская   01.03.2020 23:17   Заявить о нарушении
Уже третий год живу в Казани у мамы (в связи с ухудшением её памяти). Муж тоже перебрался. Второй год как здесь. В феврале в Казани проводился оперный фестиваль им. Шаляпина. Из десяти заявленных спектаклей мне удалось побывать на шести. Вот так на седьмом десятке бабка влюбилась в оперу.)) И на старуху выпадает пруха! ))
Вы правы, Зина, это здорово!
Всех благ!

Людмила Вятская   02.03.2020 10:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.