Глава VI. Проработка Опочининым плана спасения Оте

Посвящается…
200-летию победы России в военной кампании 1812 года;
15-летию памяти Почетного гражданина г. Калуги Булата Шаловича Окуджавы
(1924, Москва, Россия – 1997, Париж, Франция)


Иллюстрация: художник Муханова Е.М. Копия оригинала «Икона Калужской Божией Матери». Картина находится в фонде художественной галереи Некоммерческого партнерства «Калужский областной исследовательский и культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ».



Тимофей отбыл к своему полку.

Корсиканский гений шествовал по России отменно, в напрасном ожидании битвы. Русская армия постоянно увиливала от сражения. Расстояние до Липенек неуклонно сокращалось.

В это время Опочинин занимался приготовлением своего плана спасения Отечества в надежде разом изменить сложившийся ход истории. Главное заключалось в том, чтобы ни одна душа не заподозрила его истинных намерений. Кто знает, чья властная рука вела и направляла его на этот подвиг, чей голос возбуждал его сердце?

Картины прошлого явственно вставали в памяти генерала: «Господь милосердный, - мысленно рассуждал он, - я уже направлялся к тебе на той льдине, но они спасли меня! Спасли - на свою погибель. Император мог бы пройти мимо, и я бы плыл к твоим вратам на свидание с тобой!… Раз я его должник, то по законам чести всё моё предприятие – есть пошлое коварство, которого не искупить даже собственной гибелью…. Зачем же ты, Господе, обратил взор Императора на мою льдину? Я бы тогда плыл и плыл, уже не опасный, не способный ни на месть, ни на благородное великодушие…. Зачем ты спас меня?! А если спас, значит, я избран тобою…».

Опочинин разослал своих людей лазутчиками по четырём уездам. Их лёгкие неузнаваемые тени мелькали среди лесов, под мостами, на колокольнях и в толпах, бегущих прочь от нашествия, и в толпах, встречающих великую армию в молчании. Лазутчики, вымуштрованные у генерала в людской, были обеспечены лошадьми и деньгами. Они сообщали о каждом шаге Бонапартовой армады. В Липеньках все готовились к обеспечению плана Опочинина: музыканты его оркестра, все повара с кухни и лакеи приводят барский дом в должный вид. Отставной генерал был строгим, рачительным и справедливым хозяином, поэтому его люди были верны и надежны.

«Французы пожрать любят, – подумал Опочинин, – но не от пуза, а от души…. Задуманный обед должен состояться».

Он тщательно изучил стратегию Наполеона. Им уже был тщательно подобран список блюд, которыми планировалось подавать на стол. Опочинин был убеждён, что перед своим концом Бонапарт должен ощутить вкус русской еды.

По распоряжению генерала за столом будет прислуживать Арина Семёновна, красивая, 22-летняя, надменная девка из девичьей, одетая в господское платье и обученная хорошим манерам, которые у неё прямотаки уже были в полной мере присущи её натуре. Она будет украшать стол….

Глядя на Арину, Опочинина распирала гордость и он думал: «Пусть Бонапарт поймёт, что русские девки во всей их естественной простоте гораздо интереснее и богаче французских утончённых дам». Далее, он большое внимание уделял музыкальному сопровождению – должна звучать мелодия, от которой у любого нерусского пойдут по коже мурашки, от её необъяснимого беспокойства, мрачной силы и загадочной сути.

Момент вноса свечей, по плану генерала, был началом его речи, сказанной в конце обеда, и завершением разработанного им плана. Речь должна быть короткой, но ёмкой, типа: «Наша жизнь, господа, короче честолюбивых надежд, и поэтому мы забываем о возмездии. Но на узком пути между Дьяволом и Богом успевают отпечататься следы наших сапог, и конских копыт, и орудийных колёс. И крови…». Далее, когда обед подойдёт к концу и все слова будут сказаны, Опочинин совершит предназначенное, подожжёт фитиль к бочонку – и всё….

Сам же сядет в подготовленную бричку и затрясётся по калужским ухабам…. Счастливая судьба…. «А если оставить бричку гнить на том самом месте, - мелькнула мысль у генерала, - а самому – с гостями?… Это же не больно – больно живым…». И тут-же другая спасительная мысль отогнала первую: «Тогда вся слава достанется другим. Все будут думать, что это дело рук лазутчиков Багратиона, которые спасли Россию в то время, когда старый безумец Опочинин потчевал Бонапарта обедом и расточал хвалу французам! Князь Пётр решит, что это лазутчики Барклая, Барклай же припишет всё ловкости Дохтурова, только появившийся Кутузов поспешит доложить государю об осуществлении им, тщательно продуманного им же ещё в Петербурге, плана спасения Отечества, Беннигсен доложит государю свою версию, что это выглядит как кара Господня, ибо старый безумец Опочинин в этот момент кормил и поил узурпаторов и расточал им дифирамбы…».

Такой исход его предприятия напрочь отогнал мысль о «сладостной и быстрой» смерти…. Чем больше размышлял он о сём предмете, тем больше лазеек открывал для себя…. «Так ведь и жить хочется…» - пришёл к окончательному выводу Опочинин.

План созрел…. Дом будет разрушен, значит, всё имущество, не используемое в мероприятии, следует отправить в своё рязанское поместье. Сборы были по-военному скоры и уже скрылись из виду за прибрежным кустарником Протвы, возы с барским добром и крестьянской рухлядью. Домашняя скотина и птица, что на возах, что своим ходом, и люди ушли следом за обозом в опочининское рязанское поместье.

«Когда закончится обед, - глядя на уходящий обоз, подумал Опочинин, - почти все дворовые в моих экипажах должны быть уже за пределами губернии. Представляю себе, как будут выглядеть мои брички, набитые девками, поварами и стряпухами с кучерами в господских цилиндрах.… Лакеи же останутся со мной. Я сам причащу и приуготовлю их к райским радостям, ибо ливрейные фраки на них – это лишь так, оболочка, а суть их – солдатская, жертвенная. О, как я боюсь совершить что-нибудь такое, что могло бы помешать исполнению моего замысла. Трепещу от ужаса при одной только мысли, что один неловкий шаг и всё, всё, всё пойдет насмарку!… Гибель зла – не убийство, не гордую месть, а спасение – вот что вижу я и к чему стремлюсь» [12, 20].




Игорь Горолевич,
директор НП «Калужский областной исследовательский и
культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ»,
Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб).


Для тех, кто хочет прочитать остальные главы книги зайти на:


От Автора. План генерала Н. П. Опочинина о войне 1812 года
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/04/316


Глава I. Начало военной кампании 1812 года
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/04/786


Глава II. Генерал-майор Н.П. Опочинин
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/04/847


Глава III. Приезд племянника Тимофея Игнатьева
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/04/1262


Глава IV. Визит помещика-соседа Лобанова
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/05/892


Глава V. Прощание с Тимофеем
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/05/903


Глава VII. Посещение Опочинина генералом П.И. Багратионом
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/11/1486


Глава VIII. Пленный француз
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/12/1127


Глава IX. Завершение подготовки плана
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/12/1237


Глава X. Превратности судьбы
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/01/12/1358


Рецензии