Папины уроки

     Одно  из  первых  ощущений  себя  в моей  жизни  связано с  красивым  событием:  я  вижу яркую сочную  зелень,  слышу  пение  птиц,  моя  маленькая  ладошка  в  большой,  сильной  и  очень  надёжной  руке,  а  впереди  дорога,  которой  нет  конца…
    Лишь  позже  я  поняла,  что  самая  надёжная  рука,  которая  вела  меня  по  жизни,  это  рука  моего  дорогого  и  любимого  папочки,  а  дорога,  казавшаяся  мне  бесконечной,  это  дорога  в окрестностях  нашего  посёлка,  по  которой  он  водил  меня  гулять  после  того,  как  я  переболела  корью.  Он  хотел,  чтобы  я  «нагуляла  аппетит»  и  набралась  сил.
    Мой  папа  был  необыкновенным  человеком. Получив  тяжелейшее  ранение,  потеряв  ногу  во  время  войны,  папа  был  по  жизни  оптимистом,  обладал  огромным  жизнелюбием,  какой-то  особой  энергетикой.  Он  был  для  меня  непревзойдённым  авторитетом.
     Когда  мы  с братом  были  маленькими,  наша  мама  перенесла  тяжёлое  заболевание,  которое   не  переставало  беспокоить  её  до  последних  дней,  хотя  она  и  долго  лечилась,  месяцами  лежала  в больнице.  В  это  время  мы  оставались  с  папой,  который  заменял  нам  маму.  Как  же  трудно  ему  приходилось  тогда:  ответственная  работа,  домашние  дела,  двое  детей.   Уставая,  он  не  переставал  внушать  нам,  что  наша  мама –самая  лучшая,  самая  красивая,  и  мы  очень  должны  её  беречь.  Любил он  её  до  безумия. 
    Я  помню,  какие  праздники  мы  устраивали  по  возвращении  мамы  из  больницы,  как  нам  хотелось  убрать  квартиру,  накрыть  стол,  чтобы  мама  видела  нас  весёлыми  и  здоровыми,  чтобы  порадовать  её  и  чтобы  она  никогда  не  болела.
    Несмотря  на  свою  занятость,  папа  много  занимался  с  нами.  Мне  он  всегда  внушал, что  я –девочка, и  должна  тщательно  следить  за  собой: каждый  день  мыться  и  чистить  зубы,  держать  в порядке  свою  одежду,  которая  должна  всегда  быть  чистой  и  отглаженной,  каждая  пуговка  должна  быть  на  месте,  девочке  нельзя  быть  неряшливой.
     Порядок  должен  быть  на  столе  и  в игровом  уголке,  в  комнате.  Конечно,  я  не  сразу  научилась  мыть посуду  или пол,  поэтому,  когда  папе  не  нравилось,  он  всегда  говорил: «Доченька,   давай  нальём  чистой  водички  и  попробуем  ещё  разок».  Я  понимала,  что  папа  недоволен,  но  никогда  не  видела  раздражения  на  его  лице  или  в голосе,  поэтому  спокойно,  но  более  тщательно  перемывала  пол  или  посуду.
    Папа  был  очень  строгим  человеком  во  всём,  но  при  этом никогда  не повышал  голос,  в доме  всегда  царило  спокойствие.  Я  после  болезни,  да  и  в  дальнейшем  росла  худенькой  девочкой,  не любила  суп,  лук, чеснок,  мясо, масло.  Папа  очень  тактично  приучал  меня  есть,  даже  самую  нелюбимую  пищу,  говоря  о  том,  что  надо  уважать  труд   человека,  который  её  приготовил.  Даже,  если  тебе  не  нравится,  надо  съесть  хотя  бы  десять  ложек  супа,  а лук  и  чеснок  надо  обязательно  есть,  они  полезные,  а  если  горько,  надо  есть  с хлебом  и  закрыть  глаза. Булочку  с маслом  надо  обязательно  съедать  утром,  чтобы  желудок  смазывался  и  хорошо  работал.  Так,  тонко  и  ненавязчиво,  папа  приучил   меня  есть,  практически  всё.
     Когда  я  стала  школьницей,  папа  очень  большое  внимание  уделял  моей  учёбе  и  чтению,  всегда  подбирал  для  меня  интересную  и  хорошую  литературу.  Сам  папа    много  читал,  выписывал  разные  газеты  и  журналы  для  себя,  для  мамы,  для  нас,  обожал  хорошие  книги.  У  папы  была  прекрасная  память,  может,  поэтому  он  мог  поддержать  разговор  на  любую  тему,  был  отличным  собеседником.  Обладая  от природы  аналитическим  умом  и  тонким  юмором,  папа  мог  пошутить  и  посмеяться,  но  при  этом  он  никогда  никого  не  высмеивал  и  не  унижал,  признавая  право  каждого  человека  на  ошибку.
     Папа  очень  любил  природу,  землю.  Он  всегда  говорил,  что  землю  надо  не  просто  возделывать,  её  надо  любить,  ухаживать за ней,  она  в долгу  не  останется.  Он  много  работал  в  своём  саду  и  огороде,  где  выращивал  огромное  количество  самых  разных  овощей,  ягод,  яблок,  снабжая  всех  нас  необходимыми  витаминами.  Меня  всегда  поражало  его  отношение  к  зелёным  питомцам. Он  разговаривал  с  ними,  иногда  даже  напевал  свои  любимые  песни,  выполняя  работу  по  обрезке  яблонь,  прополке  грядок.  Порядок    в саду  был  идеальный:  всё  вовремя  посажено,  прополото,  подкормлено,  собрано.  Когда  папа  уставал,  то  присаживался  на  табуретку  под  своей  любимой  яблоней  и  любовался  своим  маленьким  раем.  Читая  литературу  по  садоводству  и огородничеству,  папа  делал  самые  разные  эксперименты,  сожалея  о  том,  что  не  всё  доступно.
      Папа  прекрасно  пел  и  знал  много  песен,  любил  песни  в исполнении  В.Трошина,  М.Бернеса, И.Кобзона,  Ю.Антонова, О.Газманова,  Н.Расторгуева  и  других  исполнителей.  Сам  играл  на  мандолине,  а  мама  пела «Страдания».  Это  был  самый  лучший  в мире  дуэт.
     Мой  папа  для  меня  всегда  был  загадкой.  Я  до  сих  пор  не  могу  найти  ответа  на  вопрос:  как  он,  простой,  деревенский  парень,  закончивший  семь  классов  сельской  школы,  стал   отличным  педагогом  и  психологом?   За  что  я  ему  очень  благодарна.
      Став  взрослой,  я  извлекла  из  нашего  общения  несколько  уроков,  которым  стараюсь  следовать:
-никогда  не  уподобляться  тому,  кто  хуже  меня  (не  отвечать на  грубость грубостью,  например);
-никогда  ни  о  ком не  говорить  плохо,  (особенно  за  глаза)  лучше  промолчать;
-учиться  прощать  людей,  не  держать  на  них  обиды  или  зла;
-всегда  помню,  что  я –папина  любимая  дочка.
       Я  прожила  уже  большую  часть своей  жизни,  выросли  мои  дети,  большим  стал  внук,  многое  я повидала  в жизни,  со  многими  людьми  приходилось  общаться. Конечно же,  хороших  людей  на  моём  пути  было  гораздо  больше.  Наверное,  это  тоже  папина  заслуга,  это  он  приучил  меня  видеть  и  помнить  только  хорошее.  Каждую  свободную  минутку я бежала  к нему,  с  ним  мне  было  тепло  и  спокойно,  он  умел  меня  успокоить,  посоветовать,  настроить.  При  встрече  с  ним,  я  всегда  говорила: «Иду  душу  свою  погреть!»   
      Когда  папа  тяжело  заболел,  невыносимые  боли  измучили,  иссушили  его,  я  была  рядом, он  частенько  брал  мою  руку  и  подолгу  держал  в  своей.  Я  сразу  вспоминала  ту  далёкую  нашу  прогулку,  когда  мы  шли  с  ним  рука  в руке:  он  большой  и   очень  сильный,  а  я   маленькая  и  слабая.   Тогда  мне  нужна  была  его  рука,  а  теперь  ему  моя.  Этого  мне  никогда  не  забыть…


На  фото: Василий  Игнатьевич и Клавдия Ивановна Кабановы- мои дорогие родители (фото авт.Эльвиры Гусевой)
      
   


Рецензии
Видеть и понимать в людях, в природе, во всём
что нас окружает - это прекрасная заслуга родителей.
Ведь человеку в прекрасном и жить легче. Правда же,
моя дорогая Элечка!
Память о родных всегда в наших сердцах!
С душевным теплом и огромной симпатией к тебе, Эля!

Людмила Михайлова2   22.12.2023 07:13     Заявить о нарушении
Здравствуй, моя дорогая Людочка!
Конечно, ребёнок учится тому, что
видит у себя в дому.
С улыбкой и теплом,

Эльвира Гусева   22.12.2023 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написана 61 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.