Басня

    Шёл урок литературы. Наша учительница, Елена Николаевна, ходила вдоль парт и рассказывала нам о баснях.
    – Басня – это краткий поучительный рассказ, как правило, написанный в стихах. В басне заложен тонкий смысл, раскрывающий нравственный (моральный) облик её героев. Так как басня является своеобразной сказкой, то и её героями могут быть как люди, так и животные, птицы, рыбы и так далее, – сказала она. – Сейчас я вам прочту басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». А после этого вы мне должны будете ответить на вопрос: в чём смысл басни и как можно объяснить поведение её героев?
    Елена Николаевна открыла учебник. Она с выражением читала нам про Стрекозу, которая попала в безвыходное положение зимой, пропев всё лето; читала о Муравье, который работал всё лето и потому обеспечил себя всем на зиму, и про то, как Муравей отказался помочь Стрекозе. …...
    – Ну, вот и всё, – сказала учительница. Она посмотрела на нас поверх очков и спросила:
    – Кто мне сможет ответить на поставленные вопросы? В чём смысл басни?  Как  можно  объяснить поведение её героев?  Почему Муравей отказал в помощи Стрекозе?
    –  Да просто жмот, этот Муравей! – донёсся голос с «камчатки».
    –  Это почему же? – приподняв брови, поинтересовалась преподаватель. – Он всё лето трудился, не валял дурака, как некоторые…
    Она подошла к Саше Перепёлкину и забрала у того кубик Рубика. 
    – Так почему же Муравей должен помогать лодырям?
    –  В театре у нас тоже поют и пляшут, а им за это ещё и деньги платят! – заметил Стасик Ручейков.
    По классу прошёл гул одобрения.
    – Так вы что, – удивилась Елена Николаевна, – считаете певцов, танцоров и других работников театра бездельниками? Вы глубоко ошибаетесь! На самом деле это тяжкий труд! Например, для того чтобы научиться хорошо танцевать, нужны годы!
         
    –  Ага, как же, – хмыкнул Вовка Журавлёв. – Делов-то!
    – Хорошо. Если я не ошибаюсь, у нас Таня Корнеева занимается в танцевальном кружке, – сказала учительница.  Таня заулыбалась.
    – А ну-ка, Танюша, подойди ко мне. Можешь нам сейчас что-нибудь исполнить?
    –  Да, могу. Чечётку, – выйдя к доске, сказала Таня.
    И тут такое началось!  Как красиво она двигалась, как отбивала ногами такт! И это всё без музыки! Такого от Таньки никто не ожидал!
    –  Хорошо! Молодец! – сказала Елена Николаевна, когда та закончила. – Вот видишь, Вова, приятно посмотреть. Это искусство. И оно востребовано людьми! Поэтому люди и посещают театры.
    –  Подумаешь, – не унимался Журавлёв. – Я так тоже смогу!
    –  Ладно, – согласилась преподаватель. – Покажи нам, что ты можешь.
    Вовка вышел к доске.
    –  Давай, Вовчик! – подбадривали его ребята. – Покажи «КЛАСС»!
    Вовка улыбнулся и сделал знак рукой. Все замолчали. И он, немного помявшись, начал. Перепрыгнул пару раз с ноги на ногу и тут же, потеряв равновесие,  грохнулся на пол. То-то было смеху!  Елена Николаевна потом долго нас успокаивала.  А Журавлёв, весь красный от стыда, уселся на своё место, и его не было слышно до конца урока.
    – Вот так вот, Володя! Всему нужно учиться! Не так уж это и просто, театр, – закончила она. – Но мы отвлеклись.    Продолжим.    Вот    вы    говорите,   что Муравей – жмот. Нет, это не так. Стрекоза всё лето развлекалась в своё удовольствие, а он трудился в поте лица. В басне Муравей обвиняет Стрекозу в легкомыслии и тунеядстве, которые в конце  концов   привели   её  к  плачевному  финалу!   Вот  в этом-то и есть смысл, заложенный в этой басне, –  закончила учительница. – Всем ясно?
    Все утвердительно закивали. И тут наконец-то зазвенел долгожданный звонок. Перемена! И мы, сметая всё на своём пути, бросились из класса.


Рецензии