Он сделал все, что мог

Несмотря на то, что Рождество объявлено официальным государственным праздником, ощущение большого и значимого события нет. Особенно это заметно на фоне празднования Нового года.
Мои впечатления подкрепляются достаточно красноречивыми  цифрами соцопросов. Из 72% называющих себя православными лишь 55% верят в Бога. Регулярно в богослужении участвует менее 10% православных, более половины бывают в храмах лишь дважды в год – на Рождество Христово и Пасху. 72% это, скорее всего, в большинстве своем не верующие  люди, а  воспитанные на православной культурных традициях. И только для 10% воцерковленных  Рождество истинный праздник.
Почему так происходит?  Может быть, виновата коммунистическая идеология, которая десятилетиями насаждалась в нашем обществе.  Объяснение вполне комфортное. Не мы плохие христиане, а идеология была не та. Неправильная, не православная. Тем удивительнее слышать, что об этом говорят сами священнослужители.
Архиепископ Гродненский Артемий:
"На коммунизм это не спихнешь. Я люблю повторять, что абсолютно всегда и абсолютно во всем виноваты христиане. Если они, будучи солью этой земли, допустили на ней разложение — значит, вся соль из них давно вышла. В отношении Рождества это тоже справедливо. Воруют обычно то, что плохо лежит. И если Рождество у нас украли, значит, оно лежало бесхозным. Я говорю о том, что христиане за всеми этими внешними атрибутами забывают о сущности. Спросите, в чем смысл Пасхи — и вам наверняка ответят, что он заключается в освящении куличей и яиц. Да елочка, да колядки, да подарки, но в первую очередь — Христос".
Эксперты прогнозируют, что количество православных будет сокращаться. Причин для такой тенденции много.  И главная из них – безусловная поддержка современного  российского государства в лице его лидера Владимира Путина высшими иерархами РПЦ. В буквальном смысле «Путин – наше все». 
«Мы будем молиться о здравии нашего вождя Владимира Путина и воздвигнем прочную молитвенную стену между ним и злыми рыбами. Пусть они (речь, как всегда идет о либералах) в бессильной ярости скользят зубами по стеклу океанариума»  - иерей Александр Шумский.
Плюс  к этому стоит добавить череду скандалов, в которых, так или иначе,  оказался замешанным Патриарх Кирилл.  Ряженые казаки и ряженые депутаты своей борьбой за нравственность также не добавляют авторитета РПЦ.  Агрессивность  по отношению к тем, кто думает и поступает иначе.
Напрягает и раздражает стояние со свечкой в телевизоре первых лиц государства.  Сегодня  мы увидим очередное «телевизионное стояние».
Вполне, возможно, что число православных граждан  сократится.  Но знаю точно, что это не коснется или почти не коснется 10% людей воцерковленных.
Они считают Путина единственным гарантом стабильности. Думаю, для этого есть основания. К тому же  путинское имперское мышление близко и понятно им – Святая Русь – Великая Россия. Но даже сомневающиеся не осудят Патриарха. Если Бог – отец небесный, то Патриарх – отец земной.  Даже, если Патриарх трижды неправ, нельзя его осуждать. Так ответит  любой воцерковленный человек.
Как рождественский пост ( в принципе любой православный пост) не только ограничение в еде, так и православие не только высшие иерархи РПЦ.
Было бы нелепо и опрометчиво судить о православии в целом только, по словам и поступкам ее высших иерархов. Это примерно то же самое, что оценивать российское общество по законодательному бреду депутатов Госдумы.
Лицо церкви - ее приходские священники. Сельские и городские.  За последние пятнадцать   лет мне посчастливилось познакомиться с самыми разными сельскими и городскими попами.  Они все разные, как и мы впрочем.  Либералы и консерваторы. Умеренные и радикалы. Красноречивые и косноязычные.  Внимательные и не очень.  Поэтому  в одном и том же храме к одному священнику  на исповедь длинная очередь,  к другому – несколько человек.
Они не всегда разделяют мнение своих начальников (из моих знакомых священников никто не одобрил «сиротскую» поправку), но почти всегда подчиняются жесткой церковной дисциплине, точно такой же, как в армии. Но если в армии  нередко попадают против своей воли, то священнослужение абсолютно добровольный и осознанный акт.
Они редко публично говорят о политике. Я ни разу не слышал в проповедях «обсуждение текущего политического момента».  Главный разговор всегда идет о душе, о ее спасении, о необходимости  безоговорочной веры в Бога. Поэтому в проповедях священники цитируют именно это место из Евангелия от Матфея: «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»
Сразу хочу заметить, что спор о вере и безверии бессмыслен. Вера или есть, или ее нет.  Вера в Бога – это дар, который не каждому дан. Отсюда и столько маловерных.  Я из таковых тоже. По воде бы не пошел.
Нередко мы судим о деятельности священников по марке машины, на которой они ездят,  по стоимости тех или иных обрядов, рассуждаем про продажу  религиозной  утвари в храмах и т.д. и т.п.  Это все имеет место быть. Но не это главное, точнее, это вообще неважно.
Правда, сам Патриарх считает иначе.
"Давайте подумаем о том, чтобы мы использовали такие транспортные средства, которые недоброжелатели не будут использовать в качестве повода для дискредитации духовенства... Я призываю вас к умеренности и к разумному подходу, который должен, в том числе снять соответствующее обвинение с церкви и духовенства", - заявил патриарх Кирилл накануне Нового года на епархиальном собрании Москвы .
Но ошибается Патриарх. Даже, если священники будут ездить на велосипеде, всегда найдутся желающие бросить камень. Это такая у нас традиция, замешанная  на зависти и немотивированной агрессии.
Наши православные священники  полностью отдают себя на служение другим. Это не пафос. А всего лишь констатация факта.  Есть, как и везде исключения.  Но они лишь подтверждают правило. Мы полагаем, раз они служат Богу, то  должны заботиться и думать о нас. Поэтому литургии, требы, исповеди, беседы и  практически круглосуточно.  Мы приходим к ним,  считая свои проблемы самыми главными и важными, свою исповедь и свое здоровье основными. Каждый хочет высказаться, выговориться.
Еще они ходят к старикам и больным, ездят по больницам и тюрьмам.  С каждым надо поговорить, каждого выслушать. Видеть  столько людского горя и несправедливости. И при этом не озлобиться.
Перед Новым годом с моей женой случилось несчастье. Сломала ногу.  Спасибо, врачам. Ногу вставили на место. Но душевное состояние моей супруги, сами понимаете, оставляло желать лучшего. Без звонка и без приглашения в больницу приехал отец Владислав.  Узнал о нашей беде и приехал.
В больничной палате он провел с женой порядка двух часов. После его приезда ее дела резко пошли на поправку. Нога ногою. Но думать надо о душе. 
Не будем забывать, что батюшки в большинстве своем многодетные отцы. Своим детям тоже внимание необходимо. Отец Павел, про него я недавно писал, у которого четырнадцать детей ( шесть из приемные)  почти полгода в свободное от работы время навещал смертельно больного человека.  Ездил вместе с детьми. Сажал в микроавтобус (подарок столичного правительства) и в путь.
Другой батюшка вместе с матушкой для своих детей и детей друзей  организовал летний лагерь. Потом присоединились дети друзей друзей. И так много лет. Живут в палатках. Дети сами готовят, культурную программу матушка обеспечивает. Тематические вечеринки, походы, танцы,  бальные, конкурсы, песни под гитару у костра. Для московских детей это вообще было  что-то сногсшибательное. Они туда годами ездили.  Ездят так давно и так дружно, что сыграли уже несколько свадеб.
Таких примеров можно привести  множество. Но об этом не принято распространяться.  Зачем говорить о том, что является нормой жизни.
50% из тех 72% людей, назвавших себя православными, в церковь ходят два раза в год – на Рождество и на Пасху.
Именно они « празднуют Рождество Христа, а самого Христа не очень-то празднуют». Но это уже наши проблемы, а не богочеловека. Он сделал все, что мог.


Рецензии
Это в душе у каждого, есть Бог или нет. И тогда никто и ничто не имеет значения. С уважением.

Нина Багдасарова   01.03.2019 20:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.