Трансформация человеческих особей 7

Наиболее точно и понятно описание процесса современной духовной самореализации мужчины и женщины как родоначальников новой формы жизни – биоэнергетической - нами отмечено  в учениях индуизма.

Наберитесь терпения и прочтите эту статью, ибо в ней дается ИСТИННОЕ описание мужской (Безличный Брахман) и женской (Параматма)  Сущностей, которые в совокупности представляют собой Верховную Личность Бога (Бхагавана).  В религии кришнаизма  Верховная Личность Бога – Кришна. В других религиях – она имеет иные  имена.

Это – изначальная наша Сущность, без познания которой не может осуществиться духовная самореализация нашего вида.

КРИШНА  — Верховная Личность Бога

«Сведущие трансценденталисты, постигшие Абслютную Истину, говорят, Она — суть недвойственное знание, постигаемое как безличный Брахман, всепроникающая Сверхдуша и Личность Бога.» (Шримад-Бхагаватам  1.2.11)

Брахман — безличный аспект Абсолюта. Достигая этого уровня, индивид обретает блаженное состояние сознания и осознаёт величие вселенского всепронизывающего сияния Брахмана.

Параматма — на этом уровне приходит осознание Параматмы, при котором становится возможным узреть Форму Бога, которая находится в сердцах всех живых существ, всегда сопровождая индивидуальную душу атман.

Бхагаван — после достижения этого уровня, джива устанавливает прямые любовные взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, в одной или нескольких из Его трансцендентных форм

Абсолютная Истина…

Когда мы очень издалека приближаемся к горе, то вначале мы видим лишь дымку, которая выдает ее присутствие. Затем, когда мы подходим поближе, перед нами прорисовываются очертания ее контура. И, наконец, когда мы подходим к подножию вплотную, нам раскрывается все в мельчайших подробностях. Мы видим выступающие скалы и глубокие расщелины, буйную растительность, многочисленных животных и птиц, обитающих на ее склонах. Подобным образом начинающий трансценденталист в процессе духовной практики постепенно приближается к Абсолютной Истине и постигает ее все более полно и глубоко. Веды учат нас, что таких уровня откровения Абсолюта три, каждый из которых включает в себя предыдущие:

1. Уровень Брахмана или безличного аспекта Абсолюта
2. Уровень Параматмы или всепроникающего аспекта Абсолюта
3. Уровень Бхагавана или личностного аспекта Абсолюта

Брахман

Триму;рти (от санскритского — три образа, лица) — в индуизме и брахманизме три ипостаси единого и безличного космического духовного начала — брахмана, выражающие 3 его основные функции: Брахма - бог — созидатель Вселенной, Вишну — сохранитель всех миров и Шива — их разрушитель.
Брахманом именуют безличный аспект Абсолюта, как бытия, лежащего за пределами этого временного материального творения. В Ведах описывается, что Верховный Господь — сат-чит-ананда, то есть вечен, исполнен знания и блаженства. Брахман воплощает в себе аспект сат Абсолюта, т.е. аспект вечного бытия. Уровень осознания Брахмана — это стадия освобождения от материального сознания. Уровня осознания Брахмана достигает гьяни, размышляя над природой Абсолютного путем отрицания временных объектов этого материального мира. На санскрите это называется нети-нети: «Это не Абсолютная Истина, и это не Абсолютная Истина, и то не Абсолютная Истина…»

Если такие поиски увенчиваются успехом, то такой философ осознает, что Абсолют существует, но не имеет материальной формы, материального цвета, материальных чувств, не занимается материальной деятельностью, и вообще не имеет ничего общего с этим материальным миром. Он не синий, не зеленый, не красный, не горький и не соленый, не теплый и не холодный, он не говорит и не молчит, не кусается и не щипается, не ходит и не лежит. Его нельзя познать и нельзя почувствовать. Он просто существует, этот Брахман. То есть осознание безличного Брахмана — это осознание того, чем не является Абсолютная Истина.

Параматма

Слово «Параматма» в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение. Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу уже могут созерцать в трансе, достигшие совершенства великие йоги-мистики. Процесс мистической йоги или аштанга-йоги подробно описал в своих «Йога-сутрах» великий мудрец Патанджали, и он включает в себя восемь ступеней:

1. Йама — следование ограничениям
 2. Нийама — следование религиозным принципам
 3. Асана — выполнение физических поз
 4. Пранайама — дыхательные упражнения
 5. Пратйатхара — отстранение деятельности чувств
 6. Дхарана — сосредоточение ума
 7. Дхйана — медитация
 8. Самадхи — транс

По милости Господа, йогу, который с помощью аскезы и физических упражнений полностью подчинил контролю ум и чувства, на стадии самадхи открывается образ Свердуши. В этой божественной форме Господь имеет четыре руки, в которых Он держит диск, булаву, раковину и цветок лотоса. Цвет Его тела — иссиня-черный, но вместе с тем от него исходит ослепительное сияние - брахмаджйоти или сияние безличного Брахмана, с которым хотят слиться гьяни. Но подлинный йоги не имеет желания слиться с этим сиянием. Он просто хочет, неотрываясь, созерцать этот божественный облик. Таким образом ему открываются аспекты сат и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания. То есть йоги, осознавший Параматму, уже автоматически осознает безличный Брахман.

В форме Параматмы Господь пронизывает Собой все творение, поддерживая его. Но Господь лично не вмешивается в дела этого материального мира. Когда-то, в соответствии с настойчивыми желаниями некоторых живых существ, Он создал материальный мир, запустил эту гигантскую машину материальной природы. И теперь Он лишь обеспечивает поддержание законов, по которым она функционирует. В Бхагавад-гите Кришна описывает функции Сверхдуши: упадраштануманта ча — быть свидетелем и давать санкцию. То есть, находясь в сердце живого существа, Господь является свидетелем всех его желаний. Затем Он смотрит, позволяют ли прошлые поступки исполнить это желание, и если позволяют, то дает санкцию материальной природе исполнить эти желания.

Хотя в форме Параматмы Господь присутствует в каждом атоме, тем не менее Он един и неделим. Это подобно тому, как в каждом доме, где есть телевизор, можно смотреть передачу, которая транслируется из телестудии. Таким образом, следует избегать выражений типа «твоя Параматма» или «моя Параматма», так как Параматма одна единственная.

Господь нейтрален, но вместе с тем, желая, чтобы живые существа вернулись домой, Он использует каждую возможность, чтобы напомнить нам о нашей истинной природе Его вечных слуг. Голос совести или интуитивное внутреннее ощущение того, что истинно, а что нет — это голос Сверхдуши. Конечно, этот голос часто заглушается миллионами материальных желаний и привязанностей, подобно радиостанции, заглушаемой помехами. Но вместе с тем ощущение того, что мы вечны, что есть Бог, что определенные поступки принесут окончательное благо, а определенные нет — есть у каждого.

 Кроме этого, как Сверхдуша, Господь время от времени «организовывает» для живого существа встречи с чистыми преданными, чтобы дать им шанс получить семя бхакти. А тех, кто уже созрел для этого, Сверхдуша направляет к лотосным стопам истинного духовного учителя. И когда-то, когда, следуя наставлениям гуру, преданный достаточно очистится, на высших стадиях духовного развития он сможет непосредственно воспринимать указания Сверхдуши, как лучше служить гуру и Кришне.

В «Катха-упанишад» индивидуальная душа и Сверхдуша сравниваются с двумя птицами сидящими на дереве. Это дерево — материальное тело. Оно усеяно горькими и сладкими плодами — плодами материальной деятельности. Одна из этих птиц, душа, постоянно клюет эти плоды, в то время, как другая лишь наблюдает за ней. Склевав все плоды с одного дерева, первая птица перелетает на другое, и вторая ее сопровождает. Так, исчерпав свою карму, душа оставляет одно тело, и принимает новое. И даже если это тело свиньи или насекомого, Господь неизменно сопровождает нас, и, будучи нашим верным другом, Он терпеливо ждет, когда же мы обернемся к Нему, и, навсегда оставив это дерево тела, устремимся в бескрайнее небо духовного мира.

Бхагаван

Во введении к “Шримад Бхагаватам”  Шрила Прабхупада делает одно глубокое утверждение. Он говорит, что понятия «Бог» и «Абсолютная Истина» — это не одно и то же.

Постараемся это понять. Когда мы говорим «Бог», то мы имеем в виду «самый великий из всех». То есть, если выстроить «по росту» всех великих личностей, то Бог будет самым первым, то есть самым великим. Понятие же «Абсолютная Истина» в дополнение к этому означает, что она является источником и включает в себя все остальное.

В качестве грубого примера можно привести матрешек. Самая большая матрешка — не просто самая большая. Она кроме этого является источником всех остальных матрешек, которые вкладываются одна в другую.

Поэтому Абсолютную Истину просто нельзя сравнивать ни с чем другим. Она есть полное целое, а все остальное — ее части. Можно сравнивать разные части одного целого, но нельзя сравнивать часть и все целое. Они принадлежат к разным категориям. Например, рулевое колесо, тормоза, двигатель, кузов — это все части автомобиля и их предназначение — это исправно служить всей машине. Но предназначение автомобиля уже иное: это комфортное средство передвижения. От отдельных частей этого просто никто не требует. Никому и в голову не прийдет сравнивать, как удобнее ездить: сядя в мягком автомобильном кресле, стоящем на полу, или стоя на ногах с рулевым колесом в руках. От них требуется лишь одно — исправно работать в составе всей машины. Подобным образом про Кришну, Абсолютную Истину в Чаитанья Чаритамрите говорится: екале ишвара кришна ара саба бхритйа — Кришна — это Абсолютная Истина, полное целое, а все остальное служит Ему.

Таким образом, в своем высшем аспекте Бхагавана,  Абсолютная Истина является источником всего сущего. Ее сравнивают с солнцем, а все остальное: безличный Брахман, Параматма, живые существа, материальный и духовный миры, время — подобно бесчисленным многообразным лучам и энергиям, исходящим от него.

Если Брахман лишь просто существует где-то за пределами материального творения, Параматма пассивно поддерживает все в этом мире, то будучи причиной всех причин и источником всего сущего, Бхагаван играет активную творческую роль. Такая индивидуальная творческая активность личностна по своей природе. Видя сотворенный объект, мы понимаем, что за ним стоит определенная личность. И, наоборот, мы судим о личности по той деятельности, которую она совершает.

Будучи Абсолютной Истиной, полным целым, Бхагаван, отличается от всех остальных личностей, которые являются Его частями. Он уникальная, трансцендентная личность, Верховная Личность Бога. Он обладает бесконечно разнообразными личностными чертами, но они духовны и их нельзя сравнивать с качествами мирских личностей. Эти материальные качества являются лишь отблеском изначальных духовных качеств Кришны.

«Бхагаван» в переводе с санскрита означает «Тот, кто обладает всеми качествами в полной, бесконечной степени».

Великий мудрец Парашара Муни свел все эти бесконечные качества к шести основным:

«Бхагаваном может называться Тот, кто обладает в полной мере следующими шестью достояниями: всем богатством, всей силой, всей славой, всей красотой, всем знанием и всей отрешенностью».

Кришна обладает всеми этими качествами в полной мере, поэтому Шримад Бхагаватам говорит: кришнас ту бхагаван свайам — Кришна — изначальная Верховная Личность Бога.

«Кришна» означает «всепривлекающий». Нас привлекают в других разнообразные качества: красота, образование, богатство, знание, отрешенность и т.д. Люди называют Бога разными именами, привлекаясь Его различными качествами: Творец, Всевышний, Отец, Всемогущий и т.д. Поэтому имя «Кришна» подразумевает все эти имена.

Аспект Бхагавана могут осознать лишь Его чистые преданные. Кришна Сам говорит об этом в Бхагавад-гите: бхактйа мам абхиджанати — Меня можно постичь лишь путем преданного служения.

 В Упанишадах подтверждается это:

«Всевышнего Господа невозможно достичь благодаря глубокому разуму, выслушивая чьи-то тщательные объяснения, и даже изучая Веды. Его достигнет лишь тот, кого Он Сам выберет. Такой личности Он проявляет Свой собственнй образ».

Такой преданный постигает Абсолютную Истину во всех ее трех аспектах: сат-чит-ананда, вечности, знания и блаженства. В отличие от йоги, который лишь созерцает образ Господа, преданный активно служит Кришне, испытывая от этого огромное наслаждение. Как Кришна описывает это в Бхагавад-гите: мад-гатим лабхате парам - назначение такого преданного — Его высшая обитель в духовном мире, о которой мы расскажем чуть позже.

© Яшомати-нандана дас

Благодарю Вас за долготерпение и внимательное прочтение этих непонятных для современного человека Истин.


Рецензии