Восьмая молитва и споры о спасении в 16 веке
С другой стороны, само обращение ко Христу, чтобы Он спас нас по вере, - отвергает протестантскую теорию гарантированного спасения, ведь протестанту не нужно об этом молиться «во второй раз»; раз он верит в Бога, значит, он уже спасен. Возникает впечатление, что «спасение по вере», которым протестанты, как им кажется, уже обладают, здесь только является предметом упования – православные просят дать им такую веру, по которой их можно спасти. Отсюда можно сделать вывод, что данная молитва утверждает: сейчас мы в силу своих грехов такой оправдывающей верой, судя по всему, не обладаем. Не обладаем НАСТОЯЩЕЙ верой. Т.е., вера-то присутствует, и дела кое-какие есть, но это все не ТО, суета сует. И православие всегда понимало, что милость Божья никогда не бывает насильственной: она не может заставить человека быть спасенным; не только неверующего, но и верующего, и делающего, но как-то «плохонько» - разве мало в нас маловерия и никудышных дел? Вот и молится православный, чтобы Господь его оправдал по вере, подарил веру, которой сейчас у него нет. Очевидно, речь идет о вере СИЛЬНОЙ и ГЛУБОКОЙ, без мрака и тени. Протестант убежден, что он всегда такой верой обладает, несмотря на грехи – он убежден в этом, потому что разделяет мнение Реформации о полной пассивности человека в деле своего спасения; в спасении активен только Бог, и Он тут же наделяет человека верой, по которой спасает его, вкладывает эту веру в человека и поддерживает ее, несмотря ни на что. Сам человек может быть слаб и грешен, но вера при этом все равно будет сильной – это дар Бога, это не сильная вера человека, это сильная вера как божественный элемент в самом человеке. Православные тоже понимают, что сильная и глубокая вера – это дар Бога, но они так же верят, что в принятии этого дара свободно участвует сам человек. Плоды этого дара зависят от нас – истинная вера есть плод жизни во Христе. Но мы склонны зарывать талант, данный Господом, в землю, и делаем это сами, а не по принуждению.. Разве господин из притчи (см. Мф. 25) предопределил того грешника зарыть талант? И если да, то за что же тогда наказывать этого негодного раба?
Да, Бог дает нам такую веру, но своими грехами мы этот дар отвергаем, и получается вера как засохшее растение в притче о сеятеле. Поэтому истинная оправдывающая вера – средоточие наших молитв. Такую веру нельзя заработать никаким человеческим усилием; но она и не дается простым росчерком божественного пера, - она не внедряется в нас против нашей воли. Вот парадокс, который сложно понять протестантам: такая вера - дар, но она и добровольно обретается нами; ее нельзя заслужить, но она и не дается, не поддерживается в нас автоматически, «божественным механизмом». Она и не является «дополнением» божественного благодатного дара человеческими усилиями. Обретение такой веры полностью зависит от Бога, и тут нельзя ничего «дополнить»; но если оно полностью зависит от Бога, то в этом случае, и ТОЛЬКО в этом случае, оно зависит и от нас – вот, мы обладаем лишь худосочной верой, и это лишь потому, что мы извращаем Божьи заповеди, а не потому, что Бог немилосерд. Нет, Бог всегда любит нас и всегда желает только одного – чтобы мы имели веру, твердую, как скала, и всецело уповали на Него. Но грехи наши превращают веру в мягкое облако, которое гоняет по свету ветер преисподней, превращают дела в невидимый и удушающий газ, и потому мы молим Всевышнего: «но та вера моя .. да покажет мя причастника славы Твоея вечная»..
Свидетельство о публикации №213010601795
Последняя фраза - самая значительная: возрастание веры, процесс... Вот что важно. А определяет вектор этого процесса - покаянное чувство недостоинства - в том числе и в чувстве несовершенства жизни по вере. Как только возникает тень "достоинства", почва каменеет вместе с умирающим зерном.
У нас самое главное вот эта взращивающая все влага покаянного духа, поэтому нет и не может быть ни в чем уверенности - в том числе и в качестве и совершенстве веры.
Духоносные старцы, бывало, нарочно правило не дочитывали, чтобы окаивать себя перед Господом.
Спасибо большое Вам!
Екатерина Домбровская 15.08.2013 17:08 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 18.08.2013 14:03 Заявить о нарушении