Королевские дочки в Новой Франции

В начале 1663 года молодой Людовик Четырнадцатый, лишь два года назад приступивший к самостоятельному правлению (но которого уже называли Королем-Солнце!) сидел в Лувре, за столом большого королевского кабинета. Мысли его были заняты судьбой французских земель в Америке. Он видел в своем воображении сильную процветающую колонию, однако ситуация была тревожной. Население колонии составляло лишь две с половиной тысячи человек, при этом на каждую женщину приходилось по шесть мужчин.
В то время как соседи-англичане, начавшие освоение Америки позже французов, имели заметно лучший показатель - сто тысяч поселенцев в тринадцати колониях!
Серьёзная угроза, если учесть постоянное недружелюбие и воинственный нрав правителей Туманного Альбиона. Они так и норовят отхватить себе новый кусок!

Вообще, проблемы начались еще с момента появления первых французских поселений - в каждом новом поселении, лишь пятая часть обитателей переживала первую зиму.
Понятно, что их заменяли новые силы. Мужин, готовых заниматься охотой, рыбалкой и торговлей пушниной, найти во Франции было можно, но они были и оставались, как правило, бессемейными. Некоторые вступали в браки с туземками, но разве это выход?
Нужны люди, верные французской короне и католической церкви, нормальные семьи.
А откуда им взяться, если женщины не хотят перебираться в Новый Свет?

Людовик тяжело вздыхает и зовет к себе распорядителя финансов, Жана-Батиста Кольбера.  Помнится, они уже обговаривали план перевозки незамужних молодых аристократок в Америку. 
Ах, женщины, женщины! Вечно им нужен комфорт, тепло, хорошее жилье и наряды. К тому же, никто из них не поплывет через океан на собственные средства - придется раскошелиться из казны. Будем выдавать по сто ливров на переезд и по пятьдесят ливров королевского приданого, когда они будут выходить замуж за колонистов.
А если они после свадьбы по десять детей нарожают, будем выдавать по 300 ливров  на семью каждый год!
Девушек надо подобрать здоровых, благочестивых и не особо привередливых. Лучше всего, из сельской местности. И, разумеется, не монашек.
А вот отбором пусть, наоборот, женские монастыри  занимаются.

Деньги, конечно, штука хорошая. Эти бумажки могут скрасить долгий и опасный переезд через океан и даже защитят в лютые квебекские морозы (которые все равно пробирают через три юбки и толстую верхнюю одежду!).
Но расчеты расчетами, а факты... Несколько девушек до Америки не поплыли - умерли в пути. Кто то умер в первые годы жизни на новом месте. 
Правда, подавляющее большинство добралось и жило нормально.

Первый корабль с невестами причалил в городе Квебеке 22 сентября 1663 года. На нем было тридцать шесть невест, с королевским приданым. Приход этого судна (как и всех последующих) вызвал в городе настоящий фуррор.
По прибытию, "королевские дочки" (как их стали называть) селились группами в семьях, куда по вечерам приходили мужчины делать предложение руки и сердца. Первыми  допускались те, кто имели высокий доход и нормальное собственное жилье.
Девушки имели право отказывать или соглашаться на брак - родительское благословение, по понятным причинам, тут не требовалось.
Между прибытием невесты и свадьбой проходило не больше 4-5 месяцев, хотя некоторые умудрялись выскочить в первые же дни.
Город Квебек был в то время в колонии самым крупным, к тому же расположен вблизи моря, поэтому большинство девушек оставалось в нем. Но некоторые добирались и до Монреаля.

История сохранила и ряд куръезных фактов. Например, одна из девушек вышла замуж в первые дни после прибытия, а могла это сделать вообще во время плавания - ее избранником стал капитан корабля, который перевозил невест.
Другая переселенка открыла повод для многочисленных сплетен - именно она дала глупый и необоснованный повод называть "королевских дочек" путанами, женщинами легкого поведения. Дескать, кто еще согласится на такое путешествие за деньги!
Ее звали Анна Мария Фон Сек
(в интернете встечается несколько толкований ее имени: )
и была родом из вольного Гамбурга, из аристократической немецкой семьи.
Проблемы с ней начались сразу по прибытии; она остановилась в городе Монреале. Злоупотребление алкоголем, разгульный образ жизни, позднее - незаконная торговля спиртным.. Но даже она в Новой Франции весьма удачно вышла замуж (причем, дважды) и родила четырех детей.
Любопытно, что она пока остается единственной из "королевских дочек", о которой написана целая книга: Remi Tougas  "Allemande, la scandaleuse histoire d'une Fille du Roy" ("Немка, или скандальная история одной из королевских дочек")

К моменту приезда невест, люди в Новой Франции истосковались по нормальной семейной жизни.
В 1672 году интендант Новой Франции Жан Талон писал королю, что критическое состояние колонии позади, ее численность за короткое время поднялась очень сильно.
К этому времени королю резко понадобились деньги на другой стратегический проект - войну в Нидерландами. Поэтому программа переселения молодых аристократок за океан была остановлена. Последний корабль с невестами прибыл в сентябре 1673 года.
Всего за десять лет их было привезено около тысячи и подавляющее большинство осталось в Новой Франции, вышло замуж за колонистов и имело в среднем по 12 детей - понятно, что кто то имел всего четырех, а кто то по двадцать и больше.
Как бы там ни было, этот показатель был явно выше чем во Франции, да и, пожалуй, остается одним из самых высоких в Мире за всю историю!
Частный случай решения демографической проблемы? Безусловно.

В интернете много сайтов, где прослеживают гениологические древа квебекских политиков, ученых и прочих деятелей (включая артистов ранга Селин Дион), которые неизменно приводят к той или иной "королевской дочке". К ним ведет почти вся генеология всей квебекской нации, которая НЕ расстворилась в англо-язычном потоке как Новый Орлеан, Новый Амстердам (нынешний Нью-Йорк) и другие исчезнувшие колонии.

Однако вернемся к Людовику Четырнадцатому, с которого мы начали повествование.
Многие судят о нем по высказыванию "Государство -это я". А ведь ему принадлежит и масса других, куда более любопытных.  Перед смертью он скажет "Я ухожу, но государство будет жить вечно!". Фраза конфликтует с предыдущей, не правда ли?
Даже если рассматривать ее применительно к небольшому народу, живущему сейчас на берегах Святого Ларентия, то признаем - народ этот обязан своим существованием Королю-Солнце и, в частности, его гениальному решению переселить в Новый Свет своих "дочек".

-------

Цитаты, приписываемые Людовику 14-му:

"Каждый раз, когда я заполняю вакантную должность, я порождаю сотню недовольных и одного неблагодарного!"

"Мне было бы легче примирить всю Европу, чем нескольких женщин!"

"Время, которое мы отдаем нашей любви, никогда не должно наносить вреда нашим делам!"

"Меня чуть было не заставили ждать!"


Рецензии