1913й - 2013й! С юбилеем, господа!

         Господа, со столетием вас!!! Сто лет с того пресловутого 1913-го года, что слыл притчей во языцех во всех советских документах, касающихся экономики СССР. «По сравнению с 1913м…» -эту фразу многократно встречал я в студенческие годы в учебниках, газетных статьях, и других умных книгах, когда заводилась речь об успехах советского народа, к коему я принадлежал. Самый благополучный предвоенный год  Российской империи долгое время был точкой отсчета для оценки роста народного хозяйства страны Советов. Чем же был славен этот знаменательный год?!
  Ну, во-первых меня еще не было…  И не могло быть, моей маме было еще четыре года,
а отец пока еще бегал в школу из хутора Еланский на Дону вместе с сынишкой атамана Якова Фомина, прославившегося  позже боевыми подвигами в приближающуюся Первую  мировую войну.
    И еще царствовал Николай Второй, «божиею поспешествующую милостию император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; царь Казанский, царь Астраханский, царь Польский, царь Сибирский, царь Херсонеса Таврического, царь Грузинский; государь Псковский и великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; князь Эслянский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; государь и великий князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны повелитель; и государь Иверския, Карталинскияи Кабардинския земли и областиАрменския; Черкасских и Горских князей и иных наследный государь и обладатель, государь Туркестанский; наследник Норвежский, герцог Шлезвиг-Голштейнский, Сторманский, Димарсенский и Ольденбургский и прочия, и прочия, и прочия»…
    Каков титул,а?!!
 Я родился при самодержце с титулом поскромнее, в годы, когда Он, безжалостно расправляясь с соратниками, возвел себя в сан Иосифа Великого: война и революции пообкусали Империю.
     Но с титулом Николая  Второго я был знаком!!!
   Едва научившись читать, где-то с трех лет, я с интересом листал толстую подшивку дореволюционного журнала «Нива», между прочим, за 1913 (!) год, чудом сохраненного в доме дедом моим Самуилом, с диковинными, незнакомыми буквами, которых не было в моей Азбуке. Дед называл их «Ять», «Ижица», пытался объяснить мне их значение, но мне, малолетке, ни к чему было это, я привык не обращать на них внимание…
 Меня больше интересовали иллюстрации, вот здесь, под портретом Николая Второго я и разбирал вышеприведенный титул…
 Сколько времени я провел, рассматривая картинки из жизни обывателей тех лет! Детская память сохранила необычные костюмы, выезды, афиши, фасады домов, хорошо узнаваемые позже в художественных фильмах о том далеком времени…
  Вспоминая сегодня это свое времяпровождение, я не удержался, и влез в Интернет с поиском журнала «Нива»  за 1913 год.
  Ребята дорогие! За сто лет кое у кого сохранилась эта подшивка, (правда, с отсутствием одного листа, как написано в  объявлении) !!! Вот бы полистать!
   Из сотни пробежавших  лет, две трети пришлось на мою жизнь, история проходила на моих глазах , и мне казалось, невозможно сегодня сопоставлять несопоставимое, 1913 и 2013й: экономика и научно – технический прогресс все кардинально изменили…
 Но скитаясь по Интернету, я наткнулся на замечательный десятиминутный фильм «Рождественская открытка 1913 года» , сделанный в 1990 году. Оказывается, можно сопоставлять!  Кому интересно, загляните! Конечно, «нонышний» российский  самодержец  ВВП в своем титуле не обозначил бы и трети названий из титула Николая Второго. И тем не менее: в 1913 году Россия вышла на первое место по темпам развития экономики, обогнав Штаты! рубль свободно конвертировался! Россия кормила хлебом всю Европу, как сегодня поит газом! Количество газет и театров в провинции в те времена дает фору нынешним городам… Интеллектуальный потенциал – ни в какое сравнение, какие имена!В журнале"Нива", например, печатались такие авторы как: А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев, П. А. Вяземский, Д. В. Григорович, К. К. Случевский, Н. В. Успенский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Г. П. Данилевский, А. А. Фет, А. Н. Майков, А. П. Чехов, Яков Полонский, Владимир Соловьёв, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Мирра Лохвицкая, А. А. Блок, С. А. Есенин, Л. Н. Андреев, Максим Горький, Корней Чуковский, Анна Ахматова, Иван Бунин, Александр Куприн, Осип Мандельштам, Пётр Боборыкин, Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Георгий Иванов, Сергей Городецкий, Георгий Чулков, Константин Бальмонт, Константин Фофанов, Михаил Кузмин, Николай Минский, Николай Клюев, Борис Садовской, Фёдор Сологуб, Тэффи, Александр Грин, Борис Савинков (В. Ропшин), Николай Гумилёв, Илья Эренбург, С. Н. Сергеев-Ценский, Алексей Ремизов, А. С. Серафимович, Николай Рерих, И. Е. Репин, Игорь Грабарь, А. Ф. Кони, В. Р. Щиглев.!(Википедия)
 Есть, господа, есть, с чем сравнивать!
 Хотя, на мой взгляд, для Человека, как Гомо Сапиенс, сотня лет – капля в море, он не изменился и с библейских времен. И столетия считает тем же способом: пятерней! Пять плюс пять  - десять. Десять десяток – сто…
  И тем не менее, с юбилеем, господа!


Рецензии
Валера!
Прежде всего спасибо за поздравление с ЮБИЛЕЕМ и за уникальную информацию, касающуюся титула самодержца Николая Второго и логику умозаключений автора очерка.
Не каждому такое может прийти в голову. С вполне серьезной улыбкой и уважением

Зиновий Бекман   07.01.2013 01:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.