Юрий Козловский и Маресьев...

Президентская комиссия по АОН провела первое заседание.
Выставку к 100-летию ВВС собирали с миру по нитке.
Некоторые итоги Airshow China 2012.
Летчик-истребитель повторил подвиг Алексея Маресьева.


Ведущий в кадре:
Здравствуйте, это очередной выпуск Пилот ТВ, программы для людей, влюбленных в небо. С вами Александр Швыдкин. От винта!

• Свиделись. В Москве прошло первое заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения.
• Сто лет как один миг. Выставку в Манеже, посвященную 100-летию ВВС, собирали с миру по нитке.
• Утяжеление одобрено. Некоторые итоги 9-го международного аэрокоcмического салона Airshow China 2012.
• Воля к полёту. Советский летчик-истребитель в мирное время повторил подвиг Алексея Маресьева и вернулся в небо.

Ведущий в кадре:
На днях Владимир Путин подписал указ о создании комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения. Это известие всколыхнуло авиационную общественность: одни ждут от власти помощи и поддержки, другие же по укоренившейся привычке не ждут ничего хорошего. Позавчера комиссия собралась на свое первое заседание. Чего ждать авиаторам? Об этом наш репортаж.

Ведущий за кадром:
Первое заседание президентской комиссии было недолгим, но состав довольно представительным. Присутствовали чиновники вовлеченных ведомств, частные и профессиональные пилоты, руководители авиационных учебных центров и пилотских общественных организаций. Несколько удивило отсутствие главы Росавиации Александра Нерадько, но возможно, ему помешали дела. Открыл заседание председатель комиссии, помощник президента Российской Федерации Юрий Трутнев.

Юрий Трутнев, председатель комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения:
Хочу вас поблагодарить за то что вы дали согласие участвовать в работе комиссии. Задача у нас с одной стороны очень простая, с другой стороны достаточно сложная: создать условия для развития авиации общего назначения, малой авиации в России.

Ведущий за кадром:
Юрий Трутнев сразу обнаружил детальное знание наболевших проблем, что при его налёте в 800 часов на вертолете Robinson удивительным не кажется. Суть работы комиссии её председатель объяснил довольно быстро: сформировать рабочие группы, изучить спектр проблем и готовить предложения на имя Президента. Как только дело дошло до обсуждения проблем, по традиции заговорили каждый о своем наболевшем, подчас весьма эмоционально.

Алексей Фесенко, директор Летно-методического центра гражданской авиации:
Последние катастрофы – сваливание, сваливание, сваливание, сваливание на различных маневрах. Ну давайте валить дальше. Статистами, какими выступает МАК, это неправильно. Должна быть служба безопасности, которая в Росавиации контролирует это, ведет этот вопрос.

Ведущий за кадром:
В пылу дискуссий дошло до предложения залить здание Межгосударственного авиационного комитета бетоном. Но Юрий Трутнев поспешил настроить собравшихся на конкретику.

Юрий Трутнев, председатель комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения:
Впредь мы попробуем все-таки поступать чуть-чуть по-другому – готовить конкретные предложения по совершенствованию законодательства, нормативно-правового регулирования, предложения по формам экономического стимулирования, таможенного регулирования, и так далее, и так далее.

Ведущий за кадром:
Чтобы работа комиссии не потонула в разговорах, решили быстро определиться с составом рабочих групп и подавать предложения как можно активнее, а следующие заседания проводить в регионах, дабы не превращать хорошее дело в очередной столичный междусобойчик. По окончании первого заседания Юрий Трутнев постарался развеять сомнения пилотской общественности, которые уже звучат на форумах.

Юрий Трутнев, председатель комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения:
Мне не раз в жизни приходилось браться за новый участок работы, по отношению к которому люди говорили: «Ну, тут много у кого что не получалось». Вот я совершенно уверен, что получится. У меня даже сомнений нет – получится сделать так, чтобы людям легче стало летать в России. Вот это я точно могу сказать. Насколько получится, больше, меньше, быстрее, медленнее – жизнь покажет. Но что получится, и что люди будут себя чувствовать в воздухе увереннее чем сейчас, это могу торжественно обещать, без всяких сомнений.

Ведущий за кадром:
По ходу заседания стало ясно, что власть не будет единолично вытаскивать авиацию общего назначения из болота, но готова предоставить инструмент, с помощью которого пилотская общественность сможет сама решать накопившиеся проблемы, если сумеет организоваться. Получится или не получится – покажет ближайшее время.
Александр Швыдкин, Владимир Кривко. Пилот ТВ.

Ведущий в кадре:
В начале ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» проходила Первая художественно-историческая мультимедийная выставка «Крылатый век России», посвященная 100-летию военно-воздушных сил. Опубликованный в интернете проект выставки обещал принципиально новые подходы в освещении истории отечественной военной авиации. О совпадении замысла с реальностью наш репортаж из Манежа.

Ведущий за кадром:
«Подобно тому, как авиация размыкая плоское пространство земной поверхности, погружает пилота в непривычный человеку мир движения в трех измерениях, тем самым превращая его в Homo Pegasus (человека летающего), так и экспозиция выставки выходит за пределы линейного развития, предлагая помимо вертикали этапов исторического развития горизонтали жанров и тем.» Это выдержка из концепции, опубликованной задолго до открытия авиационной выставки в Манеже. Первое впечатление гостей и участников – легкое недоумение.

Борис Осетинский, президент Федерации авиареставраторов России:
Я с трудом представляю, что здесь они хотели показать, потому что нас пригласили, мы свой кусок выставили, но рассчитывали, конечно, немножко на другое. Ну, посмотрим.

Владимир Кичко, директор Центрального Дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:
Я модели представил – 82 экспоната различных. Хотелось бы их по-другому разместить, но организаторы немного не справились с этой задачей, скажем так. На полу стоят, хотя было, что все должно висеть, стоять где-то на полочках, в призмах в этих, но они оказались слабенькие и не выдерживают веса.

Ведущий за кадром:
Откровенно говоря, выставка сделала бы честь районному Дому пионеров, но не центральному выставочному залу столицы. От задуманного художниками интерактивного погружения в мир авиационной истории остались только плакаты и модели, обещанных видеоинсталляций и авиационных тренажеров в наличии не оказалось. Причина банальная – не хватило денег.

Николай Гайгеров, продюсер, организатор выставки «Крылатый век России»:
Эта выставка была в программе, но к сожалению ее на определенном этапе вычеркнул бывший министр обороны. Несмотря на это мы эту выставку при поддержке Правительства Москвы, наших друзей, партнеров открыли. Подготовили и открыли.

Ведущий за кадром:
Как это часто у нас бывает, мероприятие спасли энтузиасты. Самую интересную часть экспозиции представили авиареставраторы из Москвы и Санкт-Петербурга. Питерцы привезли очень чисто выполненный макет истребителя «Ньюпор» и летающую реплику биплана Farman-4 начала XX века. Музей техники Вадима Задорожного совместно с фондом «Крылатая память Победы» выставили истребитель Як-1 и мотор от штурмовика Ил-2. На этом самолете в ноябре 1942 года летчик Валентин Скопинцев вылетел с аэродрома «Ваенга-2» под Мурманском на штурмовку немецкого аэродрома Лоустари.

Борис Осетинский, президент Федерации авиареставраторов России:
Самолеты попали под жесточайший обстрел зенитной артиллерией, и самолет Валентина Скопинцева тоже был подбит. Причем снаряд пробил броню, и, не повредив двигатель, повредил генератор, и летчик остался без электричества. Он успел сбросить бомбы, но не успел сбросить эрэсы.

Ведущий за кадром:
Возвращаясь на свой аэродром, Ил-2 выдержал еще и воздушный бой с «Мессершмитом», стрелок сбил противника, но штурмовик потерял давление в воздушной системе и совершил вынужденную посадку на лед озера «Кривое», откуда летчик вынес раненого стрелка. А при поисках Ил-2 в озере нашли еще один самолет – вот этот истребитель Як-1, пилот которого, молодой летчик Федор Демидов, имея к тому моменту всего 8 часов налета, совершил посадку на воду после полной выработки бензина.

Борис Осетинский, президент Федерации авиареставраторов России:
Причем сделал ее настолько аккуратно, что остался не просто жив, а еще и впоследствии воевал, и сбил три немецких самолета – «Мессер», «Хейнкель-111» и «Хеншель». Был награжден, умер в восьмидесятых годах.

Ведущий за кадром:
Хотя выставка в Манеже и не стала отражением целого века авиационной истории, как это задумывалось изначально, тем не менее, одни лишь уникальные фотографии из коллекции Центрального Дома авиации и космонавтики стоили того, чтобы их посмотреть. Да и равнодушие проявили не все те, кто принимал решения.

Владимир Кичко, директор Центрального Дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:
Просто даже в рамках празднования столетия ВВС когда Москва нам дала под авиацию, скажем так, этот выставочный комплекс, Манеж, и с нас рубля не взяла. Мы очень довольны.

Евгений Шапошников, маршал авиации, Главнокомандующий ВВС СССР и России (1990-1991 гг.):
Я считаю, что страна наша может гордиться своей авиацией, и в частности военной авиацией, и то, что здесь показано – конечно это надо. Не в праздники, не только в столетие, а и в 101-ю годовщину, и в 102-ю, и так далее, и так далее.

Ведущий за кадром:
Так и будем действовать. Если начнем копить деньги уже сейчас, то двухсотлетие российских ВВС отметим как положено.
Александр Швыдкин, Владимир Кривко. Пилот ТВ.

Ведущий в кадре:
Буквально на днях в Китае закончил свою работу 9-й международный аэрокоcмический салон AIRSHOW CHINA 2012. Российская экспозиция, представленная в городе Чжухай, стала третьей по объему после китайской и американской, в центре внимания оказался учебно-боевой самолет Як-130. Филиппины уже намереваются его приобрести, в списке потенциальных покупателей также Бангладеш, Вьетнам и Малайзия. Всего в салоне приняли участие более 350 компаний из 35 стран.

Ведущий за кадром:
Среди них была американская вертолетная компания Bell Helicopter. В планах производителя увеличивать свое присутствие в сегменте бизнес-авиации Китайского рынка. Сейчас его объем оценивается в 2000 машин на ближайшие десять лет. Для обслуживания быстрорастущего парка потребуются тысячи специалистов. Поэтому Bell Helicopter хочет помочь Китаю не только создать эти рабочие места, но и подготовить летных и технических специалистов для развития отрасли. Авиационные власти КНР в свою очередь одобрили увеличение максимальной взлетной массы вертолета Bell 429. Китай стал двенадцатой страной, выдавшей такое одобрение. Увеличение максимальной массы этой машины позволяет вмещать больше полезного груза и топлива. С дополнительным топливом или оборудованием на борту Bell 429 можно будет эксплуатировать более эффективно.

Ведущий в студии:
Он едва не погиб и стал лауреатом премии Маресьева «За волю к жизни». Его история болезни – пример личного героизма, а его желание подняться в небо спустя почти 40 лет после несчастного случая просто поразительно. Юрий Валентинович Козловский – военный летчик первого класса. Оставшись без обеих ног, этот человек смог снова получить удостоверение пилота. Как ему это удалось, он рассказал нашей съемочной группе.

Корреспондент за кадром:
Сейчас он работает в организации ветеранов. Карьера военного летчика Юрия Козловского закончилась вынужденно в марте 73-го года.

Юрий Козловский, военный летчик первого класса:
Я летел по маршруту и над Читой у меня встал двигатель. Ночью, в сложных метеоусловиях. Пришлось уходить от города, катапультировался уже на самом пределе, получил открытый перелом обеих ног. Трое суток выползал при 25-градусном морозе, потерял два с половиной литра крови. Замерз естественно я, прополз семь километров, ну а потом меня нашли вертолетчики.

Корреспондент за кадром:
Привезли в госпиталь, там гангрена, ампутация обеих ног и около 20 операций. Тогда даже перевязки казались пыткой, вспоминает Юрий Валентинович.

Юрий Козловский, военный летчик первого класса:
Когда я был в военно-медицинской академии им. Кирова, вот там под наркозом делали перевязки. И потом в Институте протезирования Ленинградском тоже перевязки после операции под наркозом делали. Потому что большая площадь поражения была, надо было бинты отрывать как-то, поэтому наркоз.

Корреспондент за кадром:
Два года в госпиталях. Откуда вышел уже на протезах. Из армии уволился, и началась гражданская жизнь без неба. Но отчаяния не было никогда.

Юрий Козловский, военный летчик первого класса:
Ну тогда вот как-то пришел мне в память Маресьев, и я подумал: «Ну живут же люди и так. Ну не буду летать, что-то другое будет». Этой мысли я и следовал дальше.

Корреспондент за кадром:
Так прошло почти 40 лет. Но мысли о полетах все же не оставляли. В марте 2011-го товарищ решил прокатить его на Як-18Т. После чего в прошлом военный летчик снова захотел вернуться в строй.

Юрий Козловский, военный летчик первого класса:
Я начал летать, вылетел самостоятельно. А после этого прошел медкомиссию: сдал все экзамены по летной подготовке, по теоретической подготовке, по технической, и получил удостоверение пилота-любителя. И вот сейчас летаю.

Корреспондент за кадром:
Пройти ВЛЭК – для многих внешне абсолютно здоровых пилотов зачастую проблематично, но Юрию Валентиновичу особого труда не составило. Почему, он рассказывает совершенно откровенно.

Юрий Козловский, военный летчик первого класса:
Конечно, если бы я пришел на медкомиссию вот так вот со стороны, я ее не прошел бы. Занимался этим вопросом не один человек. Это же нужно было, чтобы я на комиссию пришел и обо мне как бы была создана характеристика. И когда они на меня посмотрят, возможно, что-то решат. Ну вот и решили.

Корреспондент за кадром:
Всю свою военную карьеру он летал на «МиГах». Когда стал пилотом-любителем, пришлось пересесть на «Як». Рассказывает, что получилось это без особого труда. Моторика осталась, а к протезам уже настолько привык, что во время пилотирования особых сложностей не возникает.

Юрий Козловский, военный летчик первого класса:
Ну я вот хочу сейчас переучиться на Як-52, на спортивный потому что это мне ближе. Что этот самолет со штурвалом Як-18Т, как бы пассажирский, а там как истребитель с ручкой. Ну то есть там управление такое же как на истребителе. И потом он пилотаж весь выполняет.

Корреспондент за кадром:
Пока дороговато. На одном из подмосковных аэродромов обещали к весне цену снизить и тогда, возможно, еще одно желание истинного летчика исполнится. Его жизненная история далеко не романтичная. В детстве он не мечтал стать летчиком, как многие ребята. Юрий Козловский пришел к этому уже будучи выпускником школы.

Юрий Козловский, военный летчик первого класса:
Вот когда полетел Юрий Гагарин в космос, а в том же году я попал в Тушино на воздушный парад и посмотрел на нашу современную технику, как все гремело и сверкало. Ну как-то у меня… А еще я фильм посмотрел «Звезды на крыльях». Был такой фильм про Ейское училище. Поступил. 17 августа 1962 года был зачислен курсантом Ейского Высшего военного ордена Ленина училище летчиков.

Корреспондент за кадром:
Сейчас от той военной авиации остались лишь воспоминания. Юрий Валентинович с досадой констатирует, что сегодня летчиков-истребителей в нашей стране готовят только в одном учебном заведении. Техника пришла в упадок.

Юрий Козловский, военный летчик первого класса:
Я вот недавно читал статью. Там генерал-полковник, начальник боевой подготовки. Он говорит там где-то в одной части 14 самолетов, летать могут только четыре, но одновременно могут взлететь только два. Потому что нет аккумуляторов. Конечно, обидно. Вообще-то убили, всё убили. И восстанавливать все равно придется, только с большими затратами.

Корреспондент за кадром:
Он стал лауреатом международной премии им. Маресьева «За волю к жизни». Он думал, что сможет прожить без неба, но желание летать оказалось сильнее боли от протезов. Он героически выдержал все тяготы, за что в награду получил возможность снова стать пилотом.
Елена Монина, Владимир Кривко. Пилот ТВ.

Ведущий в кадре:
Не без оснований говорят, что летательный аппарат не автомобиль, к обочине в случае чего не прижмёшься. Но иногда все же приходится. Сегодня в нашей рубрике «Без комментариев» мы покажем как один пилот автожира потерял в полете колесо и что из этого вышло.
А я с вами прощаюсь. Летайте с нами на сайте pilottv.ru и не забывайте ставить «мне нравится», чтобы поддержать проект на facebook. С вами был Александр Швыдкин. Встречного вам на взлете и попутного в полете!


Рецензии
Хотя на первый взгляд, написано суховато, но для летающей братии - это редкий по силе эмоционального воздействия репортаж!!! Спасибо за него, Наталья. Чтобы так коротко и ёмко передать, проблемы Малой Авиации - из какого "болота" она сейчас возрождается, а также, почему безногий пилот Козловский "вдруг" захотел снова летать, одного писательского таланта мало. Надо иметь ещё "крылатую душу"!!!

Тяга в небо заложена в нас генетически и легенда о Дедале и Икаре отнюдь неслучайно появилась в нашем фольклёре. Человек всегда завидывал птицам.. А что такое "ПОЛЁТ", прекрасно описал известный американский лётчик и писатель Ричард Бах в повести "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", впервые прочитав которую до меня сразу дошёл её эзотерический смысл, и Бах тут же вошёл в когорту моих любимых писателей вслед за Иваном Ефремовым, Джеком Лондоном, Антуаном де Сент Экзюпери и другими талантливыми авторами, пишущими о полётах и небе...

Более того, именно с тех пор, на интуиции, у меня пошло разделение всех людей на две группы: одни, которые независимо от профессии, лётная - нелётная - любят её и, в итоге, становятся в ней "профи", и с ними интересно общаться !!! А вторая категория людей, которая даже добившись каких-то успехов в выбранном им деле или профессии, осталась к ней равнодушна. Мне с такими скучно. Наташа, Вы относитесь к первой категории людей, так что "будем дружить не только домами, но и семьями" - (как предложил Гога, Гоша, Жора... Баталов в фильме "Москва слезам не верит")

Я ещё продолжу эту тему на примере своих друзей, а пока ещё раз Рахмат за рассказ, Наталья - он не оставил меня равнодушным...

С теплом, ВВЧ.

Полковник Чечель   11.02.2025 17:27     Заявить о нарушении
Есть. Бум дружить семьями!
А Вы Гошу Ленжетова из Качи знаете?
Он проводит конкурс музыкальный в честь военно-морских лётчков "Небо над Качей".

Репортаж не мой, я его скопировала от и до, когда прислал Юрий Валентинович.
Вроде больше нигде его нет в сети.
Про Козловского я писала несколько раз. Ничего особо нового не писала, про него писано-переписано, 50 лет с небольшим уже минуло со дня той трагической случайности. Ему даже звание Героя зажали, сколько мы с советом ветеранов не добивались.
Самолёт разбил и баста.
А что город спас милионник, так то учения идут.
Верхний слой облаков мерил и аппаратура вышла из строя, даже двигатель подвёл.
Не, я бы никогда так не смогла!
Вот пассажиром летать пилотам доверяю. Хотя некоторых военных лётчиков со Чкаловского знаю лично. Поддать любят.
Даже на кукурузнике (Ан-2) летала с артистами и цирковыми животными из Котласа, когда работала в Московской областной филармонии артисткой оригинального жанра и и воздушной гимнасткой. В этом мы чуть-чуть схожи. Адренналинозависимые наверно.
Один из пилотов на взлёте из кабины Ан-2 к нам в салон вывалился, мы его успели подхватить насередине полёта квурком и затолкали обратно.
Як-42 я любила. Много куда на нём летала по России. Несколько историй в моей жизни связано с пилотами и инженерами, что обслуживали эти самолёты во Львове. Один из-за меня чуть под трибунал не полетел, когда не вылетел в Мурманск расследовать крушение военного самолёта там. Меня хотел проводить в Москву и лично подготовить наш Як-42 к тому вылёту, один из моторов барахлил, но он заверил, что если что долетим и сядем на двух.

Наталья Иванова 2   11.02.2025 23:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.