Царь-2

                РУССКИЙ  ЦАРЬ  АЛЕКСЕЙ  РОМАНОВ -  СЫН  МИХАИЛА  РОМАНОВА...

                ---------------------------


               
                АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ  РОМАНОВ



АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629–1676) – русский царь (с 1645), второй представитель династии Романовых на российском престоле, сын и преемник царя Михаила Федоровича Романова.

Родился 19 марта 1629 в Москве. Мать – Е.Л.Стрешнева – была дочерью незнатного дворянина. Воспитывался под надзором «дядьки» боярина Б.И.Морозова. С пяти лет стал обучаться грамоте по букварю, в семь лет – письму, в девять – церковному пению. Чтение книг любил, первыми книгами были Часовник, Псалтырь и Деяния Святых Апостолов; в 11–12 лет имел собственную детскую библиотеку. Среди ее книг были – лексикон (своего рода энциклопедический словарь), грамматика, Космография. С юности царевича увлекала также соколиная охота, в зрелом же возрасте он написал собственноручно едва ли не первое в русской истории руководство для охотников – Уложенье сокольничья пути. Здоровый, румяный, добродушный, веселый (что неоднократно отмечалось современниками – соотечественниками и иностранцами), Алексей Михайлович на всю жизнь сохранил любовь к искусствам, умел разбираться в литературе, поощрял художников, архитекторов и прочих служителей Муз.

Духовная атмосфера раннего детства и отрочества, углубленное чтение церковных книг развили в царевиче Алексее православное благочестие. До конца жизни Алексей Михайлович был искренне верующим человеком, строго соблюдал не только великие, но и обычные посты по понедельникам, средам и пятницам (в эти дни он ничего не ел, пил только воду). Даже став царем, он ходил в церковь в Страстную неделю Великого поста в простой одежде, повязав волосы на голове кожаным ремешком, пешком – как простолюдин-ремесленник, а не как самодержец. Принимая послов, он обряжался в пышные и роскошные одеяния, говоря о себе: «мне, грешному, здешняя честь – аки прах». Именно в годы его правления Россия стала считаться истинно православным царством, куда из иных земель свозились православные церковные реликвии, спасенные от «иноверцев»-мусульман.

В годы своего 30-летнего царствования Алексей Михайлович совершенствовал и ежедневно соблюдал дворцовый церемониал, придавая его деталям – одежде, украшениям, музыке, декоративному фону, поэтическим речам – державную торжественность и величие. Он желал превзойти (и в чем-то превзошел) европейские монаршие дворы.

Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет, когда он был впервые торжественно «объявлен» народу. В 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, он вступил на престол, женившись на Марии Ильиничне Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, нажил с нею 13 детей (в том числе будущих царей Федора и Ивана, а также царевну-правительницу Софью).

С первых же лет своего царствования он стремился сделать Кремль, уже тогда видимый за много верст, «восхищающим взор красотой и величием, множеством куполов, сверкающих золотом». В царском дворце он распорядился оклеить стены позолоченной кожей; вместо традиционных русских лавок – поставить стулья и кресла «на немецкий и польский образец», активно работали в Кремле и мастера фигурной резьбы по дереву (в стиле рококо). Одновременно в селе Коломенском велось строительство загородной резиденции. Там стремительно росли стены «сказочного», по словам английских послов, Коломенского деревянного дворца (сгоревшего спустя век и сохранившегося лишь на рисунках 17–18 вв.).

По словам известного историка Н.И.Костомарова, Алексей Михайлович, «сам себя считая самодержавным и ни от кого не зависимым, был всегда под влиянием то тех, то других…». В первые годы царствования впечатлительным и амбициозным юношей управлял его воспитатель боярин Б.И.Морозов, затем родственники царицы – Милославские, позже – патриарх Никон, а затем, к концу жизни – боярин А.Матвеев. Народная память сохранила за Алексеем Михайловичем прозвище «тишайший». Отчасти оно рождено демонстративным христианским смирением в его поведении, добродушным, «тихим» нравом, умением слушать своих приближенных. Тем не менее, многие из них отмечали, что периоды царской «тихости» нередко сменялись вспышками гнева, убежденной твердости и решительности.

Первые годы правления Алексея Михайловича были ознаменованы созывом немногочисленной Боярской думы (около 70 человек, из которых действительное влияние имели около 20 приближенных бояр). Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645 высокой пошлины на соль привело к народным волнениям: «соляной бунт» в Москве откликнулся аналогичными выступлениями во множестве городов, вплоть до Сибири. В Москве восставший народ потребовал «выдачи» главного лихоимца боярина Б.И.Морозова. Однако своего «дядьку» Алексею Михайловичу удалось спасти, отправить его в Кириллов монастырь, пообещав – одновременно – отмену ненавистного народу налога. Обещание свое Алексей Михайлович сдержал (пошлина на соль была отменена). Тем временем во главе правительства был поставлен боярин Никита Одоевский, распорядившийся увеличить жалованье войску (стрельцам) – главной военной опоре самодержца. Стрельцы потопили восстание в крови.

Именно Н.Одоевский передал впоследствии царю поданную от дворян и верхов посада челобитную о созыве Земского собора для наведения порядка в суде и управлении. Под руководством того же Н.Одоевского, а также Ф.Волконского и С.Прозоровского Алексей Михайлович подписал в начале 1649 составленный этими боярами текст Соборного уложения – новых основ законодательства России. Этот документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям царя на местах (воеводам). Закрепленная Соборным уложением отмена «урочных лет» для сыска беглых крестьян укрепила позиции дворян. Существенно изменилось и положение посадских низов: все городские слободы были отныне «поверстаны в тягло» – то есть должны были нести полное налоговое бремя.

Ответом на эти изменения в системе налогообложения были восстания 1650 в Пскове и Новгороде. Их подавлением руководил новгородский митрополит Никон, чем заслужил царское доверие и стал «собинным любимым другом» самодержца. В 1652 Никон был посвящен в патриархи, начав оказывать прямое влияние на государственные дела. Однако едва Никон возомнил себя выше царя (руководствуясь тезисом «священство выше царства»), Алексей Михайлович открыто содействовал осуждению его на церковном соборе. Никон был лишен архиепископского сана и заточен в 1666 в Белозерском Ферапонтовом монастыре.

Годы правления «тишайшего царя» вошли в русскую историю и другими примерами активного государственного реформирования. По распоряжению самодержца были учреждены новые центральные приказы (Тайных дел 1648, Монастырский I648, Малороссийский 1649, Рейтарский 1651, Счетный 1657, Литовский 1656, Хлебный 1663). При Алексее Михайловиче началось и первое в 17 столетии реформирование русской армии – введение наемных «полков нового строя».

Особое внимание Алексея Михайловича всегда обращалось на внешние сношения. С просьбой о помощи к «восточному царю» в это время обратился казацкий сотник Богдан Хмельницкий, поднявший Украину против поляков. На Земском соборе 1653 казаки Хмельницкого были приняты в подданство, одновременно была объявлена война Польше. В мае 1654 русские войска выступили в поход и заняли Смоленск. Весной 1655 по распоряжению царя война была продолжена и заняты города Вильно, Ковно и Гродно. Одновременно, опасаясь усиления Швеции, в июле 1656 Россия объявила ей войну и царь приказал двинуть войско в Ливонию. После ряда успешных походов (взятие Динаурга, Кокенгузена, Дерпта), русским войскам все же пришлось отступить и заключить в тот же год невыгодный мир со шведами в Кардиссе (поскольку после смерти Хмельницкого началась «смута» и в Украине, потребовавшая новой войны с Польшей). Алексей Михайлович лично участвовал во многих из военных походов, руководил дипломатическими переговорами, контролировал деятельность русских послов.

                (  ВЗЯТО  ИЗ  ИНТЕРНЕТА )


Рецензии