Рассказы о Пушкине. Недобрые знаки

За неделю  до свадьбы,10 февраля 1831 года,  в своем письме  к приятелю Кривцову Н.И. Александр Пушкин  написал: «Я - женат. Женат - или почти. Все, что бы ты мог сказать мне в пользу холостой жизни против женитьбы, все уже мною передумано. Я хладнокровно взвесил выгоды и невыгоды состояния, мною избираемого. Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе, как обыкновенно живут. Счастья мне не было. «Il n`est de bonheur que dans les voies communes (счастье -только на избитых дорогах)».

 Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся - я поступаю, как люди, и, вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же, я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входили в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностью. У меня сегодня сплин - прерываю письмо мое, чтоб тебе не передать моей тоски: тебе и своей довольно. Пиши мне на Арбат, в дом Хитровой».
 
 По этому адресу, что он указывал в письме, им был снят дом, куда после венчания, он приведет жену. Щегольскую, уютную гостиную он оклеил диковинными обоями под лиловый бархат с рельефными набивными цветочками. «Натали  должно понравиться...».

До сих пор его женитьба откладывалась под разными причинами. Мать Натали, Гончарова Наталья Ивановна, женщина вздорная, властная, то не давала согласия, то придумывала какие-то другие новые причины, и отодвигала свадьбу. То его самого холера задержала в деревне - на несколько месяцев.

Ему говорили, что Наталья Ивановна, у которой религиозность приняла с годами фанатический склад, стала раздражительной и придирчивой и она  строго держит детей, дочерей - в особенности.

Все свободное время она проводила на своей половине, окруженная монахинями и странницами, которые душеспасительные рассказы и благочестивые размышления сдабривали  сплетнями и наговорами на её неповинных детей, посмотревших на них не так, или  на слуг, не сумевших им угодить. Наталья  Ивановна расправлялась   с теми и другими незамедлительно.

  В  Яропольце, её вотчинной деревне, шептались, что в самом строгом монастыре молодых послушниц не держат в таком слепом повиновении, как  она  своих трех дочерей. В результате, если  вдруг случалось, что  она призывала к себе  кого–нибудь из них  в неурочное время, те бежали к ней со страхом в глазах. Дрожащие руки беспрерывно творили крестное знамение: «Господи, пронеси!...»

И вот такая женщина должна была стать  тещей  Александру Пушкину.

Наступивший день 18 февраля 1831 года ничего не изменило в её поведении. Вдруг  будущая теща прислала сказать, что надо еще отложить  свадьбу - у нее нет денег на карету. Поэт, который уже  отдал ей  одиннадцать тысяч, заложив выделенную отцом  часть имения Болдино – Кистеневку, за что получил 39 тысяч,  ей послал опять тысячу – на карету.
 
Капризы Натальи Ивановны не имели границ. Ей взбрело в голову, что венчание должно происходить в домовой церкви князя Сергея Михайловича Голицына, её родственника. Но  Филарет - Московский митрополит - оказался  еще тверже, чем она. Он не позволил.

Наталья Ивановна настаивала:
- У Обольянинова обвенчали Сабурова, значит, и сейчас это можно сделать…

 Все же победил Филарет – венчали  в церкви  Старого Вознесения.

 Как и всегда, все, что касалось поэта до сих пор, не обошлось  и  без присутствия полиции. Они стояли у дверей, чтобы никого не пускать в церковь во время венчания.

Но внутри были те, кто злорадствовал, глядя на обряд:

-  Быть Натали «миледи Байрон» - известно, как английский поэт изменял ей.

- Ну, да! А как будет хороший муж! То-то всех удивит!.. А ведь никто этого не ожидает, и все сожалеют о ней, – кивая на невесту, отвечал ему другой.

- Пушкин жене моей говорил на бале: что, мол, пора мне остепениться; ежели не сделает этого жена моя, то нечего уже ожидать от меня.

- Чего ожидать тогда от этого брака?!

 Пока все это шепталось за спиной, Пушкин ждал церемонии с нетерпением, чувствуя, что весь покрылся краской. Руки сами  суетливо поправляли то жабо, то фрак.

Вот начался, наконец, обряд венчания. Но что это?  Неловко задев нечаянно за аналой, он уронил крест. Вдобавок, при обмене колец, именно его, а не невесты,  упало на пол.

 Лицо его стало неузнаваемым, когда он прошептал пересохшими и побледневшими губами: «tous les mauvais augures!..» (все это плохие знаки!.. (фр.)

На этом его мучения не закончились - после церемонии  венчания ему сообщили, что его шафер, который должен был передать венец следующему - по очереди, устал и у него рука дрогнула.  И он повторил безнадежно:  «Все это плохие знаки!..»

Но первый год  семейной жизни Александр Пушкин был счастлив.


Рецензии
И вот такая женщина должна была стать тещей Пушкина. А какая женщина? Кем на самом деле была Наталья Ивановна Загряжская? Ну прежде всего, она была едва ли не самой красивой женщиной империи...Затем - агентом (с трагическими последствиями для Елизаветы) Романовых в окружении императрицы Елизаветы (музы Пушкина до самой его кончины).Это была женщина необыкновенной красоты, ума и высочайшего полета. Она была равной среди больших политиков. Не ее дочь, а именно она должна бы занимать умы и своих и наших современников. И Пушкин это знал и оценивал. Поэтому и был к ней весьма терпим и уважителен. Сам ведь дипломат.

Татьяна Щербакова   08.04.2021 05:30     Заявить о нарушении
Эта женщина в весьма юном возрасте блестяще разыграла карту Романовых против Елизаветы и Охотникова, прекратив весь этот дворцовый ужас. А тут - этот страшный брак собственной дочери, который она не могла предотвратить лишь только по ее капризу. Зная, чем все это может кончиться для ее ребенка, как могла чувствовать себя эта необыкновенная женщина? Просто невыносимо представить ее состояние и смятение. И ведь во всем оказалась права. И не смогла простить дочери сиротство внуков. Вот о ком еще не написан настоящий роман. Но только по одной причине - из-за долгого советского остракизма Романовых.

Татьяна Щербакова   08.04.2021 05:38   Заявить о нарушении
Может быть, и замуж-то за Пушкина Натали пошла из желания подражать матери и ввязаться в большую политику при дворе, амбициозная и строптивая была девушка,"принцесса",избалованная и испорченная дедом - миллионером и распутником. Вот что, возможно, погубило Пушкина, а не ее придуманный адюльтер с Датесом.

Татьяна Щербакова   08.04.2021 05:44   Заявить о нарушении
Татьяна, Вы так высоко цените Наталью Ивановну?! При Вашей любви к Пушкину? Прямо удивительно. Я же за ней особого ума не наблюдала, кроме хитрости и беспринципности. Она не постыдилась обобрать, в первую очередь, свою дочь, которую отдавала за Пушкина - за его приданое. Зная, что все деньги у него уже выманила. Она ограниченная, алчная женщина. Говорить о ее необыкновенной красоте смешно. Была миловидной и молодой, и не постеснялась использовать это для того, чтобы даже у царицы отбить Охотникова. Правды, там нравы все это позволяли. Она ничем сама не отличалась от своей матери, вышедшей замуж при живом муже и живой жене любовника... Эта женщина - самая отвратительная из всех, о ком я читала когда-нибудь. Из-за нее две ее старшие дочери остались в девках. Им счастье улыбнулось, когда она навязала свои обязанности по дочерям Натали, и эта клуша стала их вывозить, желая найти им мужей. Правда, она не ожидала, что сама попадет в ту ситуацию, когда любимый ею человек, из-за трусости перед дуэлью с Пушкиным, женится на Катрин. Считаю, что каждый из этих персонажей получили по заслугам. Только Александра Сергеевича жаль - попал в сенпентарий Гончаровых

Асна Сатанаева   08.04.2021 16:39   Заявить о нарушении
Есть много языков на свете, в том числе, английский, французский, русский и... советский. Вот вы на нем говорите. А я его, извините, не понимаю. Больше мне добавить нечего.

Татьяна Щербакова   08.04.2021 18:43   Заявить о нарушении
Взаимно!))

Асна Сатанаева   08.04.2021 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.