Река времени 52. Командировки в институтах. 1968 г

К сожалению, в комнате семейного общежития в Обнинске мы прожили не долго.
В феврале меня с моими коллегами-электриками отправили на обучение в Истринский учебный центр, который к тому времени организовали при 14 цехе филиала ВНИИЭМ.

Зная, что в общежитии ВНИИЭМ, есть свободные номера, я принял решение взять Лиду с Анечкой с собой.
Изучив карту-схему  Москвы я понял, как кратчайшим путем, используя только детскую коляску, перебраться с Киевского вокзала на Рижский.
Спланировали, что перепеленаем дочку на Киевском вокзале и оттуда, за два часа, доберемся до гостиницы в Истре.

Всё получилось, так как запланировали, и ещё в пределах светового дня добрались до места. Отвели нам одну, отдельную комнату. Из удобств – туалет и в прихожей раковина с горячей и холодной водой.

Осмотрели комнату. Две кровати, стол два стула. Стенной шкаф для одежды. Правда, один угол комнаты покрыт инеем, зима в этом году была холодная. Но решили, что жить можно.
А раз можно, то значит, жить будем.

Первым делом, прямо под раковиной, благо горячая вода текла исправно, намыли нашу малышку, успевшую добротно намочить пеленки. Лида покормила её, и Анютка спокойно уснула в своей коляске.

 У дежурной по гостинице раздобыли электроплитку и минимальный набор посуды, пару кастрюль, чайник, несколько тарелок, пару стаканов, ложки и вилки.

Пока Лида наводила минимальный уют, постелив скатерть на стол и цветастую накидку  на  сдвинутые кровати, я сбегал в магазин и принес пару пачек пельменей, хлеба, сахара, масла и всяких молочных продуктов.

К моему возвращению, в кастрюле на электроплитке кипела вода, а через полчаса мы уже сидели за накрытым столом и ели пельмени со сметаной, запивая ряженкой.

Обсудив ситуацию, решили, что, днем, когда я на службе, Лида  с коляской прогуливает Анечку,  закупает необходимые продукты и готовит обед. В обеденный перерыв я буду приезжать домой и обедать будем вместе. При необходимости, смогу продукты покупать и я, возвращаясь вечером со службы.

Решили, что надо будет взять в ателье проката электронагреватель  и телевизор. Когда я утром уйду на службу, Лида, прогуливая Анечку, присмотрит, где находится ателье, а я, вечером,  всё взятое напрокат, доставлю в гостиницу. Намерение мы с успехом осуществили, и через пару дней после приезда, гостиничный номер приобрёл вполне уютный вид.

Очередной приезд в 14 цех Истринского филиала ВНИИЭМ был приурочен к началу наладки  системы регулирования напряжения  генераторов, и проверки возможностей системы грубой синхронизации.
 
У генераторов основной силовой сети и у синхронных машин обратимых преобразователей, грубую регулировку напряжения, при изменении нагрузки, выполняли, так называемые, трансформаторы фазового компаундирования (ТФК).

Задача наладки системы состояла в том , чтобы обеспечить поддержание стабильного напряжения при изменении величины и характера нагрузки с точностью не хуже 2-3 процентов.

Более точное регулирование обеспечивалось с помощью полупроводниковых корректоров напряжения (ПКН), завязанных на ТФК. В идеальном варианте, нужно было настроить ТФК так, что бы необходимая точность поддержания напряжения, достигалась с отключенным ПКН.

Другой интересной работой была настройка системы грубой синхронизации. Системы обеспечивающей включение одного генератора на параллельную работу с другим, работающим, генератором.

На нашем проекте был осуществлен вариант точной синхронизации. Автоматическая синхронизация осуществляется специальной системой, которая   уравнивает напряжения и частоты двух генераторов и включает генератор в момент, когда синусоиды напряжении почти совпадают по фазе.
При выходе из строя автоматической точной синхронизации эти действия должен выполнять оператор. В сложной обстановке, сделать это оказывается не просто.

 Не исключено ошибочное включение генераторов, синусоиды напряжения которых, находятся в противофазе. Такое включение, может вызвать «развал» системы, со сбросом аварийной защиты реактора.

Грубая синхронизация предполагает возможность включения генератора на сеть без учета фазы синусоиды напряжения, что сильно упрощает процедуру синхронизации и снижает риск ошибки оператора.

К сожалению, надежды на возможность применения грубой синхронизации в ЭЭС 705 проекта, не оправдались. Не удалось, подбирая параметры демпфирующих катушек добиться приемлемого значения провалов напряжения в переходном процессе, сопровождающем грубую синхронизацию.

Кроме инженеров 14 цеха в этих работах принимали участие и офицеры недавно созданного учебного центра, и мы которые приехали в центр на учёбу.

Лида с Анечкой, с утра, покормив грудью Анечку и позавтракав, шла гулять, дышать свежим воздухом. К середине марта уже ясно чувствовалось приближение весны, и на солнечных аллеях небольшого  сквера рядом с военным памятником-истребителем, взлетающим над рекой Истра,   можно было найти скамейку и немного позагорать, подставив лицо весеннему солнцу, пока малютка сладко посапывает в своей коляске.

В выходные дни мы позволяли себе и более дальние прогулки с детской коляской. В Ново-Иерусалимский монастырь или  в  центр города Истра.
В один из мартовских, погожих дней к Лиде приехали, на воскресенье,  в гости две подруги по институту, которые получили распределение в Подмосковье.

 Лола искренне  удивлялась нашему спартанскому быту,  а Валя сопереживала, как Лида в таких условиях управляется с малышкой. Потом пошли гулять по окрестностям, и Лида, как гид, рассказывала о местных достопримечательностях. После прогулки устроили небольшой банкет и проводили девушек на электричку. 

В конце марта пришли две печальные новости. Одна, заставившая скорбеть всех. 27 марта в авиационной катастрофе погиб Юрий Гагарин. Гордость страны, соотечественник, ставший героем для всего мира.
Вторая, несравненно менее значимая и  касающаяся только нас. Меня предупредили, что к концу апреля прибывают в Истринский учебный центр офицеры других экипажей. Так как мест в гостинице не хватит, то придется Лиде с Анечкой уехать.
Посовещавшись с женой, мы решили, что рациональнее всего, будет вернуться в Ленинград. В середине мая, сразу после ВНИИЭМ у меня предстоит командировка сначала  в ЦНИИ имени  А.Н. Крылова, а затем в ЦНИИ  “Аврора”.
Так как сразу после командировок у экипажа намечается отпуск, то можно будет на всё лето снять дачу на Карельском перешейке, чтобы наша малышка лето провела на природе.

В последних числах апреля я проводил Лиду с дочкой в Ленинград, а, в середине мая наша командировка во ВНИИЭМ закончилась, и мы с сослуживцами убыли в Обнинск, затем только, чтобы переоформить командировочные предписания и отправиться в Ленинград.

На этот раз целью командировки являлось изучение материальной части системы управления движением ПЛ 705 проекта, и отработка умений и навыков работы на горизонтальных и вертикальных рулях. Отправились в эту командировку втроём, Володя Комаров, инженер по автоматике управления движением, Володя Кириченко, инженер-электрик и я, инженер по автоматике электрооборудования.

Командировка началась с ЦНИИ имени Крылова. В первый день, военпреды института провели нас по подразделениям, в которых проводились работы по нашему проекту.

Самое большое впечатление, конечно, произвел опытовый бассейн - исследовательское учреждение, призванное определять, посредством испытаний моделей кораблей, мощность двигателей, потребную для достижения ими заданной скорости, и выявлять такую форму их корпусов, при которой эта мощность окажется наименьшей.

Чаша глубоководного бассейна, воистину, циклопическое сооружение. Его строительство началось перед войной а, окончательно,  бассейн был построен, сравнительно недавно, в начале 60 годов.  До этого главный опытовый бассейн находился недалеко от Ново-Адмиралтейского завода.
   
Там, на острове Новая Голландия была в 1882 году сооружена  чаша бассейна, возведено здание вокруг него, построены другие служебные и подсобные помещения.

А.Н.Крылов выдвинул  и осуществил идею создания,  на основе опытового бассейна, научно-исследовательского института, включающего физико-химическую,  механическую  и электротехническую лаборатории.

Позднее, в помещениях бассейна, под руководством И.Г.Бубнова, начались проектирование и испытания модели первой отечественной подводной лодки "Дельфин. С тех пор  опытовый бассейн института считается колыбелью отечественного профессионального проектирования подводных лодок.

Когда нам это всё объясняли, я вспомнил рассказ профессора Туганова, что, сразу после войны, А.Н. Крылов читал лекции в нашем училище, а И.Г. Бубнов  не только преподавал в нашем училище, но и был его выпускником.

После обзорной экскурсии военпреды представили нас разработчикам системы «Боксит», которые, за месяц командировки, провели с нами несколько постановочных занятий. Остальное время мы занимались самостоятельно, изучая предоставленную нам техническую документацию.

Почему-то, запомнился один, вроде бы не относящийся к  подготовке эксплуатационников  документ, из которого следовало, что все материалы и элементы техники, употребляемые при строительстве АПЛ  705 проекта, должны быть только отечественного производства.

В начале июня, в один из воскресных дней, мы с Лидой поехали в посёлок Ильичёво с намерением снять там на всё лето дачу.
 Посёлок  находится в 8 километрах от Зеленогорска, на реке Юли-Йоки между двумя озёрами — Долгое ( Питкя-ярви) и Красавица (Каук-ярви). Места там исключительно красивые, с чудесным песчаным пляжем вокруг устья Юля-Йоки, впадающей в Красавицу. Последний раз мы там купались за неделю до свадьбы, в августе 1966 года. Эти воспоминания и повели нас в Ильичёво.

 В самом посёлке, застроенном пятиэтажными домами, снять комнату на лето  не удалось. Но нам посоветовали попытать счастья в деревне Ялкала, находящейся  двумя километрами западнее. По живописной лесной дороге, идущей вдоль озера, мы дошли до деревни и, почти сразу, нашли то, что нам нужно.

 В одной из усадеб, расположившейся в сосновом бору, в трехстах метрах от берега Красавицы, нам предложили отдельный домик, с небольшим окошком, построенный как баня, но приспособленный  под жильё.

  Из мебели - большая кровать, стол, два стула.  Готовить еду можно на электроплитке, в маленькой прихожей. Вода в колодце, во дворе. Удобства - на улице.
Нас всё это устроило, особенно полная автономия от соседей и хозяев. Мы внесли задаток за июнь и сказали, что в конце июня, когда у меня начнётся отпуск, приедем. 

После окончания командировки в ЦНИИ имени Крылова мы, в том же составе, отправились на Суворовский проспект в ЦНИИ «Аврора», где нам предстояло две недели приобретать навыки работы на горизонтальных и вертикальных рулях.

Отработка навыков производилась на специальном тренажёре, управляемом от ЦВМ, и имитирующем особенности поведения подводной лодки 705 проекта при воздействии на нее перекладок рулей.

На качающейся платформе, имитирующей возникающие от действия рулей  крены и дифференты, установлен натуральный пульт «Боксита» со всеми сопутствующими приборами и органами управления. Предусмотрена имитация воздействия качки, при плавании в надводном положении и под перископом.

Тренажёр был очень хороший, но две недели было явно мало для полноценной отработки навыков управления подводной лодкой по глубине. Тем более, что в это же время инженеры «Авроры» регистрировали процесс регулирования и их больше интересовало, как справляется с управлением рулями автоматика.

 Поэтому времени на доскональную отработку навыков ручного управления вертикальным манёвром, и поддержание глубины погружения под перископом в условиях волнения моря, оказалось, на мой взгляд, недостаточно.

В конце июня закончилась командировка в ЦНИИ «Аврора» и мы убыли в Обнинск, чтобы доложить об исполнении задания и получить отпускные билеты, получку и проездные документы.  Я на всякий случай взял воинские проездные документы до Сочи, хотя не очень надеялся, что удастся слетать на море.

В последних числах июня мы с Лидой и Анечкой переехали жить на дачу, в Ялкалу.
В своем скромном жилище мы бывали только во время сна, да для приема пищи, остальное время старались быть на свежем воздухе. Каждый день, по карте-схеме Карельского перешейка намечали маршрут и, посадив Анютку в коляску, отправлялись в путешествие.

В сотне метров от нашего домика, находился дом-музей В.И. Ленина.
Прямо у входа в музей, на небольшой асфальтированной площади перед воротами была остановка для туристских автобусов, которые  привозили туристов к одному из главных «Ленинских мест» страны.

В те годы, автобусы подходили один за другим, подвозя пассажиров из всех санаториев и домов отдыха Ленинграда и Ленинградской области
Здесь же располагалась остановка рейсового автобуса маршрута Зеленогорск – музей Ленина в «Ильичёве».

Через усадьбу «Музей Ленина» лесная дорога шла, сосновым бором, к Долгому озеру и дальше, вдоль его берега. Через три километра дорога пересекает «бетонку», рокадную дорогу, берущую начало  у берега Финского залива, и заканчивающуюся на берегу Ладоги.

В районе пересечения дорог, «бетонка» проходит по мосту через протоку, соединяющую Долгое озеро с Ильичевским, на северном берегу которого, у впадения реки Птичьей расположен посёлок Горки. Лесная дорога от музея Ленина вела туда.
 
 В полукилометре от бетонки лесная дорога проходила через дачный поселок с хорошим продовольственным магазинчиком, который мы иногда навещали. По широкой тропинке, отходящей в этом месте от  дороги, можно подойти к маленькому, непроточному  озеру Валклампи с прозрачной голубоватой водой.

 Крутой, песчаный  берег озера проходит в 50 метрах от «бетонки», а от противоположного берега начинается, покрытый вереском, склон горы Высокой (Вуоримяки), на вершине которой стояла бревенчатая пирамида триангуляционного знака. Со смотровой площадки пирамиды в хорошую погоду можно было видеть Финский залив.

Купание в озере  Валклампи в теплые, дни того лета доставляло истинное удовольствие, особенно плавание с маской у его юго-восточного болотистого берега. Там воды озера заходят далеко под полуметровый слой торфа, сверху покрытого ярким зеленым мхом, усыпанным кустиками клюквы и богульника.

Глубина  в этом месте около 3 метров, вода достаточно прозрачна, чтобы были отчетливо видны стайки окуньков в столбах света, проникающих через прогалины в слое торфа, постепенно затягивающем  эту часть озера. 
Если по «бетонке» идти от Валклмпи на восток, то в трех километров, у поста ГАИ, «бетонку» пересекает дорога на Зеленогорск. Свернув на неё и пройдя ещё 3 километра, можно выйти на отличное шоссе, построенное специально, как подъезд к дому-музею Ленина. Еще пройдя пару километров, оказываемся на площади перед домом–музеем.

Вот эти места и были для нас главными дорогами наших семейных путешествий. Анечка к этому времени подросла настолько, что стала встать на ноги. Когда её везли  в коляске (детовозе, как мы тогда называли), то усадить её, чтобы обезопасить от падения было довольно сложно.

 В конце концов, мы придумали систему  ремешков и креплений, которые не давали бы возможность ребенку «спикировать» при наезде на очередную кочку.

 Долгие путешествия и нагрузки, на которые коляска не рассчитана, привели к тому, что однажды, километрах в шести от дома, крепление оси сломалось и пришлось оставшийся путь тащить на себе и ребенка и коляску.
В августе нам предложили брать молоко у хозяйки, державшей корову. Мы согласились, рассчитывая прикармливать свежим молочком нашу подрастающую дочку.

Но оказывается, натуральное коровье  молоко слишком жирное, для прикармливания младенца. Но мы это поняли только тогда, когда у девочки началось жестокое расстройство желудка. Хорошо, что вовремя спохватились, и после прекращения эксперимента проблема исчезла.

Лидин декретный отпуск заканчивался  в начале сентября, поэтому мы распрощались с хозяевами и уехали в Ленинград, чтобы иметь возможность устроить Анечку в ясли.
Лида занялась этой проблемой, а я убыл в Обнинск, так как мой отпуск закончился в конце августа.

На заставке: Опытовый бассейн ЦНИИ им академика Крылова
Продолжение:http://proza.ru/2013/01/13/2205
 


.

 









      


Рецензии
Прочитала с интересом обе части. Как приятно вспомнить молодость!Когда родилась Анечка, я с детьми была в Л-де.А вы приезжали в Рыбницу летом 1966г. Так? Пиши дальше. Твоя Люда.

Людмила Москвич   09.01.2013 00:37     Заявить о нарушении