Ну и НЮ отечественного экрана 1930-2000 годы

                На белой простыне киноэкрана красивая обнажённая итальянка
                кричит на смущённого мужчину, тщетно пытающегося натянуть пиджак
                вместо брюк: «Дибило!.. Кастрато!.. Импотенто!..» Монотонный
                голос переводчика за кадром: «Уходи! Я больше тебя не люблю!»
                (Из народного фольклора)


     «Обнажёнка» в нашем кино долгое время была под запретом, а об откровенном показе того интимного, что, время от времени происходит между мужчиной и женщиной, вообще говорить не приходилось! Цензура могла зарубить выход любой киноленты даже за слишком страстный, по её мнению, поцелуй. Поэтому понятно, что каждое появление нагой актрисы на киноэкранах СССР вызывало бурный и неподдельный интерес. На фильмы «А зори здесь тихие», «Романс о влюблённых», «Табор уходит в небо» подростки ходили не по одному разу, а во время их показа по ТВ держали наготове фотоаппараты «Смена». Потом чёрно-белые карточки кочевали по мальчишеским рукам, пробуждая взрослые фантазии и пристальный интерес к одноклассницам. Зато сегодня!.. Почти в любом новом фильме голых персонажей больше, чем одетых. И секс по полной программе – на любой вкус и цвет!.. Только уже теперь вчерашние мальчики за уши оттаскивают своих, стремительно повзрослевших, чад от телевизоров и компов и с умилением вспоминают, какое раньше было замечательное целомудренное кино.

     Существует байка, что как только братья Люмьер запечатлели прибытие своего легендарного паровозика для первого кинопоказа и ещё даже не успели проявить плёнку с будущим киношедевром, так вечером того же дня в их студии, на их аппаратуре доблестные подчинённые уже «забацали» первый порноролик. Правда, речь в моём небольшом рассказе пойдёт не о бесстыжей и низкопробной порнопродукции, способной вогнать в краску даже «Маэстро эротики» Тинто Брасса. Мы поговорим о подлинно эротических эпизодах в достойных драматических лентах мэтров отечественного кино. Хотя, если быть до конца точным, волнующие эротические изгибы и самые откровенные порноизвращения имеют одного прародителя – кинетоскопы.

     В стародавние времена это были приборы для кинопросмотра индивидуального пользования: бросаешь монетку и смотришь через специальное отверстие сюжет, без какого бы то ни было постороннего вмешательства. Громадным успехом пользовались кинетоскопы с вывеской «Только для мужчин», где хористки приподнимали юбки, танцуя заводной канкан. Чуть позже кинетоскопы передали эстафетную палочку синематографу, а подобные сюжеты получили название «парижского жанра».

     В общем, дама в панталонах очень скоро стала явлением настолько привычным, что уже не шокировала публику и бдительных государственных цензоров. Разумеется, что вскоре и в России появились места, где за умеренную плату стало возможно вкусить «запретный киноплод». Однако, после окончания НЭПа, с конца двадцатых годов, и до хрущёвской «оттепели» любое проявление наготы, к чему приравнивался и показ очаровательной женской ножки выше колена, могло привести к «награждению» званием «враг народа» и даже поставить к стенке. Но в условиях такого жесточайшего прессинга, по меньшей мере, одна обнажённая героиня «пробежала» по советским киноэкранам.

      Это произошло в 1930 году, когда Александр Довженко снял свою драму «Земля», где полнейшим потрясением для рабоче-крестьянского зрителя, не привыкшего к буржуазным штучкам-дрючкам, стало появление совершенно нагой актрисы Елены МАКСИМОВОЙ. Любителям кино 60-80 годов Елена Александровна запомнилась исполнением возрастных ролей, в основном старух, в фильмах «Чужая родня», «Тихий Дон», «Россия молодая». И мало кто из зрителей знал, что, за несколько десятилетий до того, будучи двадцатипятилетней красавицей, МАКСИМОВА первой в советском кино отважилась на беспрецедентный по откровенности и драматизму эпизод с полным обнажением в кадре, став первооткрывателем «НЮ» на отечественном экране. «Рубенсовские» формы героини фильма «Земля», с причитаниями мечущейся по светлице во время похорон убитого кулаками жениха, не остались незамеченными высоким киноруководством. Там, где надо, сделали соответствующие выводы. В мгновение ока на Довженко обрушили весь свой гнев партия, боссы от кино и народные зрительские массы, а ярчайший, вполне обоснованный сюжетным действием, эротический эпизод стал мишенью для стрел критики и надолго отбил охоту у отечественных киноэнтузиастов к экспериментам с голой натурой.

     1961-й год советскому народу запомнился не только началом хрущёвской «оттепели», сенсационным запуском первого человека в космос, но и выходом на экраны фильма Владимира Фетина «Полосатый рейс». Евгений ЛЕОНОВ, сыгравший роль незадачливого «укротителя» Шулейкина, в одно мгновение превратился в самого любимого комедийного актёра Советского Союза, а его румяные ягодицы «пробили» заметную брешь в доселе запретной теме – голый человек как составная часть советского общества. И хотя, как уверяли создатели «Рейса», продвинутый кадр появился в фильме совершенно случайно, - актёр просто испугался столь близкого соседства с огромной кошкой и сиганул из ванной в первородном виде, - позднее Евгений Павлович не без гордости вспоминал: «Я первым из актёров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена просто поразила министра культуры Екатерину Фурцеву. Потом было много нареканий». Но времена уже наступали либеральные – картину резать не стали.

     Пожалуй, самым известным и скандальным эпизодом отечественного кино 60-х стал «отстрел» бретельки лифчика Светланы СВЕТЛИЧНОЙ в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая. После выхода фильма Светлана Афанасьевна надолго монополизировала, пустующую  до этого, нишу секс-символа советского кино, доказав скептикам, что совсем необязательно вываливаться своими прелестями в зрительный зал, чтобы прослыть самой-самой!

     В 1973 году Станислав Ростоцкий снял пронзительный фильм о Великой Отечественной войне «А зори здесь тихие» со знаменитой сценой, где девушки-зенитчицы моются в бане. До сего момента советским зрителям не доводилось видеть в одном эпизоде такое количество красивых, обнажённых женских тел. Толпы желающих попасть на сеанс осаждали кинотеатры. Но тут внезапно очнулись бдительные цензоры, которые ужасно «поразились» тому, что проглядели такую опасную «порнографию», и распорядились банно-помывочный эпизод выкинуть в корзину. Возможно, что кто-то иной смирился бы с этим беспределом, но только не Станислав Иосифович! Режиссёр «Зорь» подал в суд на киночинуш и выиграл, казалось бы, безнадёжное дело. Самый гуманный суд в мире распорядился иск удовлетворить и вернуть «купированному» фильму первоначальный вид.

     Другим отечественным мэтром, бросившим вызов ханжеству и косности советского кино, стал Андрон Михалков-Кончаловский, впервые обратившийся к «НЮ» ещё в 1969 году, когда создавал фильм «Первый учитель». В 1974-ом на экраны вышел его новый фильм «Романс о влюблённых», который стал предвестником того, что историки впоследствии назовут - новой молодёжной культурой. После «Романса…» ярко зажглось имя Елены КОРЕНЕВОЙ. Не последнюю роль в этом сыграло то, что в картине было несколько откровенных эпизодов, где актриса блистала в костюме Евы. Говорят, что после этого, многие молодые, и даже не очень, люди рядами и колоннами стелились под ноги двадцатилетней «звёздочке». Но Коренева сыграла ва-банк и отдала свое сердце Андрону Кончаловскому, который снял свою возлюбленную в главной роли и в следующем фильме «Сибириада» (1978 год). Елена Коренева и в этот раз продемонстрировала всему киномиру свой артистический талант и прекрасное юное тело. Кстати, в этой картине свой пышный бюст засветила и Наталья АНДРЕЙЧЕНКО, которая в конце 70-х больше походила на аппетитную Пышку из одноимённого рассказа Мопассана, нежели на худосочную Мэри Попинс, которую сыграла несколькими годами спустя.

     И, конечно, мы не можем покинуть 70-е годы без упоминания первого отечественного фильма-катастрофы «Экипаж». Правда киноопус Александра Рабиновича-Митты нас интересует в несколько ином аспекте. Заслуга режиссёра заключается в том, что он первым из отечественных постановщиков ворвался с кинокамерой в постель к героям, скинув покрывало секретности с отношений между мужчиной и женщиной. После лирической сцены в опочивальне с участием Леонида ФИЛАТОВА и Александры ЯКОВЛЕВОЙ (ААСМЯЭ) всё население тогдашнего «совка» наконец-то поняло, что любовь мужчины к женщине так же естественна, как аналогичное чувство к партии и правительству. А подрастающее поколение смогло поставить под сомнение теорию, что мальчиков находят в капусте, а девочки получаются методом почкования. Да, эта была первая интимная сцена в нашем кинематографе. Пусть через стекло аквариума, пусть с видами обезумевших от этого зрелища рыбок, но это произошло! Фильм «Экипаж» вышел на экраны в 1979 году. До коренных преобразований в нашей стране, которые отголоском прокатятся по всему миру, ещё оставалось шесть лет.

     Для всего прогрессивного человечества символом перестройки, гласности и нового мЫшленья стал молодой и активный Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв, пришедший к власти в 1985 году. Но для части эстетов, которые находили удовольствие в лицезрении красивых женских тел, свежие веяния и преобразования будут неразрывно связаны с именем нового секс-символа России Натальи НЕГОДЫ. Да, советскому народу Наташа явила свою соблазнительную и бесстыдно обнажённую грудь, а потом лихо «прогарцевала» в позе наездницы на Андрее СОКОЛОВЕ в эротико-революционном фильме Василия Пичула «Маленькая Вера». Пока «наши» пребывали в шоке после увиденного, «ихние» быстро просекли конъюнктуру рынка, и немного погодя Наташа украсила своим присутствием очередной номер американского журнала «Playboy». Видимо, в США оказалось гораздо больше ценителей русской красоты. Иначе просто не могу объяснить отъезд Наташи «за бугор» для продолжения своей кинокарьеры в Голливуде.

     Между тем, ещё раньше Негоды, в неглиже засветилась на киноэкране Елена САФОНОВА в одном из эпизодов «Зимней вишни». Это видели, наверное, все. Но вряд ли кто знает, что вслед за Наташей Елена также сняла всё с себя для эротического раздела испанского журнала сенсаций «Interviu». О Сафоновой так и писали: «Она продемонстрировала нам гласность по-советски – это буквально голая правда». Так что у пылких испанцев был свой символ советской перестройки. Но вот беда: мало того, что Негода предпочла Голливуд «Мосфильму», так и Елена теперь как-то больше в Париже, чем в Москве!

     Но свято место пусто не бывает! И на троне секс-символа родного отечества надолго воцарилась Елена КОНДУЛАЙНЕН. До этого момента считалось, что кумир эротического кино должен дразнить, пробуждать фантазии и грёзы и, вместе с тем, держать на расстоянии, демонстрируя недоступность, недосягаемость, не опускаясь до уровня быта. Кондулайнен пренебрегла этими условностями! Конечно, если говорить о количестве голого тела на метр плёнки, разнообразии поз, в которых «любят» её героинь, она – безусловный фаворит эротического кино 80-90-х («Дафнис и Хлоя», «Русь изначальная», «Сто дней до приказа»). Но Елене этого показалось мало, и Кондулайнен пошла в народ! Она начала эпатировала публику: то разъезжая по столице на личной машине в костюме Евы, то демонстрируя на камеру свою грудь во время очередного телеинтервью… Да вот только такая общедоступность для всех и вся были, скорее, не признаком высокой культуры, а издержками дурного вкуса и тяжёлого детства. Угомонилась, вышедшая в тираж, секс-дива уже в двухтысячные. Жаль только, что не случилось это чуточку пораньше! Ибо созерцание изрядно заезженного и несколько «перезревшего» женского тела в последние годы её служения на посту главного секс-символа России, уже не способствовало вызыванию высоких эротических чувств у мирных сограждан.

     Но нет худа без добра! В середине 90-х титул коварной сердцеедки обрела двадцатилетняя Инга ДРОЗДОВА. Уверен, что мало кто из вас, дорогие читатели, припомнит сейчас эту голосистую (не в смысле вокальных данных) девушку из Прибалтики. Но такова участь очень многих маленьких «звёздочек», которым, в своё время казалось, что поймали они удачу за хвост. И попала в моё повествование эта девушка лишь только потому, что в то время шло у неё всё в гору семимильными шагами, а за горизонтом маячило большое перспективное будущее. Не избежавшая съёмок в пресловутом «Playboy», Инга в ноябре 1997 года стала первой русской девушкой новой России (на западе Russia по привычке называют всё бывшее пространство СССР), попавшей на его обложку. Мужской журнал подписал с красавицей контракт до 2000 года, посыпались предложения от американских продюсеров на участие в фильме о Джеймсе Бонде и сериале «Дневники Красной Туфельки». Подсуетились и наши господа, предложив записать Инге музыкальный альбом. Раскруткой новоиспечённой поп-звезды занялся сам Юрий Айзеншпис! Как итог – несколько фотографий на обложках журналов, которые прыщавые юнцы развешивали над своими кроватями, клип с перепевкой по-русски песни Элвиса Пресли  «Fever» («Лихорадка») и съёмка в музыкальном ролике с Владом Сташевским. В начале 2000-ого имя Дроздовой внезапно исчезло с первых полос глянцевого гламура. Говорили, что у девушки от напряжённой светской жизни случился нервный срыв. А через несколько месяцев  про бывшего-секс символа уже никто не вспоминал. Где-то попалась информация, что Инга в Австралии закончила престижный университет Бонд, получив степень бакалавра по коммерции и юриспруденции. В настоящее время несостоявшаяся секс-дива уединённо проживает в Америке.

     У каждого поколения свои кумиры и любимцы, но поднимет ли кто-то завтра поникшее знамя секс-символизма России, я уже сказать не берусь. Наша жизнь очень сильно изменилась за прошедшее десятилетие. И пусть простят меня наши повзрослевшие сыновья, но среди молодой поросли, именующей себя «кинозвёздами», я не нашёл тех, кого бы мне сегодня хотелось наградить звучным и гордым званием «секс-символ». Ну не вырастили мы у себя новых Мэрилин Монро, Сильвий Кристель и Моник Беллуччи!.. Да и Актёров (с большой буквы) за минувшие годы товарно-сырьевых отношений тоже не народили! Похоже, что сто раз прав оказался, уважаемый мной, Александр Яковлевич Розенбаум, когда, критически оценив наш шоу-бизнес (и кинотусовку, как его часть), безжалостно пригвоздил своей меткой фразой весь этот балаган к позорному столбу: «Звёзд» у нас до х*ра, а вот артистов нет!» Мне к этому добавить нечего!

      


Рецензии
Спасибо за эрудицию автора и его понимание и деление красивой
эротики и пошлого порно.
Почти все перечисленные фильмы видела,но никогда
не делала большие глаза при виде полуобнажённых женских
фигур. Особенно понравилась Женька в "Тихих зорях".
Но посмотрела репродукцию картины Гюстава Курбе "Происхождение мира"
и пришла в смятение.Не могу не отдать автору
пальму первенства как художнику,но сюжет...
Я не ханжа,но ракурс, с которого писал художник- женщины с раздвинутыми ногами и на первом плане её лоно меня смущают. Вспоминаю Рембрандта. У него тоже
"обнажёнка" в творчестве есть, но как-то целомудренно она подана.
Впрочем, не мне судить. Я профан в этом искусстве. Просто высказываю
мнение среднестатистического обывателя.У меня есть миниатюра" Что такое хорошо".
Это в тему, как я её понимаю.Посмотрите,она займет минуту вашего внимания.

С уважением и восхищением

Анна Куликова-Адонкина   28.03.2024 15:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.