Александр Зиновьев - о таганрогском подполье

           Это видеоинтервью известного философа записано в декабре 2005  г. для фильма «Страницы памяти»/"Приближали этот день". Фрагменты  беседы вошли в фильм, частично опубликованы в «Новой таганрогской газете» (№6, 18 февраля 2006 г., стр. 3). Полный текст беседы не опубликован.


    Наш собеседник в особом представлении читателям не нуждается. Крестьянский сын, доктор наук, профессор МГУ, автор сотни научных и публицистических работ, Александр Александрович разделил судьбу миллионов своих сверстников, юность которых опалила война. Был танкистом, закончил войну механиком штурмовика Ил-2, награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями. Специалист в области математической логики, у нас и за рубежом он получил известность во времена Брежнева за публичную критику догматизма в общественной жизни и экономической политике. Конфликт с властью стоил ученому двадцати лет эмиграции. Александру Александровичу доводилось бывать в наших краях, познакомиться с достопримечательностями Таганрога, его историей, полной драматических событий. Как человек, прошедший войну, он с большим интересом отнесся к борьбе таганрогского молодежного подполья против немецко-фашистских оккупантов.

  – Александр Александрович, в одной из своих статей Вы высказали мысль, что победу над Германией одержал наш советский десятиклассник…

  –  Речь шла о решающих факторах нашей победы. Называют порой самые различные причины, вплоть до морозов и распутицы, будто они действовали только на немцев. Вот тогда я высказал эту формулу: если коротко, то Великую Отечественную войну выиграл советский десятиклассник. Я уверен: решающим фактором нашей победы стало воспитание образованных людей, и в этом главную роль сыграла наша десятилетка. Та система образования, которая сложилась у нас в предвоенные годы, породила невиданное дотоле количество хорошо образованных людей, горевших желанием построить новый мир. Индустриализация, создание научных учреждений, технические изобретения, строительство новой армии, вооружения и так далее – ничего этого не было, все создано заново этими людьми. Далее: игнорируют такой аспект, как штабная работа. Без штабов армия ничто. А все они укомплектовывались большей частью молодежью. И я думаю, что это была основа всех наших успехов.

   –  Большинство участников городского подполья – вчерашние школьники, Ваши ровесники. Без связи с центром, без навыков конспирации, без боевого опыта… и все же они не смирились с фашистской оккупацией…

  –  И примеров тому множество. На оккупированных территориях так же поступали многие молодые люди – в силу их внутреннего психологического, идейного, интеллектуального содержания, в силу своих убеждений. Это было естественно, само собой разумеющимся – поступать иначе они просто не могли, потому что не представляли себе жизни под фашистским сапогом. Та система воспитания, при всех изъянах, прививала нам чувство ответственности за всё происходившее, делала способными самостоятельно принимать решения без всяких приказаний – в этом не было надобности. Да… расскажу одну историю. В самом начале войны мы, как и многие другие, попали в окружение, образовалась такая смешанная группа – остатки разных частей. С оружием плохо. Кругом немцы. Ситуация аховая: мы обрече-ны, всем это ясно. Одни решили: надо сдаваться. Они ушли сдаваться, а немцы их постреляли всех. Мы, кто остался, решили: да, мы обречены, потому-то и будем драться до последнего, как положено русским людям, ну, как рубаху рванув на груди. Пошли на прорыв, отчаянно и, наверно, не очень умело и тактически грамотно... Но пробились, какая-то часть людей вышла к своим, и я вот до сих пор живу… И я с величайшим уважением отношусь к тем ребятам и девчонкам – вашим землякам, которые в 41-м году сделали для себя такой же выбор.

  –  Каковы истоки, движущие силы такого поступка?

–  Предвоенное поколение, - я к нему принадлежу, - было продуктом великой социальной революции. Это были послереволюционные годы, когда в России происходил величайший в истории человечества перелом. Мы получали образование, которое до революции давалось только детям высших привилегированных классов, а теперь стало доступным нам, людям на самом низшем уровне социальной иерархии. Оно для нас становилось самой великой ценностью в жизни. Это не просто знание о чем-то, – образование одновременно было колоссальным средством воспитания. Понимаете, мы ощущали, что получили возможность приобщиться ко всему лучшему, что было в истории человечества, стать его носителями и проводниками в жизнь, и это ко многому обязывало... Конечно, не поголовно все молодые люди были такими, но их число оказалось достаточным для того, чтобы определить всю моральную, интеллектуальную, нравственную атмосферу в стране. Достаточным, чтобы предопределить всю нашу историю того времени. Достаточным, чтобы выиграть войну и в послевоенные годы быстро восстановить её.

  – А нынешняя молодежь?

  – Больной вопрос, очень больной… Понимаете, советская система была достаточно жизнеспособной, она доказала, что она гораздо эффективнее, чем западные социальные системы. В этом отношении мы опередили Запад по крайней мере лет на пятьдесят. Сейчас же в стране происходит спад, деградация по сравнению с тем, что было в советские годы, во всех отношениях деградация. Деградируют экономика, наука, деградируют система образования и моральное состояние населения, а главное – уничтожаются те отношения между людьми, которые создавались в советском обществе. Нам навязаны – искусственно, вопреки воле большинства – условия жизни, против которых столетиями боролись лучшие представители рода человеческого. Запад навязал нам социальный строй, который выгоден ему, но неадекватен натуре нашего народа. Воспитание детей, молодёжи захвачено людьми, которые делают все, чтобы вырастить новое поколение холуев, рабов, шкурников, стяжателей. Вот вижу рекламный плакат «Как стать акулой бизнеса». Это цель жизни?! Я читаю лекции во многих вузах, расспрашиваю студентов, для чего учатся? -  «Чтобы делать карьеру», «чтобы зарабатывать деньги» и так далее…

  –  Императив «Раньше думай о Родине, а потом о себе» отвергнут?

  – Сейчас другие исторические условия, и тут какая-то преемственность просто невозможна… Изменились побудительные мотивы! Нас учили для того, чтобы мы выполняли свой гражданский долг в организации всей жизни, и это получалось на деле, понимаете, и даже наша личная жизнь так строилась: мы преследовали личные интересы, но реализовывались они так, что выигрывала и вся страна, выигрывал народ в целом. Сейчас Россия подверглась идеологической интервенции со стороны Запада. Всё, что было худшего в западной идеологии, устремилось в Россию. Произошел разрыв поколений… Народ морально разоружен! И чтобы исправить тот моральный и интеллектуальный разгром, в котором сейчас находится страна, понадобятся не годы – десятки лет…

  – Сейчас много пишут о кадетских корпусах, о скаутах…

  – Не будем преувеличивать, тема эта раздута в СМИ. Явления эти имитационные, поверхностные, они не имеют глубоких корней ни в психологии людей, ни в их сознании, ни в общей атмосфере жизни страны. Другая эпоха! В нынешней социальной системе, в условиях вот такого оголтелого расцвета частнособственнических интересов, повторить нечто хотя бы сопоставимое с тем, что мы имели, в принципе невозможно. Люди играют спектакль, и ожидать, что на этой основе вырастет нечто великое и объединяющее, бессмысленно. Население – это еще не народ, оно преобразуется в народ благодаря социальной системе. А та социальная система, которая сложилась, исключает мобилизацию населения в единый народ.

  – А наша надежда на армию?

  – Вынужден вас огорчить: армия разрушена. Посмотрите: страна капитулировала уже, капитулировала перед Западом – её без боя сдали высшие руководители… Рассчитывать на то, что нынешняя армия защитит страну от врагов такого масштаба, как НАТО, как американцы, наивно: эта армия воевать не будет. Я с глубоким уважением отношусь к солдатам и офицерам, достойно выполняющим свой воинский долг в «горячих точках», однако по большому счету армия сейчас беспомощна, совершенно беспомощна. В нынешнем виде она годится разве что для борьбы с террористами, да и то со сравнительно мелкими, и для парадов, показухи, ну и для охраны олигархов, богатеев, чиновников и т.д. И если возникнут какие-то бунты простого люда – рабочих, вообще людей, протестующих из-за тяжелых условий жизни, – эта армия, помяните моё слово, будет их подавлять и пойдет против народа...

  –  Мрачновато как-то получается… Что же делать, чтобы возродить нравственный потенциал защитников Отечества?

  –  Что делать… Мне 84-й год, я не политик. Жизнь приучила меня смотреть на происходящее глазами исследователя. Россия оказалась в трудной, можно сказать, трагической ситуации. Я вижу свою задачу в том, чтобы разъяснять людям, что на самом деле произошло в 90-е годы, почему это произошло, что мы получили, что имеем сейчас и что нас ожидает. Разъяснять! Я считаю, что главная задача народа вообще, и русского населения в особенности, – понять, понять с беспощадной ясностью, что произошло и почему произошло. И думаю, будет гораздо больше пользы для молодых поколений, если они услышат жестокую правду, а не утешения типа: «ничего, выстоим, выдюжим». Нельзя обманывать людей, это самое главное. Нельзя! Никакими обещаниями. Людям надо говорить правду.

–  Сегодня это, наверное, непросто…

–  Не то слово! Меня к СМИ на пушечный выстрел не подпускают… Что ж, я человек военного поколения – пока шевелю мозгами и могу двигаться, я пробиваюсь и буду пробиваться.
-  Желаем Вам в этом успехов.

               
                /Оператор Борис Бояринцев, режиссёр Геннадий Чумаченко/               


Рецензии