Р. Г. Игнатьев - Новгородский детинец

Предисловие:

Мы вынуждены сказать несколько слов по поводу публикации данного очерка Р.Г. Игнатьева:

1) Данной публикацией мы вводим в научный оборот не только имя Р.Г. Игнатьева, как новгородского краеведа, но и его исследование по теме «Новгородского детинца», так как в современных исследованиях этой темы недавнего прошлого и сегодняшнего дня имя Р.Г. Игнатьева не упоминается. Т. е. делаем вывод, что его произведение – неизвестно.

2) Мы сознательно опускаем возможность предоставить сопоставление выводов Р.Г. Игнатьева и современных авторов, в надежде, возможно, это сделать впоследствии, но в данный момент решили предоставить читателям, самим определить место и значение его высказываний, и использование им исторических фактов.

3) Нельзя не обратить внимания на то, что работа Р.Г. Игнатьева относится к 1850 году, когда еще не могло быть речи об археологических раскопках и, соответственно, использование их выводов, что может говорить только об интеллекте ученого. Методы, которые использованы Р.Г. Игнатьевым могут, признаны вполне научными (летописи, аналоговые сопоставления с крепостями, выводы других ученых). Из текста очерка можно вывести итог, что отдельные летописные находки и определения, относимые к таким ученым, как М.Х. Алешковский (см. Энциклопедический словарь «Великий Новгород». СПб., 2009. С. 256), были указаны Р.Г. Игнатьевым еще в 1850 г.

А. Одиноков

                (Часть - 1)


                Р.Г. ИГНАТЬЕВ

                КРАТКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
                НОВГОРОДСКОГО ДЕТИНЦА ИЛИ
                КРЕПОСТИ

      Если мы признаем кремль Московский сердцем Руси, то здешний детинец был также некогда сердцем Великого Новгорода. Здесь заключается вся святыня Веры, вся жизнь народная. Если мы изложим всю бытопись Новгородского кремля, то этим самым выскажем целую народную историю в продолжение многих веков, среди множества событий. Много страшных, политических бурь прогремело над вековыми твердынями Новгородского детинца; судьба народа изменялась, но он оставался все тем же: он все тот же безмолвный свидетель минувшего, самовидец дел светлых и темных, славных и бесславных.
      И так скажем теперь несколько слов о Новгородском детинце или нынешней крепости.
Основание его, бесспорно, должно относиться ко времени основания самого Новгорода. Поэтому обратимся к временам первоначальных Славянских поселений. Должно утвердительно сказать, что на всем Севере, не было мест более привлекательных для оседлой жизни человека, как места около Ильменя и Волхова. Здесь обширнейшие луга изобилуют тучными травами, воды – рыбой, а обширные леса, широко, необъятно раскинувшиеся на Север, – зверьми. Все это должно было привлечь звероловов Славян, которые здесь и избрали место для своего пребывания.
     Первое основание самого Новгорода возникло за три версты от нынешнего города на том самом месте, которое и ныне называется: городищем. По преданию здесь обитал первый Славянский князь Рюрик, вы-званный Новгородцами из земли Скандинавской и место это, находящееся вблизи нынешнего Юрьева монастыря, поныне называется Княжево, а потому и протекающий тут ручей, впадающий в р. Волхов вблизи Юрьева монастыря, также называется Княжевым. Там был и холм, на котором было требище Перуна, где ныне церковь и Скит, принадлежащие Юрьеву монастырю.
     Из всего этого можно усмотреть то, что первоначальное поселение Славян было именно на этих самых местах, и здесь-то был первобытный Новгород. Но впоследствии, когда народонаселение увеличилось, чему же служила причиной, как выше сказано, привлекательность самой местности, тогда уже не достаточно было одного нынешнего городища: Новгород должен был непременно распространиться и вот возникнул город сначала на одном, а потом и на другом берегу р. Волхова, или, что называют: Торговой стороной. Едва-ли не отсюда самое название Новгород, т. е. новый город, распространенный от, древнего городца или городища. Все это, однако же, должно было происходить еще до призвания Новгородцами Варяжских князей, т. е. Рюрика с настоящими или мнимыми его братьями (Синеусом и Трувором: догадку эту я делаю потому, что они могли быть братьями по оружию, согласно древним скандинавским обычаям, но об этом когда-нибудь скажу после и поподробнее).
     Обратимся опять к славянским племенам, поселившимся на берегах Ильменя и Волхова. Они срубили себе новые оседлые жилища, новый город и прозвались Новгородцами, а другие славянские племена, обитающие на Юге и Западе, прозвали их Плотниками. Это первое прозвание, данное новым оседлым поселенцам Ильменским и Волховским, впоследствии заменено названием: Долбежников, по привычке Новгородцев ходить с долбнями, т. е. жезлами или тростями (1).
     Вместе с тем, когда оседлые славянские поселенцы или Новгородцы переменили свою прежнюю кочующую, дикую жизнь, на жизнь более гражданскую, тогда они увидели и необходимость озаботиться о внешней защите жилищ своих от хищным набегов своих соседей: Чуди, Ями, Веси, Варяг и других, и поэтому они нашли необходимым укрепить одну из главных частей своих поселений, куда бы в случае набега вражеского могли не только укрыться сами с семействами и имуществом, но и дать отпор неприятелю.
     У всех древних народов для этого обыкновенно назначалась которая-либо часть города или поселения и даже самый город. Все это обыкновенно обносилось валом и деревянным частоколом; вокруг выкапывали рвы, если вблизи не было реки, но преимущественнее брали местность несколько нагорную, нежели равнину, и таковое укрепление при младенчестве тогдашнего военного искусства было уже неприступным, страшным для врага: это называлось детинцем.
     Если мы будем рассматривать самое слово «детинец», то оно означает то, что во время осады все жители прочих мест переселяются сюда с семействами и имуществом, истребляя свои дома, чтобы не дать приюта неприятелям, и тогда-то все они составляют как бы одну семью, один род и как будто бы детей одной матери. Наконец, мысль о любви материнской, готовой всегда с величайшим самоотвержением защищать детей своих, могла подать мысль: дать всякому укрепленному месту название детинца.
     Более и лучше местности не могли дать древние Славянские поселенцы своему детинцу, как там, где ныне возвышается Новгородская крепость или каменный город. Во все и последующие времена Новгород не безопасен был со стороны нынешнего Псковского пути, бывшего единственным и с Юга и Запада, и потому здесь-то беспрестанно должно было ожидать вторжения или Чуди или Варяг, живших на берегах Балтики или тогда Варяжского моря, или даже других Славянских племен, живших на Юге, Западе и Севере. Здесь же самая местность благоприятствовала к устроению детинца, который будучи устроен на возвышенности и окружен р. Волховом с трех сторон, а прокопанными со стороны нынешнего Псковского пути канавами, был по тогдашнему времени именно не преступным.
     Само по себе, разумеется, что жители более старались основывать свои постоянные жилища в укрепленных детинцах, как в местах более безопасных, нежели посады и городища; и от этого произошло, что многочисленное народонаселение часто обитало на небольшом пространстве детинца; так было в Московскому кремле и в нынешней Новгородской крепости. Кто бы поверил, что на пространстве, занимаемом последнею до XVII века, жило несколько тысяч людей?....... Но это докажет история.
     Но вот наступил славный в истории православной Руси 988 год, год торжества Христианской религии. Слабое язычество пало на веки и без сопротивления!...... Великий князь Владимир Святославич и первый Христианский иерарх, епископ Иоаким Корсунянин свободно разрушали памятники язычества между Новгородских поселенцев, людей своевольных, хотя призвавших Рюрика, но отклонившихся от власти его преемника так, что скандинавский витязь Олег, как истинный норманн, должен был сам себе промыслить землю и власть на Юге....
     Христианство, быстро введенное, есть чудо промысла Божьего.
     В это самое время правительственная власть обитала в Новгородском детинце, и здесь-то возник первый христианский храм, сооруженный тогда епископом Иоакимом, во имя Святых Богоотец Иоакима и Анны. В это время городище, бывшее до того обиталищем древних князей и самого Владимира I-го, когда он в юности своей еще был князем Новгородским, опустело, и сделалось пригородом, а потом летним пребыванием князей или какой-то, можно сказать, загородной увеселительной дачей, но вся жизнь сосредоточилась в так называемом детинце. Здесь после того начали воздвигаться христианские памятники, о построении которых скажем собственными словами летописи: «в лето 6497, постави Владыка Епископ Иоаким первую церковь древяную дубовую Святыя Софии, имущую верх 13. Бысть честно устроена украшена; а стояла по конец Пискупли (Епископа) улицы, над Волховым рекой до каменнаго детинца града строения, идеже последи поставил Сокко богатый церков каменну Святых Мученик Бориса и Глеба, в лето 6558, яже та церковь стояла в каменном граде детинца, близ каменной градской стены. В лето 6497 постави Владыко первый Епископ Иоаким первую церковь каменную Богоотец Иоакима и Анны; в той же церкви и служиша до Софии» (2).
      Значит, первая Софийская церковь была, где ныне стена и колокольня Софийского собора, и потому укрепление должно было более податься к реке.
      В 1044 году был Новгородский детинец, увеличен; значит, многочисленность жителей его требовала большей обширности. В летописи об этом так обозначили: «заложи Володимир Новгород в съдема» (3):под словом Новгород уже понимали детинец.
      Внутренность древнего детинца была застроена разными строениями; там было несколько улиц или по-древнему здешнему местному наречию исходищ, даже площадей, рынков и прочего. Для желающих в этом усомниться мы опять таки напомним о населении многочисленными жителями Московского кремля, которого пространство, не считая Белого города, Китая, Зарядья и других отдельных частей не многим чем более, даже едва ли и более Новгородской крепости, но, что он вмещал в себе до XVII века, то известно по историческим описаниям. Если любил Русский человек, что называется жить широко, на пригороде, посаде, то он же, переселяясь для безопасности в детинец, не боялся тесноты. Эта теснота строений была причиной частых и опустошительных пожаров.
      При преемнике Владимира I-го, сыне его Ярославе князе Новгородском в 1049 году Новгородский детинец был истреблен пожаром; в это время сгорела и деревянная церковь Святой Софии, после более полувекового своего существования, но на другой год уже была начата вновь строением Софийская церковь, но о Софийском храме мы скажем после, когда будем рассматривать в отдельности каждый из древних памятников Новгородского детинца.
Во времена Ярослава Владимировича князя Новгородского Новгород значительно увеличился; тут уже собственно возникла другая часть или сторона Новгорода, называемая Торговою, куда переселялась на жительство все торговые и промышленные люди, в здесь в это время мы встречаем целые посады, населенные мастеровыми людьми, по занятиям которых и самые посады, улицы или исходища получили названия, например: издревле тут были плотницкая, оружейная или Щитная слобода, Молотково, т. е. Кузнечная, где по преданию в последующие времена жили монетные мастера, и билась древняя Новгородская монета: гривны и рубли.
Ярослав Владимирович жил уже на Торговой стороне на своем собственном дворе (4), но в то время, имея свой загородный дворец на городище, князья Новгородские имели также свой двор и в детинце, в случае необходимости переселения жителей во время осады от неприятелей в детинец, тем более, что обязанность князя была начальствовать войском во время военных действий, и потому князья Новгородские имели свой особый двор там, где ныне церковь Покрова Богородицы, что близ здания нынешних Присутственных мест. Церковь Покровская была домовою церковью Новгородских князей. Доныне во внутренности церкви вы заметите место, где были переходы, ведущие из этого храма в Княжеские покои; к этому месту примыкает и ныне высокая башня, принадлежавшая тогда к зданию Княжеского дома; из окон той башни обширный вид на Псковскую дорогу; следовательно, во время самой осады она могла быть сторожевой, наблюдательной башнею за движениями неприятеля. Княжеский двор на Торговой стороне получил себе название Ярославова, что подает мысль полагать, едва-ли не сам Ярослав Владимирович основал здесь для себя место своего пребывания. Хотя в последующие времена политические события на юге Руси, т. е. борьба с Святополком князем Киевским увлекла самого Ярослава туда, но двор Ярослава сделался не только местом пребывания сына его Владимира князя Новгородского, но и местом правительства народной державы, называемого «Вечем».
     Очень ошибочно рассуждал покойный Н.А. Полевой и другие, назначая местом собрания Веча – где же? В детинце, а не на дворе князя Ярослава, на Торговой стороне. Но чтобы опровергнуть не сообразное и ни на чем не основанное, ложное мнение, стоит взглянуть и вникнуть в летописи и мы увидим, что если и действительно бывало, когда собрание Веча в детинце, близ Софийского храма, то оно бывало единственно по особым каким-нибудь обстоятельствам, например: по случаю избрания владык, т. е. архиереев, или когда так называемая Софийская сторона города, к которой принадлежал и детинец, враждовала против Торговой и не хотела идти на враждебную сторону, или когда бурею сносило Волховский великий мост, что бывало беспрестанно. И этого мало: бывали примеры, что жители одного исходища или улицы ссорились с жителями другой, и таковые ссоры во времена Республиканские обыкновенно решались оружием. Тогда каждая улица делала свои собрания или Вече. Поэтому можно сказать, что было их в Новгороде много, а не одно на Ярославове дворе... Может быть, кто знает, что снисходительное потомство привеликодушно будет прощать за всевозможные исторические несообразности.
     В 1116 году Новгородский детинец опять распространяется; видно многолюдство в нем увеличилось более прежнего, что Мстислав Владимирович князь Новгородский заложил, как сказано в летописи: «Новгород (т. е. детинец) болши пръваго» (5).
     До 1168 и 1169 годов Новгород мог свободно, независимо расширять свои области; он до этих пор еще не видал врагов, кроме незначительных набегов. Тогда как на Юге и на Западе Руси беспрестанно лилась кровь в междоусобных бранях удельных князей. Новгород пребывал свободным, спокойным зрителем, не мешаясь во внутренние распри ни одной из соседних областей. Но в это самое время между многочисленными князьями земли Русской, является, Андрей Георгиевич Боголюбский, великий князь Суздальский, и на некоторое время все принимает другой вид. Он громит Киев и области булгар заволжских, покоряет некоторых из удельных князей и делает их своими данниками, наконец, созидает сам собою обширное, новое Великокняжение Суздальское. Но всего этого мало для честолюбивого, но гениального Андрея Георгиевича: ему нужно было непременно покорение Новгорода и, наконец, уничтожение уделов.
     Покуда великий князь Суздальский созидал свои владения и видел еще если не бессилие, то другие потребности кроме войны с Новгородом, особенно же во время войны с Киевом и Булгарией, то и тут, не оставляя замысла, то скрытным, то явным образом вредил Новгороду. Нередко дружины Суздальцев и их союзников князей Смоленских, Муромских и Кривских вторгались в области Новгородкие, опустошая их и уводя в плен жителей. Подосланные лазутчики часто возмущали народ на неповиновение правительству Веча, Северные Задвинские области волновались, и никак не хотели платить податей. Новгородцы мстили за это Суздальцам; разбили их под Белозерском и потом разорили несколько селений Смоленских.
     Боголюбский, только что решивший судьбу Киева, очень был доволен случаем к покорению Новгорода, и он предложил князьям участвовать вместе с ним в покорении Новгородцев, «крамольников извечных». Все согласились и грозные толпища великого князя суздальского двинулись на Новгород, послав сказать Вечу, чтобы оно покорилось беспрекословно, и что уже отныне нет Новгородской, народной державы, но область Суздальская.
     Вече сначала ужаснулось, услыхав, что «поднялась на Новгород вся земля Русская», но подумало, обсудило и решилось защищаться на смерть в укрепленном Новгороде. Великому князю суздальскому был предложен мир на выгодных условиях. Торговая сторона не щадила денег, но Андрей Георгиевич отвергнул его с презрением и с огнем и мечом вступил в землю Новгородскую.

___________
Примечания:
(1) Сказание русских народных сказок. Т. II. С. 233.
(2) Собрание Русских летописей. Т. I. С. 208.
(3) Ibid. С. 28.
(4) Ibid. С. 210.
(5) Ibid. С. 28

Источник: газ. «Новгородские губернские ведомости». 1850. Часть неофициальная. № 2.

Текст публикации подготовил А. Одиноков.
Продолжение следует...


Рецензии