Космические гости

Фото: Сотрудники севастопольской Панорамы: О.В. Соболева (слева), В.Н. Филиппова и гости: Г.С. Титов, Ю.А. Гагарин.

В связи со знаменательной датой — юбилеем первого полёта человека в Космос — хочется напомнить читателям о первых космонавтах и рассказать о посещении ими севастопольской Панорамы. Но сначала следует представить Ольгу Владимировну Соболеву и рассказать об истории Панорамы.

В конце пятидесятых прошлого столетия после окончания исторического факультета Московского Государственного университета, а затем аспирантуры Соболева Ольга Владимировна начала работу в Панораме «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» в качестве заместителя директора по науке. Грамотный специалист, добросовестный сотрудник, талантливый научный работник, Соболева внесла существенный вклад в организацию и развитие музея и в сентябре 1961 года принимала в Панораме первых космонавтов. Она охотно поделилась своими воспоминаниями и любезно предоставила материалы.

Панорама «Штурм Севастополя 6-го июня 1855 г.» создана выдающимся русским художником-баталистом Францем Рубо и открыта 14-го (27-го) мая 1905 г. к пятидесятилетию отображаемого события. Это живописная картина, охватывающая весь круг горизонта, совмещённая с объёмными макетами переднего «предметного» плана, размещённая в круглом зале с центральной обзорной площадкой, что создает иллюзию реального окружающего пространства. Поднимаясь на смотровую площадку Панорамы, экскурсанты, словно ступают на землю Малахова кургана и становятся очевидцами битвы за город, за море, за честь страны под командованием вице-адмирала В.А. Корнилова и вице-адмирала П.С. Нахимова в период Крымской войны 1853-1856 гг.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здание Панорамы было разрушено прицельным обстрелом во время третьего штурма Севастополя 25 июня 1942 г. Защитники города, рискуя жизнью, спасли от гибели большую часть творения Франца Рубо. Вырванные из огня фрагменты полотна удалось вывезти из осаждённого Севастополя сначала в Новороссийск, затем в Новосибирск и, наконец, в Москву. Здесь творческая группа художников, взяв за основу уцелевшие отреставрированные фрагменты, создала новое монументальное живописное полотно, органично дополнив его новыми эпизодами. К столетию Первой героической обороны Севастополя в восстановленном здании 16 октября 1954 г. обновленная Панорама под названием «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» вновь открылась для посещения.

Посмотреть этот уникальный памятник мужеству и стойкости защитников Севастополя приезжали экскурсанты не только из разных мест нашей страны, но и из-за рубежа. Панорама пользовалась колоссальным успехом. Среди иностранных гостей были руководители государств, представители Коммунистических партий, а также деятели профсоюзов, науки и культуры. Много восторженных записей занесено в книгу отзывов Панорамы.

К началу шестидесятых годов популярность этого исторического памятника особенно возросла. Чтобы большее количество экскурсантов могло одновременно находиться на смотровой площадке, построили пандус – специальный деревянный помост со ступеньками.

Обычно Панорама работала с девяти утра до девяти вечера. Летом же в связи с возрастающим количеством экскурсантов с субботы на воскресенье ввели дополнительную ночную смену. На ночные экскурсии приезжали в основном группы из Крыма и юга Украины. Приезжие располагались на Историческом бульваре. Здесь же дремали в ожидании своей очереди, умывались, пользуясь водой из питьевых фонтанчиков. В порядке очерёдности групп экскурсоводы водили их по Панораме и по памятным местам города. За сезон Панорама успевала пропустить до миллиона посетителей.

Севастополь в те годы был закрытой территорией, и для въезда в город требовалось особое разрешение. Учитывая большой поток экскурсантов, Панорама получила право выдавать официальные пропуска с указанием даты и времени экскурсии.
Следует отметить, что в то время в штате Панорамы насчитывалось всего шесть научных сотрудников, восемь человек обслуживающего персонала да администрация. Директором Панорамы был Василий Гаврилович Колодкин – замечательный человек, капитан 1 ранга в отставке, энергичный, активный, большой патриот Севастополя, прекрасно понимающий перспективы культурного развития города.
А теперь перейдём к воспоминаниям о первых космонавтах. Мысленно вернёмся в 1961 год.

Наступал новый день – 12 апреля. Человечество ещё не знало, что готовится грандиозное событие, подобного которому не было в истории. На космодром Байконур везли первого космонавта Юрия Гагарина и его дублёра Германа Титова. Корабль, на котором предстояло лететь в Космос, нарекли «Восток», видимо, потому, что на востоке восходит солнце и, двигаясь с востока, дневной свет теснит ночную тьму.
Утро выдалось удивительно ясным и солнечным. Погода благоприятствовала полёту.
– Какое жизнерадостное солнце! – воскликнул Гагарин

Перед тем как подняться в кабину корабля первый космонавт сделал заявление для печати и радио: «Какие чувства я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет? Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в Космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?

Но вслед за тем я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня <...>. Это ответственность <...> перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим».

В 9.07 по московскому времени технический руководитель полёта скомандовал:
– Подъём!
– Поехали! – ответил Гагарин.
Так началась новая страница в истории человечества.
«Восток» шёл со скоростью 28000 километров в час. Такую скорость трудно представить на земле. В 10.55, облетев земной шар, космический корабль благополучно опустился в заданном районе. Мировая сенсация! Человек совершил полёт в космос!

В волнующие первые часы возвращения на Землю из Космоса произошло много радостных встреч Гагарина со знакомыми и незнакомыми людьми. Все для него были близкими и родными. Особенно трогательна была встреча с дублёром Германом Титовым, который вместе с другими товарищами прилетел на реактивном самолёте с космодрома Байконур в район приземления космического корабля. Друзья горячо обнялись и долго от избытка чувств тузили друг друга кулаками.
– Доволен? – спросил Титов.
– Очень, – ответил Гагарин. – Ты будешь так же доволен.

За 108 минут, проведённых в Космосе, первый космонавт стал всемирно известным человеком и желанным гостем во многих странах мира. Достигнув в двадцать семь лет вершины небывалой славы, Гагарин остался скромным человеком. Свои мысли о подготовке к полёту, об ощущениях, впечатлениях, о международном резонансе, о путях дальнейшего освоения космического пространства Юрий Гагарин изложил в книге «Дорога в Космос» (Москва, 1961).

В августе 1961г. Гагарин находился в Канаде. В ночь на шестое августа ему не спалось. Мысли были о Титове. Именно в эти часы на космодроме Байконур шли последние приготовления к старту «Востока-2». А утром весь мир узнал: в Космосе совершает полёт космический корабль «Восток-2», имя второго космонавта Герман Титов.

Первой мыслью Гагарина было как можно скорее поздравить своего крылатого товарища. Гагарин отправил поздравительную телеграмму и срочно вылетел в Союз. Титова он застал в знакомом домике, где и сам отдыхал после своего возвращения из Космоса. Своё впечатление о встрече с Титовым после его космического полёта Гагарин описал так: «Сухощавый, гибкий, сильный, и необыкновенно ловкий, он, несмотря на все тяготы суточного пребывания на орбите, дышал здоровьем, и только в красивых выразительных глазах его чувствовалась усталость, которую не могла погасить даже улыбка».

За 25 часов 18 минут «Восток-2» совершил 17 витков вокруг Земли. В мировой истории мрачную дату – 6 августа 1945 года, день атомной смерти в Хиросиме, — перечеркнула новая, светлая дата – 6 августа 1961 года, день нового триумфа советской науки, достижения которой в освоении Космоса были направлены прежде всего на дело мира.
Первая пресс-конференция Титова продолжалась более часа. А вечером друзья-космонавты незаметно ушли к Волге, прилегли на траву и предались воспоминаниям. Гагарин знал, что сдержанный и немногословный Титов расскажет всё, до самого сокровенного, ибо то, что они видели и пережили в Космосе, сроднило их на всю жизнь.

Какие же они, первые космонавты, по своему характеру? Это натуры необычные, наделённые исключительной выдержкой и особым темпераментом. О душевном складе, психике, обусловливающей космический вид деятельности, изложено в книге «Психология и космос» (Москва, 1968 г.), написанной Ю. Гагариным совместно с кандидатом медицинских наук В. Лебедевым.

Темперамент Гагарина, как сангвиника, характеризуется живостью, быстрой возбудимостью и лёгкой сменяемостью эмоций. В клинико-психологической характеристике первого космонавта записано: «Ю.А. Гагарин на протяжении подготовки и тренировки к полёту показал высокую точность при выполнении различных экспериментально-психологических заданий. Показал высокую помехоустойчивость при воздействии внезапных и сильных раздражителей. Реакции на новизну (состояние невесомости, длительная изоляция в сурдокамере, парашютные прыжки и другие воздействия) всегда были активными. Одной из особенностей характера можно отметить чувство юмора, склонность к добродушию, шутке. Уверенность, вдумчивость, любознательность и жизнерадостность придавали индивидуальное своеобразие выработке профессиональных навыков».

Титов отличался от Гагарина быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами. По темпераменту он холерик. «Навыки пилотирования вырабатывал быстро. Трудился весело, инициативно и безошибочно. Его отчётные  доклады отличались живостью, яркостью, глубоким самоанализом и полнотой».Гагарин о своём дублёре отзывался так:
– Герман — великолепный лётчик, человек с чистой, почти детской жизнерадостностью. Умный, сдержанный. Тренирован так же, как и я, и, наверное, способен на большее. Может быть, его не послали в первый полёт, приберегая для второго, более сложного.
Итак, в апреле, а затем в августе 1961 г. свершились первые полёты человека в Космос. В сентябре того же года космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов прибыли в Крым на отдых.

Двадцать первого сентября 1961 года. Ольга Владимировна, как обычно, ранним утром пришла на работу, чтобы принять ночное дежурство и спланировать мероприятия текущего дня. Она особенно любила утренние часы. Окна открыты. Лучи восходящего солнца освещают город и море. Естественный свет восходящего солнца соответствует освещению, изображённому на полотне Панорамы.

Утро было чудесным, пронизывающим свежестью, как бывает в конце сентября. Солнце наполняло мир светом нового дня, которому суждено было запомниться надолго.
В мирном спокойствии утра раздался телефонный звонок. Предупредили: «К вам едут гости». Кто? Без комментариев. Ольга Владимировна с дежурной сменой спустилась в вестибюль встречать гостей. Предполагали, что это очередная партийная или профсоюзная делегация, но реальность превзошла ожидание.
Входная дверь распахнулась, и в вестибюль влетел энергичный молодой человек небольшого роста в сером костюме и белоснежной рубашке. За ним, несколько спокойнее, последовал другой молодой человек тоже небольшого роста. Оба столь аккуратные, что скорее их можно было назвать парадными. Работники Панорамы растерялись. Кто это? Если гости, то почему без сопровождающих лиц? Удивление сначала сменилось испугом, а затем восторгом.
– Да это же Гагарин!
– И Титов!

Чувство было совершенно незнакомым. Впору усомниться, не иллюзия ли это. Нет! Действительно Гагарин. На его губах играла улыбка – тёплая, обескураживающая настолько, что, казалось, способна растопить даже айсберг. Титов — с правильными чертами красивого задумчивого лица, высоким лбом, над которым слегка вьются мягкие каштановые волосы. Первым ответным чувством космонавтам тоже были улыбки.
– Здравствуйте! – приветствовали гости.
– Здравствуйте! – отозвались работники Панорамы.
– Вы покажете нам Панораму?
– Конечно! С удовольствием!

Ольга Владимировна, освободившись от волнения, предложила следовать за ней, чтобы подняться на смотровую площадку Панорамы. Вошли в галерею. В конце коридора показалась дородная женщина из обслуживающего персонала Панорамы. Гагарин, обращаясь к Ольге Владимировне, шепнул:
– Она нас ещё не узнала. Сейчас будет кричать, а потом извинится и расплачется.

Предположения космонавта подтвердились.
– Молодые люди! Стойте! Куда вы? Панорама ещё закрыта! – закричала она и, подойдя ближе, удивлённо почти шёпотом продолжила: – Вы? Приехали?
Женщина всплеснула руками, из её груди невольно вырвалось восклицание: «О, Господи!». Это было одновременно и молитва, и упрёк. Она засмеялась, а потом действительно заплакала и, всхлипывая, заметила:
– Обычно... почётные гости... с сопровождением...
– А мы убежали! – задорно пояснил Гагарин.
– Вы уж извините меня... Пожалуйста...

Широким жестом Гагарин остановил поток извинений и успокоил разволновавшуюся женщину. Лица, сопровождающие космонавтов, подоспели, когда те были уже на смотровой  площадке Панорамы.

Звонким, хорошо поставленным голосом Ольга Владимировна провела экскурсию. Космонавты слушали с большим интересом. Задавали вопросы. Гагарин старался всё снять на кинокамеру, которую, как он объяснил, накануне подарили ему во время его визита в Германию.

После панорамного обзора Ольга Владимировна провела гостей в нижние залы, где хранились картины Рубо, а также фрагменты работ художников-восстановителей Панорамы, и продолжила экскурс в историю. Космические гости тепло благодарили за оказанное внимание и интересное изложение материала. Находясь рядом с Титовым, Ольга Владимировна тихо спросила:
– А вы напишете отзыв о Панораме?
– Обязательно! Но лучше это сделает Юрий, – отозвался тот.

Так 21 сентября 1961г. в Книге отзывов Панорамы появилась запись от первых космонавтов: Юрия Гагарина и Германа Титова: «С большим удовольствием посмотрели панораму обороны Севастополя! Очень хороший памятник героической истории нашего народа».

О! Это был замечательный день. Увы, в прошлом. Все были околдованы естественностью поведения первых космонавтов. Новизна и острота впечатлений оставляет и сейчас, по прошествии пятидесяти лет, много приятных воспоминаний. О встрече с Юрием Гагариным и Германом Титовым Ольга Владимировна выразилась так:
– Общение с этими великими и в то же время простыми, замечательными людьми было удивительно приятным и осталось незабываемым.


Рецензии
Галина, мне вспомнились мои впечатления при посещении этой панорамы. Я там был, когда Крым был украинским и в голове родилась ироническая мысль "Севастополь город Русской славы, но вход для них по пропускам", поскольку в то время для Украинцев были скидки на билеты, а с Россиян брали по полной стоимости. Было это кажется в 2010г. Жили у дальней родственницы в районе бухты Камыши.
С теплом,

Александр Ведовский   16.09.2018 15:13     Заявить о нарушении
В этом году во время фестиваля вход в Панораму в костюмах того времени был бесплатным.
Галина

Галина Дейнега   17.09.2018 11:08   Заявить о нарушении
Благодарю.
Галина

Галина Дейнега   17.09.2018 11:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.