Платоновская святыня

               ПЛАТОНОВСКАЯ  СВЯТЫНЯ
 Сказ.(Продолжение сказа « Вечный коммунист»)

    Утро. Мелкие капельки росы, в лучах восходящего
солнца, приобретают розовую окраску, создаётся впе-
чатление: пурпурный диск утреннего солнца растворил-
ся в мелких   росинках   на   огороде Агафьи Ивановны.
Скворцы деловито и сноровисто шмыгали1 из сквореч-
ника – дуплянки: туда – с добычей, а обратно летели свободными,
 передразнивая домашнею живность хозяйки огорода: кур,
кота, и даже коз. Это были настоящие
специалисты по имитации звуков. Удивительное время
суток – восход солнца.

    - Бабушка, а я уже устала,- ропщет Леночка,- сегодня
рано встали…
    - Надо поработать,- скоро солнце жарить будет,- вра-
зумляет помощницу старушка, откидывая пучок сорня-
ков на межу.
   - А зачем трудиться? – Ты сама говорила: жить надо как птицы…
    - Отшельники – монахи так и живут, ибо они сподо-
бились видеть мир иной, а мы все в миру: отягощены
заботами о хлебе насущном – иного не дано, - как по
Сященному Писанию отвечает внучке Агафья Иванов-
на.
   - А мой папа говорит, что человек свободен и может быть
монахом или коммерсантом… Бог ему не может
противодействовать,- не соглашается с бабушкой внуч-
ка.
   - Может папа у тебя и прав – не берусь судить, но
иногда, как говорит опыт жизни: предначертанность
судьбы имеется и изменить её нельзя – на то воля Бога.
Вот закончим прополку – расскажу…
    -Ой, сейчас! Я устала! – восклицает девочка.
    - Ну, да ладно, - снимая с рук резиновые перчатки,
соглашается Агафья Ивановна, - но только после расс-
каза ещё грядку пройдем с тобой. Согласна?
    - Да.
    Они присаживаются на завалинке избушки с восточ-
ной стороны, подставив  лицо и оголённые руки под
ласковые утренние лучи солнца.

    - Давно это было, где – то во – второй половине де-
вятнадцатого века. В то время образовалась Русская
православная старообрядческая церковь. Случилось это
в Австро – Венгерской империи; там много скрывалось
старообрядцев от гонений царских властей. Один из
священников Русской православной церкви Амвросий
перешёл к старообрядцам – он был рукоположен, то есть
имел благославление, которое идет от апостолов
Иисуса Христа. Так и образовалась старообрядческая
Церковь Бело – Крыницкого толка, или ещё «австрийс-
кая» - как её обычно называли в народе, хотя австрийс-
кого духа там не было и в помине. Жили там, на Запад-
ной Украине, два инока – беспоповца по имени Аркадий
и Константин. Они много и долго беседовали со служи-
телями Древнеправославной Церкви Христовой и при-
няли в конце – концов крещение, убедившись в истин-
ности восстановленной старообрядческой церкви. Очень много
старообрядцев проживало в те времена на
Урале и на востоке от него.  И решили эти иноки нести
свет истинной веры на Урал. Надели они на себя вери-
риги,2 а на ноги кандалы и в таком виде направились сюда.
Через всю Украину и Россию иноки прошли до
Урала пешком. На постоянное место жительства мона-
хи остановились под городом Лысьвой. О их священном
подвиге молва разлетелась по всему нашему краю. К инокам
пошли паломники. Много народу своим под-
вижничеством обратили они в старообрядчество; пере-
ходили не только из беспоповцев, но и очень много
из никониан, из официальной Церкви. Испугались
священники – никониане и нашептали жандармам
о том, что иноки Аркадий и Константин являются
лазутчиками Австро – Венгерской империи, то есть
шпионами. Добрые люди во – время сказали инокам
об угрозе со стороны властей и они быстро покинули
предместье города Лысьвы, направившись в наш район.
В районе, особенно на западе, была по тем временам
глушь, да зверь непуганый, только изредка возле полей
встречались хутора. Возле одного их хуторов вблизи
нынешнего села Платоново они решили вновь поселить-
ся на постоянное жительство. Иноки испросили разре-
шение у владельца хутора Щукина Гурьяна Ивановича
построить на его земле, в логу, по которому протекала
безымянная речка, келью. Хозяин хутора не отказал.
Жили монахи уединенно, стараясь меньше общаться
с миром, но люди тянулись к ним за советом. Часть жи-
телей из близлежащих хуторов начала у иноков испове-
доваться, а некоторые уже регулярно делали это каждый
пост. Питались монахи «чем Бог пошлёт»: ягодами, ко-
реньями, ловили рыбу в реке Сылве. Ходила к ним по-
стоянно одна старушка из Шайдуров. Такой был хутор,
где проживало большое семейство Шайдуровых. Ста-
рушка неизменно брала с собой маленького внука. В
Петров пост она не обнаружила иноков в келье. Там ле-
жала только записка: Ищите нас в логу под берёзовым
выворотком. В день памяти Петра и Павла тела убиен-
ных нашли под стволом берёзы. Тела иноков были не-
тленными, хотя стояло жаркое лето.
    - А как, бабушка, они могли записку написать?- они
сами себя убили? – задаёт вполне резонный вопрос Ле-
ночка.
    - Глупость городишь: иноки не могут сами себя лишить
жизни, ибо Душа не наследует рай… Ты ду-
маешь: они после смерти сами себя под дерево поло-
жили и закидали ветками?
   - Нет.
   - Убиенны они были корыстолюбцем – так рассказы-
вают, а ещё я думаю: наёмный был убийца, чтобы из-
бавиться одним махом и от лазутчиков австрийских и
противников официальной веры. Говорят, что убийцу
нашли, но какое он понес наказание, никто не знает.
Убийца рассказывал, что иноки не только не сопроти-
влялись, но и говорили: « Ты пришёл в назначенный нам час:
мы готовы увидеть мир иной, прости нас. Аминь»

    Оказывается, они были убиты по окончанию Великого поста,
 то есть где – то в конце марта или в начале апреля – месяца,
 а обнаружены были в середине
июля, за четыре   месяца тела    иноков не истлели,  и никакой
 зверь не повредил. Это всем показалось всем
чудесным знамением, даже врач не стал делать вскры-
тия, ограничился наружным осмотром: для него тела
монахов были святыми.

   Похоронили иноков . с разрешения владельца хутора
в логу, на берегу реки Сылвы. И тут же из под бугорка
начал бить родник. А безымянную речку у которой на-
ходился скит хуторяне нарекли Чучкановкой. Название
дано от слова: чучкнуть, то есть сильно ударить, до
смерти. Так под этим названием и значится… А жители
окрестных хуторов много раз были свидетелями того,
как в ночное время на могиле иноков горели две свечи;
они продолжали молиться о нас грешных. Позднее мно-
го больных  исцелилось из родника иноков Аркадия и
Константина.
   В 1997 году иноков причислили к лику святых, как
преподобномучеников под именем  Шамарских. Была
опубликована книга о их житии. Вот с ней и вышёл
казус. После того, как авторы книги получили пробный
экземпляр книги, то обнаружили ошибку: вместо пре-
подобномучеников Шамарских везде было отпечатано
Шаманских… Авторы книги попросили корректора исправить ошибку,
что последний незамедлительно и сделал. Но каково было
удивление всех, когда весь тираж книжечки пестрил старой
ошибкой:Шаманские…
    - Почему так получилось? – искренне удивляется внучка.
   - Всё просто: авторы, вместе со служителями Церкви
хотели произвольно изменить назначение иноков, на-
звав их по своему желанию Шамарскими, в то время
когда они являются Платоновскими,- дала пояснение
мудрая старушка.
  - Какая разница,- не пойму? – ещё более удивляется
Леночка.
   - Большая. Слово: шамры, шамары обозначают пустое
место. Ну, не могут же преподобномученики быть пус-
тым местом – они этого явно не хотели. А слово: плато
обозначает возвышение, широту, обширностиь. Одним
словом самое подходящее значение для святых людей.
Так люди не в состоянии вмешаться в Божий промысел.
- Хлопая себя по коленям,  рассказчица воскликнула:
«Глянь, а солнце уже высоко,- заболталась… Ну, при-
деется вечером побольше  потрудиться. Согласна?»
   - Если будешь рассказывать: я на всё согласна,-
улыбается девочка, направляясь вслед за хозяйкой усадьбы в избушку.


Рецензии