А заместо его кобыла
В то время, когда потенциальному министру культуры Мордовии дарили котят, на "Пятом" в очередной раз "крутили" все серии "Неуловимых". Мне, право, было приятнее посмотреть в сотый раз на юных героев, чем на расхристанного и потеющего француза. Тем более, что контрастом выглядел его уход от налогов на фоне героической борьбы щупленького Щусенка и его друзей за свободу бедных и угнетенных.
Артисты, словом. Но наши, думаю, лучше. В смысле, киношные, а не политические. Даже второй план талантливее. Как фанат "Неуловимых" акцентирую на них внимание. Думаю, даже их роли круче всех этих "распутиных" "юсуповых, "царей" и "цариц". Простые бабы и мужики. Но как воплощены. История.
Даже бурнаши симпатичнее выглядят. Кто не теме, это массовка отрицательных героев, против которых героически сражаются "дьяволята". Возглавляет злодеев батька Бурнаш, гениально воплощенный в ленте Копеляном. Его подручный Илюха периодически кричит: "Нечистая, нечистая!" и рассказывает товарищам о встрече с врагом. На что те скептически тянут: "Брехня". Что интересно, Крамаров, сыгравший Илюху, появляется в трилогии только в двух фильмах. Из "бурнаша" Илюхи он превращается в белогвардейского солдата Верехова.
Больше повезло в карьерном росте его "бате". Кто помнит, едут они в начале первого фильма по ночной проселочной дороге. И тишина. А тут гробы открываются. И мертвые вдоль дороги с косами стоят. Илюха кричит дурным голосом: "Батя! Глянь-ка!".
Напарником Крамарова в том эпизоде был не так известный, как нынешний Депардье, Виктор Михайлович Колпаков. Артист яркий, как говорят в кинематографической среде, фактурный. Но так сложилась его "киношная" судьба, что снимался в ролях второго плана. Да и с дебютом не слишком повезло. В знаменитом тридцать седьмом снялся в эпическом фильме "Ленин в Октябре". И доведись ему сыграть пламенного революционера, могла и судьба сложиться иначе. Но воплотил в кадре Виктор Михайлович нехорошего эсера. Для поколения начала XXI века это слово обычно связывают со "справедливороссами". Но сто лет назад, кажется, это были другие люди.
Та роль и определила амплуа Колпакова. В любимом мною фильме "Коммунист" сыграл расстригу. Режиссер Козинцев пригласил его в фильмы, ставшие впоследствии классикой советского кинематографа- "Гамлет" и "Дон Кихот". Были другие знаменитые ленты в биографии Виктора Михайловича. Но лишь один Кеосаян включил актера во все фильмы трилогии о "красных дьяволятах".
По идее герой должен был появляться в одной и той же роли. Если уж "бурнаш", выживший в сабельных рубках в "мсителями", то уж по жизни. Его-то атаман так и мелькает на экране. Бурнаш, он и на родине Депардье, в отличии от иных французов, остается героем. Хоть и отрицательным, но интересным и запоминающимся. Словом, атаман.
Но вот с его подчиненным в трилогии происходят занимательные метаморфозы. Если в первом фильме это пожилой бандит, больше шляющийся между боями по сельским шинкам, то во втором герой Колпакова получает офицерское звание. Это, конечно, не кресло министра культуры, которое недавно предложили Депардье, зато "георгий" на груди. Он гордо демонстрирует награду в бильярдной, стоя рядом с работником контразведки Овечкиным. И между прочим на равных общается со штабс-капитаном, успевая кататься на каруселях.
Ерунда, скажет иной кинозритель. Художественные условности, определяемые жанром. Когда запоминаются главные герои. Но и короля играет свита, порой выписываемая из Франции. Но по сравнению с простым отечественным актером, порой выглядящая убого и натужно. Но вернемся от современного балагана к реальному искусству.
В финале второго фильма с героем Колпакова все складывается плохо. Похоже, доконал его бильярдный шар, посланный "мстителем" Валеркой. Но смотря третью часть эпопеи, отмечаем с удовольствием, жив курилка. Старый "бурнаш" снял белогвардейский китель, припрятал до поры, до времени своего "георгия" и подался на советскую железную дорогу. Именно он провожает возмужавшую, в красноармейской кожанке, Ксанку Щусь в купе штабс-капитана Овечкина. Представляете картину. Три участника гражданской войны сталкиваются нос к носу друг с другом. "Я буду жалОваться"-говорит Ксанке иностранный поданный, протягивая французский паспорт. А бывший "бурнаш" рядом и бровью не ведет. Вот как надо играть.
Думаю, нынешней политической тусовке имя Колпакова ни о чем не говорит. Сейчас модно французское. И отрицательного героя тех времен Гришку Распутина играет "Обеликс". А не перекармливают ли, хочется спросить, нашего зрителя подобными персонажами? В 1996 году на экраны вышел американский фильм "Распутин", получивший и "Золотой глобус", и "Эмми". Потом появился наш "Заговор", где злодея сыграл директор "Евросети" Охлобыстин.
Но, думаю, никто из них не сравнится с Алексеем Петренко, воплотившим Гришку в советском фильме "Агония". Не все знают, что кинокартина была идеологическим ответом на американскую "Николай и Александра", где тень распутного "старца" порой заслоняет царскую фамилию. Кстати, начало советского фильма претворяет гениальная историческая фраза вождя мирового пролетариата:
"Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914), обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до „последней черты“, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее…"
Думаю, последние эпитеты и через сто лет можно отнести к отдельным представителям "царствующей" элиты. Но вот художественное воплощение, даже в исполнении отрекшегося от своей Родины артиста, явно не дотягивает даже до игры простого советского актера второго плана. Там был талант, а здесь, предполагаю, расчет на бабло.
Смотрите советские фильмы. Они порой жизненнее современных реалий, щедро подаваемых нам центральными телеканалами. Даже когда старый бандит становится офицером, а потом проводником дипломатического вагона. В нынешней политической тусовке трансформации покруче, но не забирает так дурилка картонная. Словом, шоу дешевое.
А трилогия будет повторена на "Пятом". Рано утром. Думаю, и в стране когда никогда оно настанет.
Фото Виктора Михайловича взято из интернета. Его герою принадлежат знаменитые слова, сказанные старым "бурнашом" в сельском шинке: "А заместо его кобыла шашкой рубать будет". Думаю, слова эти исторические можно отнести не только к военным действиям гражданской войны, но и к нынешним событиям. Тревожно же. Кто же будет теперь возглавлять министерство культуры Мордовии? Депардье же отказался.
Свидетельство о публикации №213010700945