Шерлок Холмс, кот Ватсон и Провидение

                ***

Было уже два часа ночи. Шерлок Холмс курил трубку, сидя в кресле. За окном был холодный дождь, но здесь, в гостиной, огонь переливался в камине. Неподалеку, на другом кресле, расположился полосатый кот, но спит он, или нет – трудно было рассмотреть. Холмс отложил трубку и сказал:
- Ватсон, а Вы помните подробности дела Джефферсона Хоупа, которое когда-то даже запечатлели в этой Вашей повести «в багровых тонах»?
Кот не пошевелился, но все же произнес:
- Если я что-то и забыл, то всегда могу обратиться к своим записям.
- Да, знаю, читал Ваши литературные опусы, и не могу признать их чересчур удачными..
- Простите, Холмс, но я слишком устал и продрог, чтобы спорить с Вами о литературных вкусах.
- Ну, разумеется, мой дорогой мистер Кот, Вы целый день где-то бегали – надеюсь, только по Бейкер-стрит, судя по следам грязи на Ваших лапах?
- О, снова эта дедукция!
- Хорошо, раз она Вас так утомляет, поговорим о другом. Я ведь не зря вспомнил дело Хоупа. Если Вы вспомните детали этого расследования, то обратите внимание, что Хоуп, рассказывая о том, как он выслеживал и убивал этих двух мормонов, Дреббера и Стэнджерсона, дважды упомянул о Провидении.
- Да, что-то припоминаю, но подробности..
- Они таковы: сначала этот убийца предложил на выбор Дребберу две таблетки, безвредную и ядовитую, и при этом сказал – «пусть нас рассудит Всевышний». И чуть далее – «посмотрим, есть ли на  земле справедливость или нами правит случай». Послушать Хоупа, так убийство им Дреббера – это просто доказательство бытия Божия! Но это еще не все. Рассказывая об убийстве Стэнджерсона (где дело обошлось уже без пилюль), наш мститель утверждал, что «защищаясь,  я  ударил  его ножом в сердце. Все  равно  ему  суждено  было  умереть  -  Провидение  не допустило бы, чтобы рука убийцы выбрала пилюлю без яда».
Я, как и Хоуп, верю в божественную справедливость, и отрицаю, что всем правит случай, считая подобную доктрину бессмысленной, однако тут я не совсем согласен с Хоупом..
- И что Вы хотите этим сказать, Холмс? Меня, признаться, нередко угнетает Ваша бесстрастность в рассуждениях. Послушать Вас, так Хоуп – обыкновенный хладнокровный убийца. Но не забывайте – эти мормоны были виновны в смерти его невесты и ее отца. Он решил наказать их, так как правосудие бессильно было это сделать. Он даже хотел предоставить этим преступникам равные шансы с собой, давая им на выбор две пилюли, что, скорее, говорит о его благородстве.. Разве это похоже на обычное расчетливое убийство? И потом, эти мормоны были совсем не кроткие овечки, - они сектанты и многоженцы, не говоря уже об остальном..
- Послушать Вас, так их просто надо было убить..
- Этого я не утверждал!
- Я понял, добрейший Кот.. Да, Хоуп мстил за невесту – не знаю, поступил бы я на его месте иначе. Я не то что его осуждаю, но и оправдывать не хочу: убийство остается убийством - тот, кто претендует на правосудие вместо суда человеческого и Божьего, берет непростительный грех на душу. Так ведь и каждый из нас может возомнить себя богом, наказывая тех, кто по его мнению, этого заслужил – но тогда в мире не станет править справедливость, ибо руководить всем будет преступный и случайный выбор каждого – что бы там ни говорил Хоуп о справедливости.
- Вы же сами сказали, что не знаете, как поступили бы на его месте. Вот и я не знаю, что стал делать бы, переживи я то, что пережил он – так стоит ли его так осуждать?
- Я осуждаю его поступок, Ватсон, а не его самого. Вы же помните, что он умер в камере, так и не дождавшись суда. Значит, как Вы совершенно верно написали в своей повести, Его призвал к Себе Высший Судия, чтобы вынести Свой строгий и справедливый приговор. Милостивый Господь, видимо, решил, что человеческий суд над Хоупом не будет совершенным, и поэтому вместо человеческого осуждения взял суд в Свои руки..
- Не будем гадать об этом Холмс – произошло то, что произошло.
- Да, не будем. Но меня все же интересует другое – вот Хоуп в своем рассказе о совершенных им преступлениях, заявил, что в обоих случаях провидение не допустило бы иного развития событий – этим мормоны, дескать, все равно бы умерли, выбрав пилюлю с ядом, а сам Хоуп, как справедливый мститель, непременно выжил бы. Мне любопытно, хотя это и не входит в компетенцию сыщика, почему он так полагался на провидение, зная, наверное, что его поступок нарушает заповеди Божии?
- Мы все рассчитываем на провидение, Холмс.
- Разумеется, но почему Хоуп думал, что провидение всегда будем ему благоволить – несмотря ни на что, сохраняя ему жизнь? Может, причиной тому его кальвинистское воспитание?
- Признаться, я не совсем понял Ваше последнее умозаключение.
- Так ведь кальвинисты верят в жесткое предопределение – одних Бог спасает, а других осуждает безо всяких причин со стороны и тех, и других. Возможно, Хоуп считал себя предопределенным к спасению, и поэтому думал, что провидение будет всегда сохранять ему жизнь как избранному и спасенному?
- Я не так силен в телогии, Холмс. Мы с Вами оба принадлежим к англиканской церкви. Я лично придерживаюсь традиции «высокой церкви», и потому полагаю, что Бог благоволит ко всем, и никому не желает проклятия.
- Да, конечно, и я так думаю, но только надо понимать, что для некоторых благоволение Божие означает болезни и смерть – Бог никому не желает смерти, кого-то Он исправляет с помощью недугов, однако некоторым лучше умереть, чем продолжать вести полную пороков и преступлений жизнь, и когда чаша терпения Божьего переполняется, они умирают. Хоуп же думал, что его это не касается, и он не умрет во время совершения преступления - и тут, в этой логике, он ошибался. Это касается всех нас.
- Что дает Вам право так рассуждать?
- Ничто. А рассуждаю я так потому, что известно – Сам Автор провидения не испытал такого благоволения и умер на кресте. И Он Сам выбрал это, отказался от благоволения провидения как сохранения жизни, отказался, чтобы мы все испытали это благоволение и были спасены в вечности. Но всегда ли мы хотим спасения и живем, как Он предписал? И если нет, то чего нам тогда ждать?
Уже поздно, Ватсон. Желаю Вам спокойной ночи, и надеюсь, что Провидение позволит нам встретить ближайший лондонский рассвет живыми и невредимыми.


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.