Несвоевременная идиллия

Не забывая про последние рубрики, я решил написать серию небольших очерков, которые посвящены творчеству Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, а конкретно роману «Современная идиллия».      
Надо отметить, что сей роман все же непозволительно мало изучен и оценен. Все знают и читали сказки Михаила Евграфовича. Но сказки – это сказки, жанр низовой. «История одного города» - блестящее произведение, которое многое объясняет и поясняет, но, по большому счету, является сатирой. По моему глубокому убеждению, именно «Современная идиллия» является вершиной творчества Салтыкова-Щедрина. «Современная идиллия» - это глубочайший и точнейший анализ российской государственности. Парадокс заключается в том, что именно сейчас, спустя сто с лишним лет после своего выхода в свет, этот роман стал наиболее актуальным, ибо в нем потрясающе точно описано то, что мы называем «путинизмом».         

Часть первая   

«Однажды заходит ко мне Алексей Степаныч Молчалин и говорит:
 - Нужно, голубчик, погодить!
 Разумеется, я удивился. С тех самых пор, как я себя помню, я только и делаю, что гожу.
 Вся моя молодость, вся жизнь исчерпывается этим словом, и вот выискивается же человек, который приходит к заключению, что мне и за всем тем необходимо умерить свой пыл!
 - Помилуйте, Алексей Степаныч! - изумился я. - Ведь это, право, уж начинает походить на мистификацию!
 - Там мистификация или не мистификация, как хотите рассуждайте, а мой совет - погодить!
 - Да что же, наконец, вы хотите этим сказать?
 - Русские вы, а по-русски не понимаете! чудные вы, господа! Погодить ну, приноровиться, что ли, уметь вовремя помолчать, позабыть кой об чем, думать не об том, об чем обыкновенно думается, заниматься не тем, чем обыкновенно занимаетесь... Например: гуляйте больше, в еду ударьтесь, папироски набивайте, письма к родным пишите, а вечером - в табельку или в сибирку засядьте. Вот это и будет значить "погодить".    
 По обыкновению, я сейчас же полетел к Глумову. Я горел нетерпением сообщить об этом странном коллоквиуме, дабы общими силами сотворить по этому случаю совет, а затем, буде надобно, то и план действий начертать. Но Глумов уже как бы предвосхитил мысль Алексея Степаныча. Тщательно очистив письменный стол от бумаг и книг, в обыкновенное время загромождавших его, он сидел перед порожним пространством... и набивал папироски.
 - Ты что это делаешь? - спросил я.
 - А вот, подходящее, по обстоятельствам, занятие изобрал. Утром, восстав от сна, пасьянс раскладывал, теперь - папироски делаю.
 - Представь себе, ко мне Алексей Степаныч заходил и то же самое советовал!
 - А я так сам догадался. Садись, вот тебе гильзы - занимайся.
 - Позволь, однако, надо же хоть объясниться сперва!
 - А тебе что Алексей Степаныч сказал?
 - Да ничего путем не сказал. Пришел, повернулся и ушел. Погодить, говорит, надо!
 - Чудак ты! Сказано: погоди, ну, и годи, значит. Вот я себе сам, собственным движением, сказал: Глумов! нужно, брат, погодить! Купил табаку, гильзы - и шабаш. И не объясняюсь. Ибо понимаю, что всякое поползновение к объяснению есть противоположное тому, что на русском языке известно под словом "годить".
 - Помилуй! да разве мы мало до сих пор годили? В чем же другом вся наша жизнь прошла, как не в беспрерывном самопонуждении: погоди да погоди!
 - Стало быть, до сих пор мы в одну меру годили, а теперь мера с гарнцем пошла в ход - больше годить надо, а завтра, может быть, к мере и еще два гарнца накинется - ну, и еще больше годить придется. Небось, не лопнешь. А впрочем, что же праздные-то слова говорить! Давай-ка лучше подумаем, как бы нам сообща каникулы-то эти провести. Вместе и годить словно бы веселее будет.»         

Эта мистификация продолжается третье столетие подряд.
Как показывает история последних столетий, именно в начале каждого века происходят основные события. Гремят мировые войны, рушатся старые империи и создаются новые, переоцениваются ценности, возникают экономические, политические и культурные кризисы. Короче говоря, начало века – это почти всегда новые вызовы человеческой цивилизации.    
И так сложилось исторически, что именно в это время, в России к власти приходит бездарь и самодур, который способен лишь на «годенье» и изображение кипучей деятельности при полном фактическом бездействии. Сейчас это называется – «спускать на тормозах».   
В начале 19 века Александр 1 отличился тем, что по неизвестному самодурству отказался подписать выгодный мирный договор с Наполеоном, что привело к страшной войне 1812 года и сожжению Москвы. Также были проведены имитационные реформы, которые, якобы, облегчали жизнь крестьян, хотя оные как были фактическими рабами, так ими и остались.   
В начале 20 века на сцену выходит Николай 2, который отличился известной фразой: «Я стараюсь ни над чем серьёзно не задумываться, — иначе я давно был бы в гробу». Он себе напророчил, ибо «недуманье» или «думанье» ни тем местом привело его и его семью к трагическому, но справедливому итогу. Не говоря о стране, которая погрузилась в пучину анархии, гражданской войны и голода.   
В начале 21 века появляется известный персонаж, который в «годеньи», празднословии и праздношатании перещеголял всех предыдущих. Каждый день оный вещает об экономическом прорыве через «какое-то» время, о полете на Марс в гипотетическом ближайшем времени, о победе футбольной сборной в 2018 году. В это время, китайцы осуществляют реальный экономический прорыв, американский марсоход присылает снимки с красной планеты, а испанские футболисты громят нашу сборную со счетом 4:1 и 3:0.   
И правильно – зачем думать о будущем страны, ежели можно тупо годить?! Кататься на лыжах; летать на дельтаплане, изображая из себя журавля; пить чай с баранками с Николсоном на даче Михалкова; брататься со старым пьяницей, который охамел настолько, что позволяет себе мочиться в салоне самолета. И все это под лезгинку и хоровое пение холуев, заглядывающих в рот и оттягивающих карманы.      
Короче говоря, сидеть на троне столько, сколько можно; набивая папироски, то бишь – карманы, раскладывая пасьянс, то бишь – тасуя засаленную министерскую колоду карт и побольше гулять, желательно на свежем горном воздухе, например, на Красной Поляне в Сочи.

Вот вам «Современная идиллия» в действии.


Рецензии
За Салтыковскую идиллию - спасибо. Но отдельными вещами ты меня, Олег, напугал.
Что это значит: "привело его и его семью к трагическому, но справедливому итогу"?
В чем же тут справедливый итог? В том, что быдло взяло из рук человека сапоги, чтобы их донашивать, после того, как расстрелял детей хозяина обувки? И в том, что не отсохли его ноги, когда он мог похвалиться своим трофеем?
Или за воспитанность, за мягкость, за желание жить в своей идиллии, должно быть смертное наказание всех, до седьмого колена?
Так вот, Николай царём не выбирался, а родился, и к моменту расстрела самостоятельно отрёкся от престола, развязав руки своим "престолонаследникам", но уже и не отвечая по своим государственным обязательствам перед своим народом, предавшим его за возможность помочиться в вазу Зимнего или разрубить на куски барский белый рояль.

Ив Олендр   13.02.2013 05:09     Заявить о нарушении
Я не кровожаден, даже наоборот. Но в его руках была возможность повернуть все несколько иначе, тогда бы не было последующих ужасов. За ошибки надо платить.
Конечно, можно сказать, что на все воля божья - и по другому быть не могло. Но тогда и появляться на свет незачем.
Царскую семью жалко, но это капля в море крови, которая пролилась потом, в том числе из-за конкретно его ошибок.
Ни меня история нарекла Кровавым.

Олег Созерцалов   13.02.2013 17:44   Заявить о нарушении
Олег? Кровавым за что его нарекли, надеюсь, помнишь? Я, кстати, не апологет дома Романовых и монархии, а скорее имею склонность к анархизму, но попирать базовые человеческие права никому не позволено. Нет в этом никакой справедливости.
Я, например, не хочу получить прозвище Душительница, когда кто-то схватит на презентации тазик халявного оливье и удавится при этом.

Ив Олендр   13.02.2013 19:28   Заявить о нарушении
Помню, конечно. Я-то, вообще, гуманист и пацифист. Но почему-то именно Романовых мне не жалко, не знаю почему. Допускаю, что я не прав.

Олег Созерцалов   14.02.2013 11:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.