Что делать?

   В России два извечных вопроса волнуют народные умы: что делать и кто виноват? Среди интеллигенции очень распространено мнение, что нам надо развивать гражданское общество и совершенствовать государственную структуру. С этим и я согласен. Но, как это делать? Равняться на Запад? – Но что мы можем оттуда перенять? Как мы можем измениться к лучшему? – Когда  я слышу, что в хорошо устроенном обществе каждый должен думать только о своем благе и о своих близких, передо мной возникает картинка благоустроенного скотного двора. Это что – наш идеал?

   Поэтому я в таких случаях перевожу разговор к мученикам и подвижникам эпохи распространения Христианства. Они понимали добро и зло иначе, чем мы сейчас, и их вера была настолько сильна, что с Божьей помощью они изменили всю мировую историю. Они сумели создать духовную опору для всего человечества на многие века. Но надо пояснить какая связь между этими древними подвигами и современностью, в частности с жизнью современной России.
   Легко понять, что если каждый думает только о своих интересах, общество может функционировать как единое целое, лишь при наличии некоего «общественного договора». На самом деле, это не реальный договор между людьми, а существующие в психике каждого человека доминанты, а также определённые ограничительные понятия или привычки. На этом построено любое общество, никто не станет этого отрицать. Современное западное общество являет нам почти совершенное воплощение такого устройства. Однако, те либеральные ценности, которые выставляются на его витрине, далеко не полностью определяют его устройство.
    В идеале, к которому близки современные западные страны, каждая отдельная личность может отстаивать свои права и вести тот образ жизни, который считает наилучшим. Но это возможно, благодаря разумной ограничительной (законодательной) системе и совершенным правоохранительным органам, эффективным гражданским институтам, а главное, благодаря соответствующей ментальности членов этого общества. Структурировавшие прежде общество христианские ценности уже во многом размыты, но законопослушность укоренена в сознании современного западного человека, и это является основой демократии.
   Развитие демократического общества шло по пути нарастания многообразия в типах поведения и в ценностных ориентирах. Это выражалось в образовании такой гражданской структуры общества, при которой каждая группа могла отстаивать свои права и ценности. Исповедуемые гражданами разнообразные ценности проходили длительную и довольно болезненную проверку на взаимную совместимость и на вживляемость в равновесную традиционную структуру общества. Необходимые для сохранения равновесия ограничения закреплялись законом.
   Таким образом, общественный договор в западных странах пришёл к своей предельной - плюралистичной и универсальной форме: чтобы быть свободным и сохранять самобытность, достаточно просто соблюдать законы. Поскольку законы пока соблюдаются, то в обществе существует равновесие интересов при максимально возможной свободе. Согласитесь, что в России нет ни ментальности такого рода, ни авторитета власти, ни соответствующих законов, ни гражданских структур, ни эффективных правоохранительных органов.

   Как же тогда жить в России? Причем, желательно ведь не просто выживать, но и развиваться. Вариант кровавой тоталитарной диктатуры мы с вами с порога отметаем, не правда ли? Тогда остаётся жить так, как жили западные страны до появления своего современнного строя – на основании традиционных ценностей. И активно заниматься воспитанием общества в традициях классической культуры, терпимости и милосердия. То есть, российское государство может существовать как эффективная система лишь при условии того, что в головах наших сограждан утвердится некая единая шкала ценностей. Об этом говорит и опыт нашей истории.
    Легко понять, что традиционная система ценностей связана с нравственными ориентирами и определённым набором этических «табу». Такие духовные установки в наиболее совершенном виде (логичном, эстетичном и эмоционально насыщенном) содержатся в традиционных религиях. Очень хорошо такие установки сохранились в Православии, поскольку оно в наименьшей степени подверглось ревизии и опошлению с апостольских времён. Кроме того, это «корнеобразующая» для русской народной души религия. Поэтому для нормального существования России нужна крепкая и влиятельная Православная Церковь, в этом я убеждён.

    Но Церковь может быть не только стабилизирующим и примиряющим общество институтом. Уверен, что она может стать и вдохновляющей силой развития. Мы все стремимся сейчас к развитию и большинство равняется на Запад. Но до состояния мира в обществе мы должны пройти ещё долгий путь воспитания и испытания наших душ, на котором только традиционные нравственные ценности могут нас спасать. Если Православная Церковь утвердит свой статус проводника высших нравственных ценностей, её роль может оказаться неоценима.
   Это связано с тем, что 21й век грозит миру многообразными кризисами и катастрофами. И в этих испытаниях, в обстановке страха и нестабильности могут быть сильно востребованы традиционные христианские ценности. Потому что на этом пути может потребоваться самопожертвование, а к нему гораздо проще придти от традиционных ценностей, чем от себялюбивого плюрализма. В этом мы можем оказаться сильнее западных стран, как оказывались уже не однажды в истории.
   Однако вера наша сейчас слаба, намного слабее, чем в смутное время 17го века. Тогда именно вера и православная самоидентичность людей позволили избежать гибели и колонизации нашей страны. Сейчас ни веры такой, ни самоидентичности нет, и Церковь слаба от ересей и скрытых расколов. Поэтому и страна наша погибает. Нет национальной идеи, которая бы сплотила народ. Сейчас в России можно проводить демократизацию и модернизацию с тем же успехом, что и в Афганистане. То есть, с нулевым, поскольку у нас ещё нет оккупантов. А распространение плюрализма западного толка ведёт у нас к анархии и развалу.

   У западных демократий тоже не всё хорошо. Они уже не могут развиваться. И им грозит развал из-за размывания ментальности и гражданской структуры вследствие замены этнического состава. Если предсказания грядущих катастроф верны, то мы можем и должны стать сильнее их. История показывала, что русский дух пробуждается в час испытаний. То есть в современной России может, на качественно новом уровне, повториться опыт святых христианских подвижников. Собственно, опыт мученичества уже преподал нам, с избытком, ХХ век. Но, нет пока что осмысления, прочувствования этого опыта! Неужели его недостаточно, чтобы мы пробудились?...
   Ну что же – да сбудется Воля Божья, созидающая наше спасение!


Рецензии