Встреча с отцом

    После двух письменных обращений в ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны) по военнослужащему Игнатенко Константину Григорьевичу и последующих неудовлетворяющих меня  ответов, я ,наконец, собрался лично посетить это загадочное учреждение, именуемое и как воинская часть. Поковырявшись в интернете, я получил информацию, что ЦАМО находится на улице   Кирова              г.Подольска, продолжение Варшавского шоссе, которое проходит рядышком с моим Обнинском. Территориально Обнинск находится в 60 км к Западу от г.Подольска. Расстояние по современным меркам смешное, однако принадлежность городов к разным областям (г.Подольск – Московской области, а г.Обнинск – Калужской)не позволили создать единый автобусный маршрут . Добирался я до Подольска и обратно двумя автобусами. Калужским до границы Московской области, Московским до Подольска и аналогично обратно. Остановка автобуса была рядышком с архивом. Перейдя улицу, я оказался у центральной проходной с традиционным бюро пропусков, с огромным количеством инструкций и образцов по заполнению заявок на посещение. На удивление, я довольно быстро прошел процедуру оформления документов для получения пропуска. Этому, вероятно, помогли мои обращения по телефону и информация на Форуме. Разрешили мне посетить читальный зал архива. Пройдя КПП, я был направлен в корпус, где находился читальный зал. Прежде чем попасть туда, необходимо было пройти собеседование с администратором, объяснить цель своего посещения и заполнить анкету. Настрой у администратора был человеческий, и, наверняка, профессиональный. Дверь в кабинет администратора была открыта и диалог с посетителем прослушивался очередниками.  Вслушиваясь в излагаемые причины и цели посещения ЦАМО, я все более ощущал безнадежность своего поиска. О разыскиваемом у меня была информация: фотография датированная автором 1942 год, октябрь, г.Ершов, фамилия имя отчество, принадлежность к авиации (на воротничке крылышки) и свидетельство о моем рождении, выданным в июне 1943 год в г.Ершове, где указаны фамилии,



имена и отчество родителей (отец – Игнатенко Константин Григорьевич, мама - Пивак Мария Леонтьевна). Единственным чем я мог расположить администратора на получение допуска в читальный зал это номер воинской части, где моя мама на тот период была вольнонаемной. В этом учреждении (ЦАМО) все выполняется по уставу, для работы в архиве требуются конкретные вопросы с указанием конкретных дат, номера  воинской части, номера приказов и распоряжений. Сориентировавшись у двери администратора, я заявил свой интерес на воинскую часть, где работала моя мама, надеясь параллельно получить информацию о летных подразделениях, которые на тот период могли находиться в городе Ершове. Из Форума Поисковиков у меня была информация о подвижной авиационно-ремонтной мастерской (ПАРМ), которая могла находиться возле г.  Ершова. Читальный зал ЦАМО работал по системе предварительных заказов. Оформляешь заказ, а через день получаешь заявленный документ. Воинская часть, в которой работала моя мама, оказалась секретным химическим институтом. Часть документов которого, находятся еще с грифом секретности. Список сотрудников института, кроме директора и охраны, я не получил. С летными мастерскими у меня «контакта» не получилось, хотя за четыре посещения ЦАМО я перелистал в читальном зале много архивного материала. Не могу не отметить, работу читального зала, все 50 посадочных мест были постоянно заняты. Контингент – все возрасты. Восхищался и завидовал молодым. Неудовлетворенный поиском и с чувством безысходности я, всетаки, подошел к администратору и изложил свои проблемы. Выслушав, обратив внимание на мой возраст и  желанием помочь, она направила меня в самый святой отдел архива «Наградной отдел». День был осенний, но не хмурый, я шел по маршруту нарисованным  администратором. Территория ЦАМО - это целый квартал, воинская часть, отмеченная охраняемым металлическим забором. Зрелище удручающее. Часть многоэтажных корпусов брошенных, на одном участке огромное строительство,  вероятно, уже не Министерства Вооруженных сил. Настроение странное. Мысли, мысли и отчаяние, неужели я так и не найду своего отца. Упрекаю себя, почему так поздно взялся за поиск, мне уже 69 лет.
    Подхожу к длинному одноэтажному бараку, внешний вид которого не говорит о его святом содержании. В коридоре прогнивший пол, все убогое. Посетителей и сотрудников не видно. На мой топот и присутствие вышла пожилая под стать зданию женщина, выдала мне корешок, куда надо было вписать фамилию, имя, отчество награжденного, год рождения, откуда призывался, воинскую часть и звание. Этих данных у меня не было. Я написал только фамилию, имя, отчество и дописал – мой отец. Взяв этот корешок, взглянув на  содержание и на меня, она вздохнула и молча ушла. Очнулся я через 40 минут ожидания. Эта же женщина принесла амбарную книгу и наградную карточку замначфина воинской летной части Игнатенко Константина Григорьевича 1903 года рождения, который после окончания войны в 1945 году демобилизовался и отбыл по месту призыва в село Ольшанское, тогда Николаевской области.
   Можете представить мое состояние. У меня не было сомнений – это, именно, мой отец.  Прожив столько лет с памятью, что отец погиб во время войны, и вот, пожалуйста… Весь путь в Обнинск на автобусах я пытался осмыслить период моей жизни с маманей, осознать ее жизненную позицию. Родила она меня в возрасте 34-х лет, в какой период, и как жизнь показала, я у нее был желанным ребенком. Все, что она могла и смогла, делалось для меня. О каких-либо исторических фактах, отношениях с моим



отцом на протяжении нашей совместной жизни, мамой ни разу не упоминалось. Мое мальчишеское любопытство об отце было удовлетворено ответом – погиб на войне, документы утеряны. Но, фамилия отца в моем свидетельстве о рождении будоражили мое любопытство постоянно. И похоронив  маму в 1975 году, перебирая ее документы, я нашел фотографию Игнатенко Константина. Мама ушла из жизни не открыв тайну моего происхождения…
   Полученная информация в ЦАМО меня вдохновила на дальнейший поиск. Через интернет и телефон я вышел на «архивариуса» поселка Ольшанска (теперь Кировоградской области), который мне поведал, что до 1950 года главный бухгалтер роспродхоза района Игнатенко Константин Григорьевич 1903 года рождения со своей семьей (жена,трое дочерей и сын) проживали  в селе Ольшанка, затем переехали в село Сухой Ташлык. Дети все довоенные. Первая дочь 1926 года, сын 1928 года и последняя дочь начала 1942 года. К сожаленью, в живых осталась последняя дочь Мария Константиновна, с которой я установил контакт. Мое информационное появление в семействе Игнатенко, которые все перебазировались в город Первомайск,  вызвало сложное эмоциональное состояние, более... у нас с братом было одно имя – Георгий.
  Отец умер в 1967 году и похоронен на старом Первомайском кладбище. Из общений по телефону с Марией Константиновной, я узнал, что об отношениях их отца с моей мамой они знали, о моем существовании – нет. Вероятно,  мама знала о его семье и существовании. И позиция мамы поставила меня в затруднение – как не нарушить ее жизненную принципиальность? Не могу объяснить, что меня толкает на «контакт» с отцом… Оправдываюсь… Родителей не выбирают. И вот в мае  2012 году, с сыном и внуком, я по договоренности с Марией Константиновной отправились на машине в город Первомайск. Встреча была трогательной. Удивительно, у меня  с Марией Константиновной очень много общих черт, что говорит о нашем родстве, даже  без генетической экспертизы.
 К отцу мы отправились на следующий день, который выдался теплым, солнечным. Старое провинциальное кладбище, заросшее традиционным кустарником из сирени, запахом свежей травы, частично убранными могилами и чириканием птичек, почему то не наводило  скорбь. Пробираясь между могилками, огороженные разными убогими конструкциями со следами давней покраски и ржавчиной, мы добрались до ухоженной могилы отца. Странно… Я так долго шел к нему, а сердце не «екало». Я не знаю - первая это встреча или вторая? Что сказать или что спросить? Я не требовал от него покаяния, у меня не было к нему упрека.  Я просто, в присутствии своего сына и внука отдал последний поклон моему родителю – отцу, которого никогда не видел, но  помнил по своей фамилии и отчеству, которые ношу 70 лет.


Рецензии
Как жаль, что отец не знал о сыне, как жаль. Ведь могло бы быть общение и общие
радости... Но... Ничего не поделаешь... Так получилось. Дай Вам Бог!
С уважением...

Гришин   26.06.2016 05:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.