Охота на шпиёна

               
                ОХОТА НА ШПИЁНА               

 В Москве я любил посещать «Птичий рынок» – малый островок свободы в океане насмерть зарегулированной совковой торговли. Там не только можно было  купить недорогих  рыбок и досыта налюбоваться на дорогих;  пройтись, мечтая и грустя, по собачьим рядам, где рядом с монументальным догом лежат в корзинке щенки кавказской овчарки: каждый состоит из шести меховых шариков, – 4  лапки, тело, и голова, – все одного размера. Или на клетке с наипушистейшим котом прочитать: «Кот 50 руб. Погладить 5 руб».
     Там можно было увидеть, купить, а если нету, – так заказать любое, самое экзотическое животное, от гигантского паука-птицееда и хамелеона до крокодила и  питона. Однажды, собираясь в гости, я приобрёл сверчков, и тайком выпустил их  у хозяев в прихожей. Пришлось заплатить, как если пять раз погладить кота. Но шутка того стоила, как Вам кажется?
     Но и это – ещё не всё: там в те времена продавался инструмент, какого не встретишь в магазинах – электропилы и электролобзики, бормашинки для гравировки по стеклу и металлу, ювелирные вальцы, – привезённые «оттуда» и самодельные… а также всевозможные материалы для умельцев-любителей. В том числе – куски стекла и смальты для витражей и мозаики, большие и маленькие, прозрачные и непрозрачные,… в общем – загляденье.
 
     Меня всегда привлекала магия игры света. В дрожащей тени листьев на асфальте и мерцании отблесков воды на стене; в росе, хрустале, изделиях мастеров-художников, использующих оптические эффекты. В цветном «рефлексе» от простой бутылки, стоящей у окна. А если налить в неё воды – снова всё иначе!
     Вспоминаю детство: любимой игрушкой был хрустальный гранёный шарик-пробка от какого-то маминого флакона.  Если подставить её на белом подоконнике под солнечный луч и вращать, вокруг побежит стайка радужных «зайчиков» – часами я мог заниматься этим.   
 
     В отличие от магазина, где покупатель – досадная обуза, продавцы на рынке контактны и доброжелательны, особенно, если ты что-то приобрёл. Разговаривая с ними, я узнал много интересного. Например, что стеклянные глыбы,  в которых фантастически  свиты и смешаны разноцветные слои, получаются так:  стекло на  заводе варят в огромных чанах, как суп в общепитовской кухне; в каждом – свой «рецепт».  И, как на кухне, снимают пробу «половником» на длинной ручке. А потом выливают прямо на пол. Так  весь  пол постепенно покрывается слоями стекла  всех видов, цветов и оттенков. Когда это покрытие становится слишком толстым, его просто разбивают на куски и выбрасывают в отвал. (Потому пол и земляной – не сгорит и не «приварится»).
    Там же, в тех отвалах, и брак стеклянных изделий. (Не только посуды – впоследствии моя собственная экспертиза  показала, что, например, из моего любимого опалового стекла зачем-то делали изоляторы для ЛЭП). 

     Оставалось только разузнать, где в Подмосковье находится стекольный завод.

   И вот, в один их выходных, взяв рюкзачок для добычи и пару бутербродов, я сел в электричку. Со мной отправилась девочка Оля, которую эта авантюра также увлекла. (Возможно,  дело было не в стекле, а во мне, но тут уже – другая тема). Приехали, расспросили туземцев, и вскоре уже шли вдоль высокого забора «режимного предприятия».  Тогда режимными не объявлялись разве что шашлычные. А может,  и вправду, на этом заводе изготавливалось нечто «специфическое».

     Вот видим:  наверху  у забора  обрушилась часть кирпичей, И Оля говорит, что я мог бы там влезть.
 – «Нет!» – отвечаю я.
    Идём дальше. Кирпич сменился досками. Вот дырка,  и Оля говорит, что даже и она  могла бы там пролезть.
– «Нет!» –  снова отвечаю я. И снова мы идём, и начинаются какие-то кусты, а забор, напротив, кончается. Нет его. Ну, нет забора, и всё тут.

 – «Идём!» – говорю я. И мы идём. Полное безлюдье и тишина. Впереди виднеются заводские корпуса, а прямо перед нами – как раз и простирается вожделенный отвал. Я жадно набиваю рюкзак образцами, совсем как сказочный герой, попавший в сокровищницу Аладдина. Высыпаю и вновь набираю лучшие, ещё более ценные отбросы. И вдруг вижу: от дальних цехов идёт человек в чёрной форменной шинели и фуражке. Направляется явно к нам. Когда расстояния между нами остаётся метров 10, говорю Оле, чтобы подождала в кустах. И, хотя  даже и в тот момент мне ничего не стоило убежать с рюкзаком от стража, одетого в сапоги и шинель, я остаюсь на месте. И он меня «ловит». 

     До сих пор не разгадан мотив моего поведения: то ли мой знакомый бес в очередной раз подначивал, то ли уже тогда шестое чувство подсказало мне, что через тьму лет событие пригодится, как материал для сего повествования. А ещё, может быть, я, наивный, рассчитывал на возможность обратиться к человечьему здравому смыслу, объяснив, что мусор никому, кроме меня, не нужен.

    Итак, он меня ловит, и ведёт, на радость мне-шпиёну, через всю территорию, мимо всех цехов секретного  предприятия, заводит в дежурку, и начинает допрос. Кто  такой, ФИО, где живу, где работаю, – всё, как положено по сценарию:  – «Почему вошли на территорию?»
      Отвечаю: – «Какая такая территория? Я – человек грамотный, не шаромыга какой, я знаю, что, если территория так она  бывает огорожена а раз огорожена значит нельзя туда бы не пошёл  бы а если не огорожена так и не территория а раз не территория то значит можно а раз можно так и вот и я значит просто так шёл, и вот…»
      И снова: «Почему…» и т.д. В ответ: «Территория бывает огорожена…» и т.д.
      Дверь в дежурку открывается, входит ещё один персонаж, в таком же форменном прикиде.  – «Кто такой, ФИО…», ну, и далее по тексту.
    Так проходит минут 20. Дверь открывается, и входит…Оля. Надоело ей там, в кустах. Или спасать меня решила: ай, маладца! Одно слово – «боевая подруга».
     –  «Кто такие, ФИО…», ну, скучно людям, а тут – хоть какая, но развлекуха, да ещё «при исполнении служебных обязанностей», бессмысленность которых, верю, они и сами в глубине души понимают.

        Наконец, входит третий, тоже «при исполнении». Похоже, старшой. – «Кто такие…?» – «Если территория, то огорожена…»  Понимаю, что он понимает: предъявить нам нечего, взять с нас нечего. И тут впервые нечто новое, осмысленное: где мы вошли? Понимаю: – это для него важно.
       Объясняю, рассказываю, предлагаю показать.  По всему видно, что он знает это место. И мы с ним опять идём  мимо «секретных» цехов, и он видит кусты, где «пряталась» Оля, и метров 20 свежей травы, под которой едва угадываются остатки гнилых досок, бывших когда-то забором. Он  хмурится, мы прощаемся, спокойно выходим, садимся у тех кустов, съедаем наши бутерброды…

      Вот что ещё любопытно: ни один из  security, включая старшого, даже не поинтересовался, что же, в самом деле, скрывается в моём рюкзачке. А ведь, и вправду, по «мусору» можно определить весь спектр продукции предприятия. Это – если играть в шпиёнов всерьёз.
 
      И снова: это ведь мой Ангел, а никакая не интуиция, дважды подсказал мне: «Не лезь через забор!».  Интуиция-то  приобретается  опытом…

Замечание: С левого края слитка на фото виден остаток земляного пола.


Рецензии
Приятная, для чтения, атмосфера рассказа. Деликатное ностальгическое вступление плавно приводит, разомлевшего читателя к приключенческим событиям. Кроме всего этого, подумалось, а ведь, пожалуй, у каждого пацана была своя "Стеклодувная фабрика". Моя "стекляшка" находилась в низине балки, расположенной в городе.
Ваша интуиция - это классический пример эффекта "резинового" времени. Мысленно Вы опередили свои реальные шаги и заглянули вперёд.

И ещё. Лазить через заборы, так уж за евро! (улыбаюсь). Например, вышло так, что, совершенно спонтанно, на Кипре моя Ольга категорически вздумала сэкономить валюту на оплату входных билетов для входа на территорию раскопок древнего города. Не бог весть, какая сумма, но, в заграничных поездках, мы не привыкли швыряться деньгами, а тут, глядишь, и можно выкроить небольшую сумму на поход в магазин для покупки заморских закусок и бутылки местного разлива (к вечернему «чаю»). Накануне, она случайно услышала от одной из туристок, что там есть дырка в заборе. К ней мы и направились на следующий день. У меня этот авантюрный стиль не вызывал восторга, но Ольга была полна решимости максимально экономного туриста. Мы долго искали эту дурацкую лазейку в заморском заборе, но всё-таки нашли её между жилыми домами. Вдоволь нагулявшись по археологическим раскопкам, после посещения амфитеатра, мы оказались в дальнем, от выхода, участке территории. От этого места было «рукой подать» до безлюдного пляжа, манящего прохладой, живописно искрящейся полоски Средиземного моря. В этот момент, теперь уже жара бросила нас на заморские «баррикады» забора из железных прутьев. Ну, очень уж нам не хотелось плестись в такой дальний обход. Словом, нашу солидность, немного «подмоченную» репутацией проныр в заборные дырки, опять пошатнуло это дурацкое ограждение. Недолго думая, мы перемахнули через эту преграду, и, уже всего через несколько десятков шагов, имели счастливую возможность окунуться в радушные воды Средиземного моря.

И ещё. По поводу Вашего задержания на призрачно-закрытой территории секретного объекта. У моего знакомого по институту был похожий случай. Он вместе с маленьким сыном решил сплавать морем к пляжу закрытого государственного объекта (правительственная дача) под романтическим названием Мухалатка. В тот период, на его, некогда элитном, пляже царило запустение. Таблички с предостережением «Стой! Запретная зона!» висели покосившись, забор из сетки рабицы ржавый, в нём зияли многочисленные прорехи. Поэтому залётная парочка пляжных «десантников» расслабилась и осмелилась прогуляться по территории местного парка. Там тоже царило запустение. Изредка им попадались подвесные камеры наблюдения, но отец с сыном так расхорохорились, что первый стал махать им рукой, а сынишка – корчить рожицы.

И очень скоро они домахались – к ним подошли два человека в строгих костюмах с галстуком и проводили в служебное помещение для охранников. Там был учинён строгий допрос, для выяснения: кто они, откуда и с какой целью тут оказались. Из подтверждающих документов у этой парочки туристов было только: две кепки, плавки и один надувной матрас. Сейчас уже не помню всех подробностей, но тот разговор продолжился тем, что их, (практически, в полуголом виде) посадили в чёрную «Волгу» и отвезли в посёлок, где эти горемыки-туристы снимали жильё. Там был проверен паспорт отца и опрошена квартирная хозяйка. Люди в штатском были удовлетворены этим, но записали все личные данные и уехали в своё служебное восвояси. По-моему, всё обошлось даже без составления протокола. Вот такая получилась у моего сотрудника оригинальная прогулка-приключение на «одно место», организовавшая дикарское плавание по морю, шикарно продолженное поездкой на чёрной волге. Хорошо то, что хорошо заканчивается. Вот и верь после этого в зыбкость ржавого металлического заграждения.

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   04.12.2021 15:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.