Размышление над фильмом Феллини Интервью

Свежесть ли восприятия после долгого летнего кинематографического воздержания, или возраст уже сказывается, но вдруг начинаю для себя открывать ФЕЛЛИНИ…  То, что раньше казалось сложным и надуманным, что раздражало своей странностью и замысловатостью, стало вдруг близким, понятным и удивительным одновременно. Словно я вместе с молодым журналистом совершила сказочное путешествие на старом трамвае.
Начало фильма, его полудокументальная завязка с приходом на студию японских репортеров, побуждает нас ожидать раскрытия какой-то загадки. Мы думаем, что сейчас Феллини, милостиво пригласивший нас в свою съемочную группу, откроет нам одну за другой тайны съемочного процесса. Но не тут-то было: студия заполняется туманом, камера воспаряет над пространством, в которое мы хотели погрузиться, и превращается в ... сон МАСТЕРА. Жизнь, как всегда в фильмах Феллини, оказывается фантастическим переплетением фантазии и яви, жизненных реалий и «реальности» кинематографа.
Как известно, самое трудное, что удается сохранить человеку в течение его жизни, - это умение удивляться, и так же известно, что Феллини это умение удалось сохранить, так же, впрочем, как и умение удивлять. Удивление – вот что было моим главным спутником на просмотре «Интервью». Удивлялась тому, чему удивлялся Феллини и тому, как ловко и естественно все сделано, чтобы удивить. И главное – как все похоже на настоящую жизнь. Поворот чьей-то головы, неожиданный вид из окна трамвая… - все это иногда является в жизни какими-то потрясающими открытиями, которые не поддаются слову, только изображению… Иногда, случайная встреча в метро по ощущениям сравнима с неожиданным возникновением индийского слона в окошке трамвая. Но как передать это странное ощущение? На это нужно особенное мастерство. Можно удивить по-голливудски: взять и выкинуть на зрителя махину моста под оглушающий звук фанфар, а можно сделать это так, как делает Феллини: незначительный разговор, ворчание старика в автомобиле и вдруг, в тишине догорающего дня всплывает арка акведука, или старинного Колизея? Разговор обрывается, и вечность неожиданно вторгается в кадр. Такими же ощущениями наполнен другой фильм Феллини – «Рим»: камера пробирается в ночи по столетним руинам и вдруг натыкается на мужеподобную фигуру проститутки, которая тонет в звуке ночных цикад и сама похожа на странный памятник времени.
Что уж говорить обо всех этих странных персонажах, не обладающих эталонной внешностью, но притягательных, по-своему симпатичных? Видишь этих чудаков каждый день в вагоне метро, но только теперь они вдруг вызывают такой жадный интерес, что не отвести взгляда от экрана. Магия… Почти каждый кадр заполнен людьми и от них не тесно. Они – живой, творческий сплав, ткань фильма. Сейчас, когда индустрия фильмопроизводства все больше становится похожа на разработанную машину, где каждая неточность предусмотрена и все просчитано в деньгах и таблицах, живое творчество особенно ценно. Естественность, радушие и детскость персонажей ценны вдвойне.
«Интервью» так и не стало разговором с МАСТЕРОМ, это просто еще один его монолог, его очередная попытка поделиться  с нами этим удивительным миром кинотворчества. Грусть о прошедшем светла, потому что до последних дней у человека остается возможность участвовать в этом мире, творить свой мир, удивлять и объединять людей для создания нового чуда.

2005 г.


Рецензии