Сказка про золотого барана

Среди далёких гор, где вокруг вековые дубы да сосны, раскинулась небольшая, этак с полсотни дворов, деревушка. Избы разбросало по склону горы и создавалось впечатление, будто они карабкаются друг за другом в крутую гору.

В самой крайней избе снизу жил-был пастух. Один-одинёшенек. Жены нет, родители давно померли.

В деревне поговаривают, что знается он с нечистой силой.

Так или нет – нам не ведомо. Только стадо овец у него самое лучшее. Как ни стараются соседи, а у Ивана – так зовут нашего пастуха – овечки самые упитанные, шерсть самая чистая, самая тонкая и самая длинная.

Соседи берут у него на завод и баранов, и овечек, да всё одно таких ни у кого не получается. Вот досужие кумушки и пустили слух, что тут, не иначе, помогают потусторонние силы.

А Иван выгоняет стадо на пастбище ни свет ни заря. Соседи только начинают выгонять отары, а у него овцы уже досыта травки нащипались.

 Солнышко вовсю пригревает. Соседские овечки пасутся по жаре, а у него отдыхают в холодочке. Сыты и напоены.

Вот пасёт как-то Иван своих питомцев на склоне дальней горы.  Вдруг тревожно заблеял баран и ну к ближайшей пещере. Овцы за ним. Собаки подняли лай, носятся по округе, ан никого.

Как ни крутится хозяин, как ни бесятся собаки – не удаётся обнаружить предмет тревоги. Овцы забились в дальний угол небольшой пещеры и блеют. Ближе всех к выходу вожак, огромный такой баранище.

Выставил свои крутые рога и готов вступить в бой с невидимым противником.

Однако помаленьку отара успокоилась, обе собаки у входа в пещеру. Овечки тоже улеглись и мирно дремлют.

Иван садится рядом с собаками, не заметил, как задремал. Через какое-то время  подходит к нему баран и легонько толкает рогами. Открывает пастух глаза, видит, что баран будто кивает в глубину пещеры, приглашая за собой. Хозяин поднимается и покорно следует за вожаком.

Тот приводит в самый дальний угол пещеры. Пригляделся Иван, а внизу пещеры небольшой лаз, только что человеку пролезть. Зато из этого лаза излучается свет, да такой яркий, будто там тысяча свечей горит.

Заинтересовался пастух, подивился, почесал затылок, да и полез в дыру. Метра три прополз, попадает в огромную пещеру.

Метров десять в высоту. Правильный купол. От стены до стены метров сорок, никак не меньше. Посреди купола отверстие, сквозь него солнышко светит. Озаряет пещеру, набитую несметными сокровищами.

Чего только нет! Золото в слитках, драгоценные камни, жемчуга. И всё богатство разложено строго по сортам, по величине.  Золотые самородки чинно лежат в одной стороне, слитки в другой, рубины уложены в золотые вазы, жемчуга возвышаются горками, алмазы сияют отдельно!

Словом, куда ни глянь, понятно, что сокровища не бесхозные.

Кто-то же собирал всё здесь, сортировал, любовался! Ваня наш чуть было не задохнулся от этих богатств. Насладился вдоволь, да и полез к отаре.

Баран смотрит на него укоризненно. Иван ему:

–  Ну что ты сердишься? Ни к чему мне всё это! Посуди сам: куда я с ним? И как людям объяснить, откуда оно у меня появилось? Правду говорю: знатные сокровища! Только куда я? В нашей глуши и купцы-то раз в три года появляются! Одёжа и обувка у меня есть... Пищей Бог не обижает... Что ещё человеку надо?.. А на чужом богатстве счастье не построишь!

Живут  дальше. Быстро сказка сказывается, да ещё быстрей время летит.

Приближалается осень. Лес принарядился разноцветной листвой. Иван за всё время ни разу не приближался к пещере с заветными сокровищами.

Вот как-то раз почудилось ему, будто жалобно блеет отбившаяся овечка Поднимается пастух, направляется в ту сторону. В нескольких десятках метров сбоку по склону горы чужая отара. Во главе юная пастушка. Стройный стан. Волосы ниже пояса. Подкрадывается  поближе и старается тайком, внимательнее рассмотреть незнакомку.

А та поворачивается боком и от её красоты у Ивана голова кругом пошла.
Очи большие, голубые, как небушко чистое. Брови чёрные, что стрелки. Ресницы до того длинные и загнутые, что парню даже чудно стало.

Девушка его не замечает, занимается своим делом. А Иван из кустов любуется, ничего с собой поделать не может, так она его приворожила.

Опять жалобно блеет овечка. Смотрит парень, рядом ярочка. Застряла нога меж двух валунов, вот и зовёт на помощь.

Иван подошёл, освободил из плена. Так как он прекрасно знает собственную отару, то смекнул, что ярочка чужая. Осторожно подталкивает к отаре девушки, поскольку рядом больше ничьих овец нет. А молодая овечка боится, никуда не идёт. Пришлось брать на руки и нести хозяйке.

Завидев незнакомца, девушка пугается и прячется за громадный дуб.

– Не бойся, девица-красавица, я ничего худого не сделаю!.. Забери овечку, а то отбилась от стада!..

Незнакомка робко выходит из-за дерева и кланяется в пояс Ивану:

– Спасибо, добрый молодец!

Слово за слово, разговорились и уже через полчаса отары пасутся рядом. Видно, как парень что-то рассказывает, рассказывает, а та смеётся, заливается колокольчиком.

Оказывается, девушка из их села. А поскольку Иван за работой нигде не бывает, а занимается только хозяйством, постольку даже не всех деревенских знает в лицо.

Девушку зовут Катеринка. Ивану всё в ней нравится: и фигура, и звонкий заливистый смех, даже речь вызывает восторг.

– Словно горный ручеёк звенит! – дивится парень.

Катеринке парень тоже приглянулся. Ладно скроен, видно, что приучен к труду, руки рабочие. Все животные чистые, ухоженные. Добрый хозяин кому-то достанется…

Идёт день за днём. Поначалу вроде случайно, а потом уже и постоянно их отары рядом.

Однажды на её месте оказался старик.

– А где же Катеринка? – любопытствует Иван.

– А зачем тебе? – сердито вопрошает старик. – И откуда ты знаешь дочь?..

– Да мы вместе пасём овечек, вот и познакомились, – отвечает Иван.

– Давно ли?

– Да с месяц, наверное…

– То-то я и гляжу, что раньше она не очень любила пастушкой работать, а тут что ни день, то сама просится.

Иван даже лицом просветлел, будто это его хвалят.

А старик продолжает:

– Смотри, парень, не обижай дочку. Если что – три шкуры спущу. Рот на неё не разевай, есть женихи и побогаче твоего. Хоть  и справный хозяин растёшь, девку не отдам!..

Свистнул своих собак, дал им команду, и подались они в сторону.

Погрустнел парень. Да чего там греха таить: дюже уж полюбилась Катеринка, без неё не может уже и дня прожить.

 А после слов старика совсем худо стало.

Крепко задумался Иван. До того крепко, что и не заметил, как пропала вся отара.

Когда очнулся, рядом ни собак, ни барана, ни овечек. Кинулся туда-сюда, потом опомнился, вернулся на прежнее место, пошёл по свежим следам.

Следы приводят к той самой пещере. Овечки мирно отдыхают внутри, под сводом, собаки, как и положено, охраняют подходы к пещере.

Вздохнул парень облегчённо, садится  рядом с собаками:

– Что же вы, друзья, даже не гавкнули?

Собаки смотрят виновато, лижут руки.

Устал Иван, сомкнул очи. Только придремал, как кто-то толкает в бок.

Открывает глаза, а это вновь вожак приглашает за собой.

Знакомой дорогой пролез Иван в большую пещеру. Сел ровно посередине, головой крутит, сокровищами любуется.

С одной стороны, вот оно, богатство. Только руку протяни – и Катеринку отдадут за него. С другой стороны, не приучен парень чужое брать. А так хочется, чтобы девушку можно бы честью засватать!

Мучился-мучился парень, только душу разбередил. Поднимается, чтобы уйти, замечает в стороне, как из расщелины вдруг спиралью завился сизый дымок, который с каждой секундой становится больше и больше.

Скоро будто вихрем прошёлся по всей пещере, закрутился, завертелся  прямо перед парнем. Потом дым разом осел, и предстаёт перед Иваном мужичок с ноготок.

Сам чёрный с головы до пят, волоса ниспадают до самого пола пещеры да ещё и на метр вбок стелются. Глаза горят жёлтым пламенем.

Парень с перепугу готов в каменный пол врасти.

А мужичок молвит громовым голосом:

 – Не бойся, добрый молодец! Вижу, что не с чёрными помыслами приходишь в мою пещеру! Наблюдал за тобой я и в первый раз, и сегодня. Я лесной дух, повелитель здешних гор и богатств. Давно за тобою наблюдаю. Всем ты пригож, а главное – трудолюбив. Говори, чем я тебе могу помочь за твоё усердие?

– Спасибо. Не надо ничего, – краснеет парень. – Я молодой, здоровье есть, на жизнь хватает…

– Э-э, парень, скромность украшает только девушек! Знаю про твою беду: бери сокровищ в меру, сколько унесёшь! И пусть каждый день тебе улыбается счастье!..

Повинуется Иван, рассовывает по карманам драгоценности, чтобы было с чем свататься к Катеринке.

Воротился домой, словно на крыльях прилетел. Вечером приоделся поприличней, попросил соседа, отца крёстного, и его жену быть сватами к Катеринке.

- Что ты, детка?!. – машет руками крёстная. – Да разве ж Илья отдаст за тебя, голодранца, свою Катеринку!?. Да он спит и видит, как выдаст дочку за проезжего купца…

– Ничего, матушка. Авось, и нам Бог поможет, –  улыбается Иван.

Как ни противились крёстный с крёстной, пришлось стать сватами.

Вот входят они в избу Ильи.

– Хлеб да соль вам, хозяева! – молвит крёстный отец. – Бог в помощь! Пусть в вашей избе не переводятся яства, да будет у вас лад в семье, да сбудутся все ваши помыслы на ваше же благо!

– Проходите-проходите, гости дорогие, – суетится хозяйка. Ей-то невдомёк, что кавалер с дочкою давно знакомы.  Да и сам визит непонятен.

Хозяин потемнел, но виду не подаёт. Как и полагается по традиции, приглашает гостей за стол:

– Прошу за стол, дорогие гости!.. Как раз к ужину поспели!..

Гости чинно усаживаются за стол. Поначалу, как полагается, идут разговоры про хозяйство, про погоду, про планы на будущее. Отведав, как и положено, чарку доброго вина, крёстный встаёт:

– Дорогие хозяева! У вас прекрасная белая лебёдушка, которой пора бы выпорхнуть из родительского гнезда. У нас настоящий орёл, мечта и украшение любого дома. Я предлагаю соединить их судьбы в одну, и пусть они будут счастливы до конца своих дней!..

После этих слов хозяйка часто-часто моргает от удивления. Хозяин же, позабыв правила приличия, громко захохотал. Так громко, что свалился на  лавку и даже ногами дрыгает:

– Нашу красавицу?.. Нашу кровинушку?.. Нашу Катеринку за этого голодранца?.. Ну и потешили!.. Ну и насмешили!..

Иван дождался, пока старик насмеётся, встал, поклонился хозяину, потом хозяйке. Третий поклон отвесил в сторону спаленки, где с замирающим сердцем ждёт родительского решения дочка.

– Зачем же обзываться? Я ж не с голыми руками пришёл! – и кладёт перед хозяевами полгорсти жемчугов, полгорсти алмазов, полгорсти каменьев драгоценных. Да ещё впридачу несколько золотых самородков небывалой величины.

– Да что ты, Илья! Никак ополоумел! – сразу засуетилась хозяйка. – Видишь, люди к нам с серьёзными намерениями пришли! – а сама уже подол поставляет, чтобы смахнуть туда драгоценности.

Илья грохнул кулаком по столу огромным кулачищем, подгрёб Иванов подарок к себе поближе. Подумал, расправил усы и зовёт своё ненаглядное чадо:

– Вот какое дело, Катеринка! Подошло время, пора тебе выпорхнуть из родительского гнезда. Вот купцы пришли с красным молодцем. Согласна ли выйти за него?

– Согласна, батюшка, – покраснев, потупилась Катерина. – Люб мне Иван, день и ночь только об нём и думаю!..

Ну, Илья для приличия смахнул слезу, прикрикнул на свою бабу, чтобы та не ревела. Ясное дело, у мамок слёзы завсегда на первом месте.

– Ну, раз люб тебе Иван, тут ничего не поделаешь, – Илья потирает радостно  руки. – Давайте договариваться о свадьбе.

Уселись рядком, поговорили ладком. Решили, что справят свадьбу после того, как купцы к ним в деревню наведаются. Невесте надо кое-что прикупить, Ивана приодеть, к свадьбе посолиднее подготовиться.

Прошла пара месяцев. Как и положено, отгремела русская свадьба. Всем миром молодым, как и полагается, со временем отстроили новую просторную избу.

Стали они жить-поживать, да добра наживать.

Одному тестю, старому Илье, не спится и не лежится. Одну думу думает: откуда это у зятя столько богатств? Сколько разов пытался у него выведать, да Иван только отмахивается:

– Бог помог!..

Сам зятёк напрочь забыл дорогу к заветной пещере. Он-то наверняка знает, что клад не всегда приносит счастье.

Тогда Илья строго-настрого приказывает дочке выведать зятев секрет.

Вот лежат они в постели, Катерина, боясь отцовского гнева, спрашивает Ивана, откуда у него взялись такие сокровища.

Тот, по простоте душевной, во всём доверяя молодой жене, взял с неё клятвенное обещание молчать. Рассказал всё как есть, без утайки.

И на другой утро, когда ещё не рассвело, Илья уже мчится к заветной горе. По пути проведал зятька, убедился, что тот ему не помешает, спит с молодой женой.

Летит тесть к заветной цели. А за ним какой-то крупный баран увязался.

Вот куда Илья – туда и баран. Илья в гору, баран за ним. Илья вниз, баран за ним. Ни на шаг не отступает. Старик гонит прочь, а тот ни в какую!

Весь день пробегал тестюшка. Место знает приблизительно, точно ведь ему никто не показал. Так до самой темноты провёл время насмарку.

На другой день история повторяется. И баран точно так же за ним след в след ступает. Только и второй день, и третий, и пятый, и десятый проходят впустую. Не даётся клад, хоть убей.

Взялся тогда тесть следить за зятем, думает:

– Рано или поздно пойдёт Иван за очередными сокровищами, тогда я его и выслежу!..

Почти год следил за зятем. Хозяйство позабросил, стало оно разваливаться. На бабьи слёзы отмахивается:

– Да кой ляд эта работа! Скоро и без того разбогатеем!

Иван же, взяв слово с Катеринки, договорился, что они забудут о сокровищах, а потому и не собирается в пещеру.

Так прошёл ещё год, потом третий пошёл. Тесть пообносился, а всё затею не оставляет. Правда, баран, ровно собака, ни на шаг не отстаёт.

Совсем было отчаялся тесть найти сокровища, как пришлось ему однажды спрятаться от дождя в той самой пещере. Так как пещера совершенно пуста, и в ней никого, кроме Ильи да барана, никого нет, после окончания дождя, как только просветлело, лаз засветился необычным светом.

То солнышко, выглянув из-за туч, осветило сокровища.

Обрадовался тесть, руки потирает. Только наклонился он поглядеть вовнутрь, а баран ему так сзади наподдал, что Илья со всего маху головой о стену стукнулся. Еле поднялся:

– Ты что ж это, чертяка? Сбесился, что ли? – а сам норовит опять в лаз попасть.

Тут баран с разгону стукнул Илью так, что у того искры из глаз посыпались. Никак не сладит мужик с бараном. А тот только успевает, поддаёт старому под зад. Таким макаром и выпроводил из пещеры. Да что там из пещеры! Гнал чуть ли не до самого дому.

Ввалился Илья в свою избу, ругается, на чём свет стоит. Рухнул без сил на кровать и заснул. Три дня и три ночи проспал.

А проснулся – руки болят, ноги болят, все суставчики крутит-выворачивает.  Стали пухнуть колени и локти. Совсем занемог старик, а к зиме тихо умер.

Вскорости и знаменитый баран пропал. То ли волки задрали тайком. То ли оступился где и сорвался в пропасть, никто до сей поры не знает.

А Иван с Катеринкой и вправду забыли о сокровищах, будто и не было. Они и сейчас живут счастливо.


Рецензии