Подслушанный разговор

Раннее утро. Тишина в огороде. В соседнем лесочке раздаются птичьи трели. Проснулось Солнышко, расправило свои лучи и послало их на землю: «Пора вставать!» На грядках,
шелестя листвой,потянулось к солнцу всё растительное братство: Капуста, Морковь, Свёкла, Разноцветный Салат, Укроп, Редиска – да мало ли чего было насажено  в огороде. Молодой Лучок вытянул вверх свои пёрышки и радостно прошептал: «Вырос за ночь!»

На соседней грядке его слушал зрелый Чеснок, чуть покачивая головой: «Ну и зелень! Молод, молод ещё, со мной не сравниться!»  Потянувшись, он недовольно пробурчал: «Ох, опять  расправить плечи не дают эти соседи! И зачем только к нам подсадили эту несносную Редиску? Сама в земле сидит, а зелень наверху раскинула. Теснотища!»  Редиска, которую только что назвали квартиранткой, робко помалкивала. Её век недолог: созреет – и на стол, в салат.   «Да, да, - поддакнул Лучок.  – И нам Укроп мешает. Когда его только уберут? А растёт-то, растёт. Недуром из земли лезет». 

Капуста, подрёмывая, молчала. Её вчера вечером обильно полили, ночь была прохладной, она  хорошо выспалась и отдохнула, но вступать в разговоры капусте совсем не хотелось.

Через дорожку живут-поживают Свёкла и Морковь. Им легче: на своих грядах они – хозяева. Квартирантов им не подселили. Разве несколько кустиков Укропа. Но это мелочь, Укроп им нисколько не мешает.
 
В конце огорода на отдельной грядке нежились кустики витаминного Салата. Красавцы! Листья резные, кудрявые, и зеленые, и бордовые. Салат гордился тем, что кто бы ни проходил мимо, обязательно склонялся к гряде и повторял: «Надо же, какая красота!». Правда, эту красоту каждый день нарушали хозяева, когда на завтрак им требовались витамины.
 
На дальней гряде возвышались Бобы. С высоты своего роста они гордо поглядывали на всё огородное братство и радовались Солнышку и наступившему новому дню. Перешёптываясь между собой и обсуждая день прошедший, они недоумевали, почему это их вчера назвали: «Бобохи». Да, в огород вышел мальчик Костя и позвал сестрёнку: «Настя, смотри, какие Бобохи выросли!» Вот несмышлёныши!  Это нашего дальнего родственника зовут Горох, а мы – Бобы. Мы крепко на ногах стоим, не то, что Горох – непутёвый повеса, который вечно ищет какую-нибудь опору. 

На огороде весело. Ни у кого нет секретов, все знают друг про друга абсолютно всё, сообща радуются Солнышку и Дождю, переживают, когда кого-то из них пускают под нож. Но что делать - жизнь есть жизнь.

Перец и Помидоры живут в отдельной квартире. Она называется теплица. Им хорошо: тепло, влаги достаточно, никто их не теснит. Простор. Но всё равно на свободе лучше. Свежий ветерок колышет верхушки растений, обдувает прохладой, над ними вереницей носятся трудолюбивые пчёлы, злые осы, шмели, порхают разноцветные бабочки. Жители теплицы всего этого лишены. Правда, к ним залетают насекомые, но разве сравнить это с настоящей свободной жизнью.
 
Проснулись и Сорняки. Фу, слово-то какое: сорняки!  Не нравится оно Одуванчику. Он – цветок, красивый, солнечный, а главное - полезный. «Ой, девочки, скоро бабушка выйдет, опять будет по грядкам ходить, полоть, нас за головы дёргать. Сколько можно, и так нашего брата осталось всего ничего», - беспокойно прошелестела Лебеда.

«А мне хоть бы что.  Пусть дёргает. У меня корень длинный, глубоко в земле сидит. Нас не выведешь, - заявил Осот, притаившись у огуречной гряды. – Меня уже сколько  раз дергали, а я посижу-посижу, да снова листочки выбрасываю».  «Да уж, ты такой въедливый, как и я, - ответил ему Хрен. – Меня тоже и дергают и выкапывают, а я расту себе да расту». «Ой, значит, мы с тобой братья?», - обрадовался Осот. «Какие братья? – осадил его Хрен. – Ты – сорняк, а я – благородное растение. Да, да, именно, благородное. Меня и в окрошку кладут, и маринуют, чтобы потом подать к мясным кушаньям. А ты!? Вздумал, с кем равняться. Да мне уж в обед сто лет, мелочь зелёная».

У забора красовался роскошный курень Крапивы, которая тут же вступила в разговор: «Меня тоже каждый год пытаются выкорчевать. Вот не понимаю я этих людей. Ранней весной, как только проклюнутся мои первые зелёные листочки, они уж тут как тут: «Ой, крапивка молодая появилась,  пора весенний супчик варить!»  А потом мимо пройти не могут спокойно: «Ох уж, эта крапива!  Дёргай, не дёргай -  всё без толку. Растёт себе да растёт».

Нежные бархатные кустики молодой Лебеды трепетали от страха. Они жили на гряде всего неделю, не знали соседей, не знали нравы и обычаи огородной жизни. «Девчонки, мы такие нежные, хрупкие. Смотрите-ка, на наших головках такие красивые красноватые листочки. Как веночки! И вообще, корешки у нас слабенькие. Чуть дёрнут – и всё, прощайся с жизнью. Неужели мы больше не увидим Солнышка?» - выглядывая из зарослей укропа, говорила одна из сестёр.

- «Нечего было  высовываться на гряде.  Посмотрите на меня: кто увидит Мокрицу? Я лучше по земельке расстелюсь. В тени Моркови да  Свёклы. Под Капустой уж очень славно живётся. Поливают много, влаги - хоть отбавляй. И от Солнышка капустные листья прикрывают. Никакого зонтика не надо», – раздался шёпот откуда-то снизу.
 
– «Да надоела ты нам, Мокрица приставучая, - буркнула Капуста. – На гряде с тобой не прибрано, некрасиво. Да и водички нам самим не хватает. Поливают-то раз в день. А у тебя корней не счесть, и все влагу тянут. И прополке-то ты не поддаёшься».

Молодая и любознательная Лебеда слушала перебранку Капусты с Мокрицей и долго не решалась вступить в разговор.  Наконец, она рискнула спросить Капусту:  «Простите, а Вы не скажете, кого это нам вчера подселили, вон туда, в уголок дальней гряды? Бабушка принесла два цветочных горшка, тщательно подготовила почву, полила, удобрила. Даже из детской песочницы немного песку взяла.   Какие-то благородные растения, не иначе».

- «Да-да, именно благородные у меня соседи появились, такие же, как я, - поддакнул Хрен, который пятью минутами раньше присвоил себе звание благородного растения. – Ещё в прошлом году на этом месте рос мой брат, но его безжалостно выкопали. Правда, я немного надеюсь, что он себя ещё покажет.  Чтобы место не пустовало, сюда посадили комнатное растение Золотой Ус. Понимаете, какой теперь у меня сосед? Золотой Ус! Вообще-то усов я у него не заметил. Молод еще! Да и золотого ничего нет.  Зелёный, как и все мы. Но бабушка очень ухаживает за ним. Даже подпорки поставила, чтобы к земле не клонился».

Разросшийся под Яблоней Чистотел, уже несколько лет не меняющий своё место жительства, многозначительно молчал. Но, немного подумав,  решил рассказать всем, что Золотой Ус – лекарственное растение, и его применяют от разных болезней.
 
- «Да все мы - лекарственные. И про ваши свойства, уважаемый Чистотел, мы наслышаны. Но ведь и я не лыком шит. Заболит у кого-нибудь спина – я тут как тут. Компресс из тёртого хрена и - боли как ни бывало.  Правда, говорят, жжёт очень, но боль-то потом проходит. Это главное», - ворчливо заметил  Хрен.

На тропке тихо переговаривались Подорожник и Одуванчик. «Посмотрите-ка на них, лекарственные они, полезные-располезные. А мы с тобой? Что, разве не полезные? Чуть ранка, царапинка у кого, куда бегут? Ко мне. Подорожник все ранки и царапины вылечит. Я и от кашля помогаю. И ты ведь лекарственный, чего молчишь?»  - «Да я боюсь головой тряхнуть. Чуть что, и лысым останусь, как мои братья. Глянь-ка, вон у забора все голышом стоят. А  ведь какие у них причёски были, настоящие «бабетты».

 - «Да, - поддакнул соседу Подорожник. – Раньше ты был неотразимым красавцем - жёлтым, нежным, мягоньким, пушистым.. Прямо как новорожденный цыплёнок, как Солнышко золотым был.  А тут Золотой Ус!  Зелёный!  Ха-ха-ха! Да ты особо не переживай. Пушинки облетят, а корень у тебя о-го-го. Вы крепко за землю держитесь. Вон смотри-ка, в соседнем огороде какое одуванчиковое братство.  Никто не топчет, не дёргает их».  – «Да это заброшенный огород, поэтому и вольготно моим братьям, - вздохнул Одуванчик. - А я вот тут один с тобой рядом. Остальных под самый корень извели. Скучновато мне с тобой. Пошептаться бы по-родственному, да не с кем.  Завидую я Вьюнкам. Посмотри на беседку, видишь, как они дружно растут.

Действительно, у беседки и у веранды были целые заросли Вьюнков. Они все стремились вверх, прямо по верёвочкам-дорожкам, натянутым до самой крыши. Резные широкие листья создавали в жаркую солнечную погоду приятную тень. Дурея от собственной наглости, Вьюнки локтями расталкивали друг друга, цеплялись усиками за соседние дорожки, переползали туда, тесня родного брата.  – «Чего опять ко мне прицепился, у тебя своё место, иди своей дорогой, - отталкивал нагловатого собрата молодой Вьюнок. – Мне самому здесь места мало. Видишь, какие побеги пошли». Но тот, выпустив свои усики, как локаторы, упрямо разглядывал, куда бы продвинуться дальше: на своей верёвочке скучновато….

Посередине огорода, прямо на виду у всей огородной братии, росло несколько скромных кустиков. В начале лета они всегда бывают  невзрачными и неприметными. Потом разом покрываются  нежными белыми цветами, привлекая к себе завистливые взгляды соседей: «Невеста!» Да,  растение так и называют: Невеста.  Его какое-то время оберегают, им любуются, но приходит время, и его выдёргивают, освобождая место другим растениям. Сейчас Невеста росла одиноко среди кустиков клубники. Она немного волновалась. Кусты клубники покрылись бело-розовыми цветами. То тут, то там появлялась первая завязь, а Невеста всё зеленела в ожидании свадебного наряда.

Невеста-то невеста, а жениха нет. Правда, в прошлом году к её старшей сестре пытался свататься  молодой Лопух, который, непонятным образом, после тщательной прополки остался жить у беседки. Он раскидывал свои широкие объятия, жарко объяснялся в любви, тянулся к Невесте. И дотянулся. Его случайно увидела бабушка и безжалостно выкопала вместе с корнем.  Да так, что и следов не осталось.

Если посмотреть, так в огороде почти одни девочки:  недотрога-Лебеда и скрытная Мокрица, невзрачная Мать-и-мачеха и злая Крапива,  приставучая Череда, Мятлика,  Ромашка, Сныть. А женихи?  Взглянуть не на что. Подорожник – какой-то приземлённый, вечно у всех под ногами путается;  Одуванчик – непостоянный, ветродуй какой-то; Чистотел – едкий, с таким жизнь слишком горькой покажется. Вот  Вьюнок красивый, но наглый; Осот – колючий и некрасивый; Хрен – старый да ворчливый. А Мышиный горошек – слабенький, сам без посторонней помощи на ноги встать не может, цепляется то за Лук, то за Чеснок.  Невеста задумалась и вздохнула: «Эх-эх-эх, видно весь век одной доживать. Вековуха!

Солнышко, молча, слушало разговор огородных жителей и посмеивалось: «Глупые какие, жизни совсем не знают. Радоваться надо каждому прожитому дню, наслаждаться солнечным светом и тёплым летним дождём. Век у растения короток».

Потянулось Солнышко: за день надо заглянуть в каждый уголок, всех обогреть, всем тепло своё подарить, всем улыбнуться.  Расправило свои лучи и - в путь…


Рецензии
Хорошие познавательные сказки пишете.
Даже жаль прабабушке, мне, стало Вековуху!
Доброго здоровья, тогда и сказки в очередь встанут.

Всех благ,
Зоя

Зоя Кудрявцева   19.01.2020 11:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя. Жаль временем не всегда располагаю. А уж сюжетов столько... писать не переписать.

Валентина Колбина   20.01.2020 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.