Послушай совет - доживешь до ста лет

Моей соседке бабе Тасе в феврале исполнилось 82 года. Рядом с ней мы живём лет восемь, и я ни разу не видела, чтобы она болела, не слышала, чтобы она жаловалась на своё здоровье. Всегда бодрая, энергичная, всегда в хорошем настроении. Иногда, отправляясь в магазин, заглядываю к ней и спрашиваю : «Ба- ба Тася, может, Вам надо чего в магазине? Скажите, я возьму». «Нет, - говорит мне соседка, - ничего не надо, да я и сама сходить могу. Прогуляюсь, для здоровья полезно!».

И вот я однажды решила расспросить бабу Тасю, как ей удалось прожить такую долгую жизнь и так замечательно выглядеть, быть всегда в хорошей форме, никогда не унывать. «Неужели она ни разу ничем не болела?» - думала я.

Баба Тася живёт одна и часто приглашает меня к себе в гости «попить чайку, посумерничать», как она говорит, но я почти всегда отказываюсь: нет времени, работа, семья и т.д., а если когда и захожу, то по каким-нибудь делам. И подумала: пригласит – пойду в гости.

Как-то осенью наши деревенские женщины собрались в лес за грибами. Смотрю, и баба Тася с ними. Ушли рано, а вернулись только к вечеру. Соседку свою с полной корзиной грибов и пакетом разных трав я встретила у подъезда. Зашли к ней, она аккуратно выложила грибы в большой таз, залила их водой, и я повела её к себе отдохнуть и поужинать.
Ела бабушка мало, а вот чаю, настоянного на травах, выпила чашки три. Отдохнув и поудобнее расположившись в кресле, она сама завела разговор о том, чем раньше болели и  как лечились, вот тогда-то я и задала свой вопрос: « А вы-то сами болели когда-нибудь? Так выглядеть не каждой сорокалетней женщине удаётся, а вам в два раза больше! А вы такая молодая да бодрая, завидно даже! В чём же секрет?».

Баба Тася улыбнулась и ответила:
- А секрета никакого нет. Жили мы в глуши, в тайге, про врачей только слышали, а видеть их никто и не видел. Мои бабушка и мама были знатными травницами.  Больных травами отпаивали, к ранам травы прикладывали. Если захворает кто – идут к нам, наши никому не отказывали и за лечение никогда ничего не брали. Наговоров и заговоров никаких не знали, а помолятся, осмотрят больного и посоветуют, какую травку пить, какую к больному месту приложить, а то и сами сбор составят да дадут на лечение. Не скажу, что никто не умирал, но помогали многим. Как-то Митяя, соседа нашего, сильно медведь в тайге поломал. Еле до дома добрался. Марфа, жена его, прибежала за бабушкой, та пошла к ним, осмотрела его, дала какой-то травы отпаивать больного, а дома сказала: «Не жилец Митяй. Помрёт». «А зачем траву-то дали, если не поможет?» - спросила её мама. «Сильная боль уйдёт, легче на время станет, помрёт спокойно», - ответила бабушка.
В своей семье мы всегда пили отвары разных трав. Шиповник, листья малины, смородины – это как закон. Семья была большая, восемь человек. Бабушка утром заваривала большой бак травки, настаивала часок-другой, и пили мы её как воду. На сырой воде обеды варили. Я её и сейчас не пью, только «травяную заварочку». Лучше – каждый день свежую, в тёплом виде или как чай. А чай хорош с мёдом! И тебе советую! В воде сейчас вон сколько примесей всяких. Кипятишь чай, а осадок-то какой! А травка все микробы убьёт, а витаминов в водичку напустит, лечись – не хочу!

Пока баба Тася рассказывала  обо всём этом, я решила узнать у неё какие-нибудь самые доступные рецепты «молодости и силы". «Баба Тася, - говорю я ей, - дайте какие-нибудь рецепты, советы для пожилых людей, как подольше прожить без болезней, как победить слабость, какие общеукрепляющие природные средства можно принимать, чтобы всегда быть в отличной форме, в хорошем настроении».

-Во-первых, надо больше двигаться, даже если и ноги болят. Плохая погода – по комнате ходи. А я и в мороз, и в дождь по улице гулять люблю. Полчасика прошёлся – заряд на весь день. Во-вторых, обливаться водой, в нашем возрасте – не обязательно холодной, можно комнатной температуры или чуть тёплой, можно только утром, а лучше – утром и вечером. Боишься обливаться или почему-то не можешь – оботрись мокрым полотенцем, но намочи его в горячей воде, а потом насухо вытрись мягким, пушистым. Летом утром ходи по росе. И ноги меньше болеть будут, и грибок с ног пройдёт, если он есть. Ходи осторожно, чтобы не пораниться, а если на камешек наступишь, так это не беда, наоборот, нервную систему укрепишь. Сначала неудобно, потом привыкнешь, зимой этого не будет, так вспомнишь. В-третьих, есть поменьше, но почаще. И пить лучше настои и отвары трав, только знать нужно, кому какие можно, а какие нельзя. Да об этом сейчас много пишут. А именно для нашего брата, то есть для пожилых людей, я бы дала такие рецепты. Они годятся всем, даже тяжелобольным и ослабленным.

Крапивы майской 200 г залить 0,5л водки или спирта, горлышко завязать марлей или тряпочкой и на сутки поставить на окно, а потом ещё неделю подержать в тёплом и тёмном месте. Процедить, отжать и пить по одной чайной ложке за 30 мин. до еды, а последнюю ложечку – перед сном. Выпить надо весь настой. От него и сердце лучше работает, и состав крови улучшается, и склероз меньше мучает.

Плодов шиповника сухих 2 столовые ложки измельчить, залить 0,5 л воды и прокипятить на слабом огне 10 мин. Настоять, процедить, отжать и пить в течение дня с мёдом. Это и общеукрепляющее средство, и при инфекционных заболеваниях хорошо помогает. Но в настое, приготовленном холодным способом, витаминов сохраняется больше. Надо 2 столовые ложки плодов измельчить, залить кипячёной водой и настаивать 10-12 часов. Пить так же, как чай с мёдом.

Отрубей пшеничных или ржаных столовую ложку с верхом залить двумя стаканами воды. Кипятить 30 мин., помешивая, затем добавить столовую ложку мёда и дать покипеть ещё минуты три. Принимать по 50 г 3-4 раза в день в тёплом виде. Больному станет легче, прибавятся силы, энергия.

Вот такая у меня соседка баба Тася. Много полезного она мне ещё рассказала. Например, какие меры надо принимать при отравлении грибами. Но об этом – в следующий раз. А сейчас хочу сказать ей спасибо за рецепты, а всем, кто захочет воспользоваться данными советами, пожелать здоровья, сил, бодрости, жить долго и не болеть.


Рецензии