Миллион на пропитание

     Не выходит из головы предложение Михаила Барщевского, как нам организовать борьбу с коррупцией среди власть имущих и их наёмного аппарата. Смысл идеи, если перевести на балалаечный язык: воруют чиновники, берут взятки, делают «откаты»; а мы ударим по этим порокам, увеличением их денежного содержания. Как считает Михаил Юрьевич, чиновник, боясь лишиться значительно возросшего официального дохода… перестанет брать взятки. А ну как всего лишат.

     Злоупотребления бюрократии сегодня угрожают национальной безопасности России (уже мозоль на языке - долдонить истину), где ежемесячно выявляются тысячи фактов взяточничества. Годовые поборы, скажем, на рынке строительства уже исчисляются миллиардами долларов. В конвертах брать опасно. Лучше через «доверительные» фирмы. Пришлось как-то регистрировать предприятие. Пишу устав, прихожу в нужный регистрационный отдел. Там цокают языком и выражают сомнение в быстром решении вопроса. Потом подсказывают, есть одна, мол, стряпчая контора, закажите устав у них, и всё будет в порядке. Заказываю. Отваливаю кучу денег. Они в типовой бланк вносят название предприятия и мои ФИО. Принтер вжикнул, через пять минут документ готов. Правда, нам заниматься столярно-плотницкими работами, а в бланке записана торговля и международные операции. И нахрена нам эти международные заморочки? Успокаивают: иди, все в порядке. Точно: чиновница из того самого отдела даже читать не стала, шлёпнула печать – гуляй Вася. Поехал в Новокузнецк брать лицензию. А там: зачем вам туда-сюда ездить, мучиться? Платите, и наши специалисты «помогут» быстро составить документ. Называют сумму – у меня сносит крышу. Нет, говорю, мне бы желательно помучиться. После такого разные нехорошие мысли начинают лезть в голову.

     Теперь вот прикидываю: это ж, какую зарплату надо начислять обладателю тёплого министерского места (а равно замовского, помовского, начотделовского и прочая), чтоб тот с гневом отвергал миллионные подношения? И какую зарплату – чиновникам тутошним? И сколько еще нужно недодать шахтерам, слесарям, техничкам, чтобы насытить отдельных граждан, извлекающих, прямо скажем, нетрудовые доходы.

     Провожу опрос прокопчан (это мой райцентр). Ну, какой опрос, так, поговорил с народом. Из одиннадцати граждан десять «проголосовали» против повышения денежного довольствия работникам аппаратов. Эффект от такой сомнительной формы борьбы с хищениями и мздоимством нулевой – считают они. И только один респондент, машинист насосной станции «Водоканала» Любовь Ивлева, согласна с Барщевским. Правда, прозвучало это как-то иронически:

     - Ну, конечно же, надо повысить их оклады. Пусть хотя бы они живут лучше. А воровать и брать взятки всё равно будут. И не бюджетный это вопрос, а нравственный.

Прокопчанин Валерий Чуфенёв убежден, что тупое увеличение зарплаты на взяткоопасных участках ничего не решит.

     - Не чиновникам нужно увеличивать зарплату, а о рабочих подумать, - сказал в беседе со мной Валерий Александрович.

     И в продолжение этой мысли: может и учителям положить оклад, скажем, тысяч сто двадцать, чтоб за экзамены втихую не брали; гаишникам, милиционерам, следователям чуть побольше, чтоб тоже себя соблюдали? Кто там еще? Сантехникам и жэковским слесарям тысяч по восемььдесят хватит (только без обид) чтоб сгоны и вентиля не тырили. Кондукторам по шестьдесят тыщ начислить – пусть всех обилечивают…

     Эксперимент по повышению доходов аппарату управления проводят ежегодно. А результат отрицательный. Сделай им зарплату двести тысяч, наворует и намздоимствует на пятьсот тысяч. Положи этим ребятам пятьсот тысяч – хапнут миллион.

     Проблема, думаю, вовсе не в низких зарплатах. В Японии, Корее, США проворовавшихся чиновников садят в тюрьму, в Китае расстреливают. У нас В. Ковалеву, экс-министру юстиции, за миллиардные хищения из госказны дали девять лет (!) лишения свободы… условно. Он обоссался от смеха. Теперь вот, говорят, и проворовавшиеся чиновники из военного ведомства тоже активно закупают памперсы. Там тоже хорошо воруют, поэтому готовятся досыта похохотать, когда будут зачитывать "условные" приговоры - памперсы пригодятся.


Рецензии
Упомянутая Вами «...Любовь Ивлева… иронически» произнесла очень точные слова - «…вопрос (этот) - нравственный». Ворюга не боится закона, потому как блюстителей закона он заранее купил или уверен, что купит. Если бы его осудили близкие люди (родители, дети, друзья…), вот тогда бы он крепко задумался. Осуждение близких гораздо страшнее норм закона. А осуждения-то и нет, потому что в душе они такие же ворюги. Что в гениальном «Горе от ума» беспокоит одного из главных героев - «Ах, Боже мой, что будет говорить княгиня Марья Алексевна?"

Вячеслав Новичков   09.05.2025 22:18     Заявить о нарушении
Должен с вами согласиться, что осуждение близких страшнее закона. Отсюда - более эффективно. Но общество (самое близкое) к сожалению к этому не готово. Поэтому и пишутся пока законы тюремно-зоновские. В надежде на неподкупность фемиды.

Александр Матвеев Керлегеш   10.05.2025 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.