Физика - любовь моя

На написание рассказа меня вдохновили миниатюры Николая Шурика о физике:   http://www.proza.ru/2013/01/07/360;   http://www.proza.ru/2013/01/06/269;   http://www.proza.ru/2012/05/29/968.



                Физика у нас началась в 7 классе. Преподавал мужчина, что для школы редкость, однако я даже не могу вспомнить его имени. Не могу сказать, что объяснял он непонятно или неинтересно. Вроде всё было нормально, и предмет сразу понравился, но как-то слишком обычно проходили занятия, а я к тому времени уже была знакома с «Занимательной физикой» Перельмана и ожидала от школьного предмета чего-то большего, чем просто уроки.

                Настоящее знакомство с физикой состоялось в 8 классе, когда у нас появилась новая учительница Маргарита Александровна. Значительно позже я поняла её секрет: она применяла нестандартные методы, чем сильно отличалась от большинства  учителей середины ХХ века, работавших по установленной схеме: организационный момент, опрос, объяснение, закрепление, задание на дом. При этом, как правило, преобладал опрос, превращавшийся в допрос. На физике всё происходило иначе. Урок мог начаться с неожиданного вопроса или с рассказа о каком-то явлении, плавно переходящего в изучение новой темы. Попутно кто-то мог получить оценку, кто-то – стать помощником учителя. В классе было всего два мальчика, оба не испытывали к физике ни малейшего интереса. Девочки и вовсе были не в восторге от задач не из учебника  и непомерно высоких требований. Поэтому моего отношения  к предмету и учительнице никто в классе не разделял.

                В конце учебного года я начала вести дневник, в котором нашлось место и для уроков физики. Эти записи очень помогли мне через 13 лет, когда  педагогика сотрудничества только набирала обороты, а я, имея техническое образование без педагогического, начала преподавать технические дисциплины. Не имея понятия  о принципах, формах и методах обучения, я просто построила свои первые уроки, так, как это делала Маргарита Александровна. И это оказалось правильным началом.

                Но это было потом, а тогда, в 8 классе, выбирая будущую профессию, я разрывалась между любимыми предметами. Кем быть: писателем или физиком? Поверьте, отличнице сделать выбор намного тяжелей, чем хорошисту или троечнику. А тут ещё и учительницы старались помочь, подчёркивая мою склонность то к математике, то к географии. Вовремя подоспела и дискуссия о физиках и лириках в «Литературной газете». В конце концов, я поступила после 8 класса в техникум на отделение «Технология пластических масс», приняв во внимание некоторые личные обстоятельства и дополнение, сделанное Никитой Сергеевичем  Хрущёвым к ленинскому  лозунгу: «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны плюс химизация народного хозяйства».

                В техникуме физику преподавал лирик. Это был прекрасный человек. Он писал стихи, хорошо пел, занимался лыжным спортом, рассказывал много интересного о жизни. Но не может же человек быть совершенным во всём, даже если он учитель. Были и у него слабые стороны. Во-первых,  физику объяснял «так себе», во-вторых, дисциплину на уроках не мог поддержать. Так и получилось, что во время учёбы в техникуме интерес к физике поддерживался не на самой физике, а на технической механике, теплотехнике, электротехнике, физической химии и других уроках.

                Но на следующем жизненном этапе мне вновь пришлось столкнуться с физикой в её традиционной форме. В институте я училась заочно, работая по специальности. Многие предметы были знакомы, но физику в таком объёме мы не изучали. Сессий в институте не было. Выполняли контрольные, ездили раз в неделю на лабораторные, потом  на работе оформлялся учебный отпуск в удобное для заочника время  из расчёта 3 дня на каждый экзамен. Пока не принесёшь справку, что эти экзамены сданы, следующий отпуск не получишь. Иногда приходится слышать нелестные отзывы о заочном обучении. Испытав на себе все его плюсы и минусы, могу только сказать, что ни одной оценки не было поставлено «по блату», за деньги или ещё каким-либо обходным путём. Это не только мой личный опыт, со мной учились ещё несколько выпускниц нашего техникума, потом появились знакомые по совместным лабораторным работам – никто не мог «проскочить» просто так, не изучив предмет. Разумеется, это касалось и физики.

                Но однажды мне всё-таки предложили сделать некоторое снисхождение на экзамене. А случилось это так. Ехала в электричке  из института, читала какой-то учебник. Напротив – мужчина, тоже с книгой. Спросил, на каком я курсе, зашёл разговор о физике. Потом он представился.  Ничего себе, знакомство…Его фамилия стояла на обложке того учебника ядерной физики, который мне предстояло изучать. Видимо, учитывая тот факт, что физика – не женская наука, он сказал, чтобы я  записалась сдавать экзамен именно к нему и напомнила о нашем разговоре, а он не будет  задавать много вопросов.

                Почти год я пыталась понять ядерную физику. Похожее состояние было когда-то при попытке представить себе бесконечность. На этот раз представить надо было нечто бесконечно малое, да ещё и движущееся по своим законам. Сейчас уже не помню, что именно я  учила в тот день, но хорошо помню, как в какой-то момент почувствовала, что это предел моих возможностей. Что-то в моей голове сдвинулось с места, и если бы я продолжала «вникать», то просто лишилась бы рассудка. Я ощущала себя сломавшимся от непосильного задания роботом, вышедшим из строя механизмом… Надо было немедленно выбросить всё это из головы, но сначала сдать экзамен. И на следующий день я пошла сдавать. Тому самому автору учебника, с которым почти год назад ехала в электричке. Конечно, он меня не узнал и «гонял» по всему курсу. А я сочла возможным напомнить о нашем разговоре только после того, как он поставил в зачётку пятёрку. Это был мой последний экзамен по физике, но не расставание с ней. Ведь она, как материя и энергия, просто видоизменяется, проявляет себя в самых разнообразных жизненных ситуациях  и никуда не исчезает.


Рецензии
Как здорово, что "пятёрка" получена была не "по знакомству"! И как здорово, что физика видоизменяется под Вашим, Валерия, пером, становясь то точной дисциплиной, то лёгкой ироничной вязью слов, вселяющих в читателя оптимизм и уверенность в том, что у "правильных" людей всё в жизни правильно!

Нина Веселова   24.06.2017 23:35     Заявить о нарушении
Да, та честная пятёрка была особенно ценной, потому что в любой момент я могла напомнить преподавателю об его обещании, но не сделала этого. А физику и сейчас люблю и стараюсь замечать вокруг себя все её проявления. Спасибо Вам за внимательное прочтение и содержательный отзыв.

Просто Валерия   01.07.2017 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.