Со слезами на глазах. Размышление в день победы

     2 мая мы взяли Берлин! В этот день в наш дом созвал агитатор жителей и долго говорил о последних событиях на фронте. Мне казалось, что говорил он очень скучно, ведь ясно было, что войне приходит конец, и все ждут, все ждали этого четыре года, четыре тревожных, горестных, героических  года! В моей семье никто не воевал, но война принесла нам немало горя и несчастья, погибло и пропало без вести немало друзей и знакомых. Этот день 9 мая ворвался к нам голосом радио, голосом Левитана, особенно строго торжественным и радостным. Война кончилась! Наконец-то она кончилась. В ворота радостно забарабанила мамина подруга - Война кончилась!
     Мы полны надежд. Вся жизнь скоро изменится, все пойдет к лучшему! Уроки в этот день отменили. Погода сияла вместе с нами! Не помню,  как я торопилась в школу, я учусь в шестом классе. Сердце переполняла радость, и чувства сливались в стихи!
     Почему так ярко светит солнце, почему такое небо синее!
     Потому, что в этот день весенний к нам пришла Великая Победа!
     Жаль, что их я никому не показала и не записала.
     Радости не было предела. Бодрые и счастливые мы шли на демонстрацию, на нашу Красную площадь в Солигаличе. Песни, казалось, вырывались из самого сердца, а вечером слушали по радио самый громкий, самый торжественный салют из всех орудий.
     За всю свою долгую жизнь, а мне уже 82 года, я не помню такого единства чувств и всенародной радости, как в этот майский день 9 мая! Сравниться с ним может только 12 апреля, когда объявили - Человек в космосе!». Помню, что я приникла к радио (телевизоров в 1961 году еще не было) и слушала эмоциональный репортаж с Красной площади о встрече Юрия Гагарина в Москве. Мне тогда запомнился один из лозунгов «Чур, я второй!» Очень бы хотелось узнать, как сложилась судьба автора.
     9 мая радости не было границ! Все были полны надежд – скоро все изменится, главное, не будут убивать людей, найдутся без вести пропавшие. Вся жизнь изменится. Радовались и праздновали все по-разному: пели, плясали, выпивали.
     Радостно-печальным был праздник у вдов и сирот войны. По рассказам моей свекрови, собрал агитатор жителей их квартала, горсовет выделил на праздник небольшую сумму денег, и собрались, в основном, все больше вдовы. Собрались, выпили горькую чарку. Порадовалась моя свекровь, что второй её сын (ему восемнадцатый год) не пойдет на войну, останется жив. Послушали агитатора, порадовались за Победу и выпили на помин души своих погибших сыновей и мужей. И радовались и плакали. И праздник, и поминки. Воистину праздник со слезами на глазах.
     День Победы - праздник для живых! Ветеранов войны мы поздравляем и чествуем! Они заслужили. Мы им обязаны жизнью. А погибшим, наверное, мы обязаны ещё больше. В семье моего мужа погибли трое: отец, брат и дядя. Безвестные их могилы прорастают травой от Подмосковья до Венгрии. Они отдали жизнь за победу. Однако не заслуженно забыты сироты войны, наверное потому, что их в России слишком много. Приходилось мне с горечью замечать, как придя в магазин, повзрослевшие сироты недоуменно удивлялись, что холодильники, обои, линолеум, краски, мебель – только  для ветеранов войны… Не отсюда ли злобно-насмешливое «вовки». Стыдно и печально.
     На сирот войны, в основном, легли трудные послевоенные годы. Большинство сирот, особенно мальчики, не получили образования, пошли работать с пятого, шестого класса. Ученье с восьмого класса после войны было платным,  учебники тоже были очень дороги. Так, из моего класса только один мальчик окончил 10 классов и двое шесть. Они никогда  не пользовались никакими льготами, им не хватало отцовской поддержки. Их остается совсем немного, почти никого. Первый президент России Б.Н.Ельцин издал в свое время указ о признании всех лиц старше 1931 года рождения тружениками тыла без всяких доказательств. Однако, это не выполняется. Всегда при встрече президента с народом я задаю этот безответный вопрос, хотя нас уже почти не осталось.
     Война оставила глубокий шрам в душе народа. Больше всего боялись и не хотели войны, не хотели новой  войны. И когда  бывало трудно, приходилось подписываться на государственные займы, отдавать двенадцатую, а иногда и одиннадцатую зарплату (рабочим и служащим), а жилось тяжело, магическую силу приобретали слова «лишь бы не было войны».
     С высоты своих 80 лет не хочется лукавить, хочется говорить правду. Я десять лет была агитатором в деревне. Когда у меня кончались слова убеждения, приходилось напомнить, что это нужно для того, чтобы не было войны. Приходило понимание, соглашались.
     День Победы – праздник всего народа и для  молодых и для стариков. С горечью замечаешь, что их, главных героев, участников войны, остается всё меньше, редеют  их ряды.  Довелось мне в 70-х годах побывать в Калининграде, где, вероятно, до сих пор  стоит памятник  Шиллеру, на нем рукой советского офицера сделана надпись « Это Шиллер, не трогать», и такая же на могиле Канта. Наши солдаты воевали с фашизмом, но уважали и ценили немецкую культуру. В этот праздник часто вспоминается мой коллега, учитель Константин Сергеевич Солнышков, весной 45-го года он участвовал в штурме Кенигсберга, в разведке ему пришлось несколько дней стоять по шею в холодной талой воде, он дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге. Жаль, не довелось ему праздновать победу в Москве на Красной площади. Особенно, с глубочайшим почтением отношусь к фронтовикам, тем, что побывали на передовой, шли в атаку, мерзли в окопах, не по своей вине оказались в плену, побывали в штрафбате, получили ранения в самом начале войны и не увешены орденами. Честь и хвала им! Честь и слава!


2012 г. г. Кострома


Рецензии
Лично я НЕ-праздную "День Победы",
ибо я тут НЕ-причем, это НЕ-мой Праздник,
нету тут никакой моей Заслуги.
Это мои Родственники воевали – это их Победа!
Они – молодцы! Они – Герои!
А я – нет. Я НЕ-воевал. Я для той
Великой Победы – НИ-чего НЕ-сделал.

Мои Принципы просты, например:
Чтобы чем-то гордиться
– нужно самому Успехов и Побед Добиться.
------------------
Я отмечаю (без Алко-пойла) свои Победы,
свои Успехи, которых я сам Добился.
=====================
Подробнее см. Проза.ру:
Сюткин Петр, Трактат №253-б,
— "День Победы."
* * *

Петр Сюткин   03.12.2022 02:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.