Советская граница и жизнь под замком - 14
В очередной массе почты, пришедшей в редакцию, мы нашли снимок улыбающейся женщины и примерно трёхлетнего мальчугана. К фотографии было письмо со следующим текстом: "Уважаемая редакция "Родины"! Посылаю вам фотографию, которая была сделана более 15 лет назад в Тарту на Тоомемяэ.Это фото единственная память о моей дорогой маме Берте Миикрес, которая уехала в сентябре 1944 года, за пару дней до освобождения Таллина, из Эстонии. Надеюсь, что публикация этой фотографии в вашей газете поможет мне в поиске мамы."
Корреспондент "Родины" навестил отправиталя письма и фотографии. /---/
Почти ничего о матери Рейн не помнил, но это не мешало ему думать о матери. И думы посещали его часто.
Что подвигнуло осторожную официантку тартусского кафе Берту Миикрес покинуть родину, это уже и не важно. Важнее то, что её сын Рейн в течении этих годов вырос в серьёзного, чистолюбивого мужчину.
На нашей земле нет брошенных сирот, потому что о детях без родителей постоянно завотится народ и государство. /----/
Вот! Из Рейна Миикреста вырос настоящий человек. Что ещё можно желать? Но нет, в жизни не всё так просто, как кажется сначала. Сердечные раны не зарастают быстро и маму тяжело забыть даже тогда, когда помнишь её очень туманно, как помнит свою маму Рейн Миикрес.
Что же помешало Берте выполнить свои материнские обязанности? Что держит её на чужбине? Хорошо ли она там себя чувствует?
Рейн Миикрес не знает этого. Он ждёт свою маму домой. Вернулась же тётя Сильвия, которую гитлеровцы интернировали в Германию, назад в Эстонию, вышла замуж и растит свою маленькую дочку Марию.
Так Рейн Миикрес надеется скоро увидеть свою маму. И именно сейчас,когда он начинает свой путь в открытую жизнь. нужен мамин совет,её опыт и слова поддержки!!
(Декабрь 1958 года. Газета "Родина". Статья Э. Саара "Начало дороги." Э.Т)
Рабочие ездят на работу на автобусе.
Ох, сколько мне надо увидеть в Кохтла-Ярве!! Четырнадцать лет прошло, как уехал оттуда.
Сколько фабрик построено! Нас провезли по всем, чтобы показать то, что нас интересовало. Не заботились хозяева заводов и шахт в довоенной Эстонии о том, чтобы сделать для рабочих на площадях фонтанов и клумб с цветами, а теперь это есть на каждом шагу, на каждом заводском дворе.
Также тогда не было и столовых. Жильё для рабочих, страшные бараки, строили раньше сразу под боком у фабрик, там, где пыль и сажа забивали дыхание. А дома чиновников строились в тени деревьев, на свежем воздухе.
В современных модных и красивых домах рабочих есть водопровод, газ и ванные комнаты. И что самое важное - жилые кварталы построены в отдалении от фабрик и шах, там, куда заводская пыль не долетает.
Рабочие ездят на работу на автобусе!! Насколько я помню, раньше в Кохтла-Ярве был один или два автобуса, автомобилей не было вообще. Идите и посмотрите сейчас,сколько ездят по Кохтла-Ярве автомобилей и автобусов!
Также не было раньше в Кохтла-Карве ни одного ателье мод или магазинов модной одежды, а сейчас их можно увидеть везде. Особенно магазины для малышей - кто так раньше думал о рабочих? И товара? Да сколько хотите!!
Улицы прямые и широкие, посередине газоны с цветами и фонтанами.... Люди одеты хорошо. Невозможно отличить рабочего от служащего. Вызывают смех письма, идущие из Канады или откуда то из других стран, где на чужбине живут беженцы, которые гордятся своими домами и машинами (естественно,купленными в кредит). Они верят, что в Советской эстонии невозможно построить себе дом!!
Бред!! Придите и посмотрите! Никогда раньше в Эстонии не строилось столько индивидуального жилья, как сейчас. Каждый находящийся на чужбине должен честно сказать, что счастье надо искать на своей родине.
В Эстонии люди ходят в красивой одежде. Их не пугает безработица. Ихняя жинзь материально от всего защищена.
Может быть кто то и считает, что всё это только пропаганда, что я пишу. Нет, я хочу,чтобы все знали стыдливую ложь той пропаганды, которые распространяют эмигрантские лидеры о Эстонии. Я посетил Эстонию и вернулся назад, без всяких препятствий и преград. Я жил и передвигался в Кохтла-Ярве абсолютно свободно и никто за мной не следил и никто не беспокоил.
ПО любому это был наш самый лучший отпуск.
(Январь 1959 года. Газета "Родина". Из статьи Хельйо Вернер, живущей в ГДР, как она провела отпуск с мужем и дочкой в ЭССР. Э.Т)
Вы хотите поехать туда, где вас расстреляют?
Осенью 1944 года Март Коовит покинул родину, поверя в фашистскую болтовню, уехал в Швецию. Из банковского работника в Швеции он стал посудомойкой. В 1956 году Март Коовит вернулся из эмиграции в свой родной город Пярну.
О чём же мы разговаривали с Мартом Коовитом? У нас был разговор о безработице в Швеции, высокую плату за квартиру и так далее. Он вспоминал свои года эмиграции. /---/
Моора. 1953-1955 года.
Снова кухонный работник в гостинице. Зарплата 130 крон в месяц, но в дополнении к мойке посуды должен ещё чистить картошку и много другой работы.
Тоска по родине становится невыносимой и зимой 1955 года он обращается в посольство СССР, чтобы получить разрешение для возвращения на родину.
Рассказывает, как честный человек, всё хозяину. На следующий день приходит полиция. Коовита арестовывают и увозят в полицейское отделение.
Далее которкий диалог.
Офицер полиции: "Хотите уехать в Совестский Союз?"
Коовит:"Да, разрешение у меня уже есть. Скажите, зачем меня сюда привезли?"
Офицер:" У вас с головой не в порядке. Хотите поехать туда, где вас расстреляют."
Марта Коовита отправляют под надзором полиции в психбольницу. Диагноз: "ненормальный".
Когда мы закончили разговор с Мартом Коовитом, он попросил передать через газету приветы своим знакомым в Швеции. "Но тем", добавил он "которые меня запугивали и ставили препятствия, напомню, что всё это бесполезно. Каждая птица лювит своё гнездо. Кукушек унас мало."
(Январь 1959 года. Газета "Родина". Из статьи Сыеруэра "Каждая птица лювит своё гнездо." Э.Т)
Свидетельство о публикации №213010901756