Советская граница и жизнь под замком - 16

Финны хотели продегустировать ликёрную начинку поварёшкой.

Отто Кубо:
"Калев" представлял из себя своеобразный показательный завод, куда партия и правительство осмеливалась посылать иностранцев, приезжающих через общества дружбы. Принимающая сторона должна была быть осторожной, чтобы не случилось прокола.
За самый маленький пролёт при приёме иностранных гостей и общении с ними следовало строгое наказание. Обычно в иностранной делегации находились те, кто не чувствовался иностранцем, но острым взглядом наблюдал за всем происходящим.
Когда была запущена морская линия Таллин-Хельсинки, на "Калеве" стали бывать особенно много делегаций из соседнего государства. Как бы и языкового барьера особо не было. Ну и в делегациях случалось в приподнятом настроении такое,что некоторые пропадали, гуляя по территории завода. Мы, как принимающая сторона, отвечали за всё это головой. Потому и бегали по всему заводу, отыскивая эти пропавшие души.
Иногда мы находили эти души в приподнятом настроении, например, в шоколадном цехе, торгуясь, можно ли продегустировать ликёрную начинку поварёшкой. В шоколадном отделе делали конфеты тучной работы и туда всегда отправлялись приятные девушки с "золотыми" руками. Иногда случалось, что некоторые гости уже не могли стоять на своих ногах или появлялась необходимость отвести их в медпункт.
(Отрывок из книги о истории фабрики "Калев" научного сотрудника Отто Кубо.)

КЕККОНЕН В КЯЯРИКУ.

Кекконен в Кяярику - мужчина с другой планеты.

Энно Таммер:
Посетивший в марте 1964 года Эстонскую ССР президент Финляндии Урхо Калева Кекконен, превратился после своей поездки в Кяярику в живую легенду, а народная молва окрестила именем Кекконена лыжную трассу и баню, в которой президент лидал воду на камни и пил водку.
Комическая сторона визита финского президента в ЭССР основывается на воспоминаниях бывшего с ним тогдашний заведующий кафедрой лыжного спорта Тартусского Университета Хейно Тидриксаара, тогдашнего декана кафедры физкультуры ТУ, тренера по десятиборью Фреда Куду и, находившегося в то же самое время в Кяярику доктора Юло Лепа. Ихние воспоминания были опубликованы в "Вечерней газете" в 2001 году.

Кекконен умчался вперёд.

17-и километровая лыжная трасса не должна была проходить мимо каких либо хуторов или деревенских домов,поскольку у Кекконена была привычка заходить во дворы и хутора, чтобы немного поболтать. Но советские спецслужбам не нравилась эта привычка финского президента. Для возможного сокрытия деревенских хозяйств было привезено много машин с ёлками, которые и втыкнули в снег вдоль трассы.
Так называемым президенстским свитом в Кяярику сделали кабинет заведующего базой Кяярику, который полностью опустошили от кабинетной мебели,заменив всё это коврами и ночными лампами.
Всё как бы уже сделано, когда кому то стукнуло в голову: а где же туалет?! Ведь нет уверенности, что финский президент пойдёт удовлетворять свои малые и большие потребности в общей туалетной комнате.
Быстро нашли решение по-советски. Перед кабинетом был коридор, в конце коридора построили стену, в угол поставили унитаз. Трубы вывели через стену, сверху поставили бак с водой. Когда Кекконен уехал, всё это было разломано.
Так что в дополнении к бане Кекконена и лыжной трассе имени Кекконена надо бы добавить и туалет Кекконена.
12 марта после обеда Кекконен приехал на базу Кяярику, удивив всех своим поведением. Все ждали, что Кекконен немного отдохнёт и только потом поедет кататься на лыжах. А он появился из за угла дома, сразу вошел внутрь, вышел вместе с Хейно Липом, надел лыжи и рванул вниз с горы.
И тогда проснулись другие - работники госбезопасности, телохранители,помощники. И быстро рванули вдогонку. Очевидцы помнят, как в воздух поднялась снежная пытль, в которой можно было разглядеть мелькающиемешок с красным крестом и даже револьвер!! В длинном пальто и с фотоаппаратом телохранитель, приехавший из Финляндии, завалился набок, раскидав свои вещи по снегу.
Когда разбросанные по снегу вещи собрали, Кекконен уже пропал из виду. За Кекконеном погнал вниз с горы и на лыжню Арнольд Греен ( в то время министр иностранных дел ЭССР), Фреду Куду и различные чиновники.
Финский президент был прекрасным лыжником и гнал вперёд в быстром темпе. Многие так и не смогли его догнать. В полной беде были местные сотрудники госбезопасности и телохранители президента.

КГБшники хорошо различались.

Высланных на лыжную трассу сотрудников КГБ можно было легко отличить от других, потому что у них выли,прикрепляющиеся ремнями к сапогам, старые советские военные лыжи. Эти лыжи совсем не желали держаться на ногах, не говоря уже о гонке за президентом.
В ообщем то деятельность сотрудников госбезопасности в глаза не бросалась, но все знали, что лыжная трасса Кекконена была окружена сотрудниками.
В распоряжение Тидрксаара были выделены тщательно отобранные 25 студентов, все в одинаковой одежде. Задача студентов была хлопать Кекконену на старте, посреди трассы и на финише. Для пеиветствия Кекконена завербованная группа хлопальщиков должна была быстро передвигаться через кусты, срезая углы, чтобы успеть с места на место.
Между кустаи наравилось лавировать и Хейно Липпу, так вот он и выпрыгнул посреди трассы из кустов прямо перед президентом. Ехавший рядом с президентом Фред Куду потом рассказывал жене, что Кекконен поначалу даже испугался. На мгновенье он решил, что из лесу вылез какойто хулиган. Естественно, после Кекконен узнал Липа и они вместе продолжили бежать по трассе.
У Липпа была с собой на трассе видеокамера и по данным телевизионщика Лембита Куусе, практически все кадры, снятые в Кяярику с лыжной трассы, сделаны Липом. Конечно можно предположить, что и КГБшники где то из кустов сделали некоторые кадры и фотографии "на память". Но сомневаюсь, что они потом отправили эти кадры Кекконену, как это сделал Липп.
Не раз посещавший Финляндию знаменитый на то время десятиборец Хейно Липп был хорошим знакомым Кекконена . "Хороший знакомый" был изначально под контролем органов госбезопасности, которые наблюдали за деятельностью Липпа и при необходимости не давали ему разрешение на выезд на соревнования.
Интересно, как Хейно Липпа, находящегося в списке ненадёжных личностей КГБ, так свободно разрешили кататься на одной лыжне в Кяярику с президентом Финляндии. Скорее всего по личной просьбе и желанию Кекконена.
В любом случае проблемы с Липпом и после окончания лыжного похода. Органы безопасности запаниковали, когда Кекконен позвал Липпа с собой в баню. Банный вечер был предназначен для особо проверенных людей, которых,по воспоминанию очевидцев, было 5-10 человек. Но против Кекконена КГБ ничего сделать не могло.

Баня Кекконена сгорела.

После визита Кекконена, построенная в 1960 году, и сейчас имеющая некоторые деревянные детали с того времени, баня, была спасена от полного разрушения в 2001 году обществом бизнесменов Эстонии-Финляндии, которые пожертвовали на ремонт 338 000 крон. В 2001 году баня была полностью реновирована.
Через три месяца после открытыя, в феврале 2002 года, историческая жемчужина базы отдыха и спорта Кяярику, сгорела как бенгальский огонь. От бани остались только обугленные стены. Пожар спровоцировала ошибка стрителей,реновировавших баню, поскольку каменная вата, положенная вокруг трубы, была слишком близко к деревянным конструкциям.
При поддержке страховых денег на старом фундаменте в Кяярику была построена новая баня. По данным прейскуранта в начале 2008 года один час в бане Кекконена стоил 300 крон, а один день (12 часов) 2400 крон.
(1 евро= 15,64 кроны. Переводчик).

Эри Клас играл для Кекконена на пианино.

Эри Клас вспоминал в декабре 2007 года в передаче ЭТВ "Звёздный корабль", как он играл вальс финскому президенту в 1964 году за бутылку водки.
Клас вспоминал просьбу тогдашнего министра иностранных дел ЭССР Арнольда Греена, когда его попросили сыграть в бане на пианино для Кекконена. Когда Клас говорил Греену, что мероприятие пройдёт по обязательной программе, Кекконен подошел к ним, поставил перед Класом бутылку водки и сказал: "Сыграй мне вальс!" И молодой Клас сыграл.

Мююрсепп поймал для Кекконена куски сена.

Не самый спортивный председатель президиума Верховного Совета ЭССР Алексей Мююрсепп, не пошел на лыжную трассу а пошел на лёд озера. Он хотел поймать хорошую рыбу для высокого гостя. По заранее данному распоряжению местные работники уже наделали лунок для рыбацкого счастья Мююрсеппа.
Специально или случайно, но лунки почему то были просверлены....на замёрзшем берегу. Так вот Мююрсепп и вытаскивал вместо рыбу каки то пучки сена....


Рецензии