Живопись и музыка

1.    ЖЕНСКОЕ ВЕЛИЧИЕ

На полотне «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» придворного живописца Алексея Антропова (1716-1795) убедительным образом воплощены женская красота и женское величие. На её лице целая гамма достоинств: ум, воля, решимость и снисходительная полуулыбка особы императорской семьи.

Ничего подобного не найдём в русской опере. Ярко запечатлены князь Игорь, Иван Грозный, Борис Годунов, Пётр I. Их военные подвиги и кровавые преступления, их чувства, наполненные драматическим пафосом, оказались как нельзя лучше походящими для оперной сцены. При этом у русских композиторов не нашлось ни желания, ни вдохновения создать такие же убедительные образы наших императриц, чей душевный мир был не менее богат и противоречив, чем у князей, царей и императоров. Кроме того, властвующие женщины любили, радовались жизни, воспитывали детей помимо их повседневной обязанности управлять страной, укреплять мощь и величие русского государства.

Видимо, ещё не настало время для всестороннего художественного отображения славных страниц истории.


2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯТЫНИ

При созерцании картин «Красная площадь в Москве» (1801) и «Красная площадь с собором Василия Блаженного» (1800-1802) Фёдора Яковлевича Алексеева (между 1753 и 1755-1824), первого русского живописца городского пейзажа, невольно вспоминаются соответствующие сцены «Ивана Сусанина» (1836) М.И. Глинки и «Бориса Годунова» (1874) М.П. Мусоргского.

При этом не надо забывать, что наши национальные святыни с не меньшей выразительной силой отображены на несколько десятилетий раньше в живописи, чем в музыке. Правда в произведениях композиторов доглинковской поры Москва была воплощена не один раз, однако Глинка – первый, кто сделал это на высочайшем художественном уровне.


3. ГИМН ИСКУССТВУ

Художника Ивана Акимова (1754-1814) и композитора Евстигнея Фомина объединяют несколько общих моментов.

Они оба – воспитанники Петербургской Академии художеств.

Самые значительные их произведения принадлежат к классицизму.

Герои картины «Прометей делает статую по приказанию Минервы» (1775) и мелодрамы «Орфей» (1792) – это сильные духом герои античной мифологии.

Наконец, надо добавить, что Минерва почиталась римлянами как покровительница ремёсел и искусства, тогда как Орфей для греков – певец и музыкант, наделённый магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа.

Таким образом, Акимов и Фомин, каждый по-своему, создали гимн искусству, завещанный ими классикам XIX-XX столетий.


4. ЖЕМЧУЖИНЫ

Из тишины рождается трогательная романтическая мелодия – это вальс ми-минор А.С. Грибоедова (1795-1829).

На фоне тишины застыли скромные, нежные цветы, поставленные в вазу – это натюрморт «Букет, бабочка и птица» Ф. П. Толстого (1783-1873).

Обе жемчужины были созданы на рубеже 20-х годов XIX века.

В доме Грибоедова проводились музыкальные вечера, которые посещали А. А. Алябьев, А.Н. Верстовский,В. Ф. Одоевский. Надо полагать, что к Александру Сергеевичу в гости приходили литераторы, художники, в том числе, Фёдор Петрович Толстой. Круг интересов последнего крайне широк: медальное дело, скульптура, графика, живопись, декоративное искусство – едва ли не в каждой области художественного творчества он проявлял себя как мастер. Толстой был избран почётным членом Петербургской Академии художеств, членом почти всех европейских Академий.

На редкость счастливая судьба! Напротив, русский писатель Грибоедов трагически погиб в 34 года!

Но в их творчестве есть одна курьёзная случайность: в 1809 году в Петербурге появляется первая медаль Ф.П. Толстого «В память просветительной деятельности Чацкого», а главный герой грибоедовской комедии «Горе от ума», как мы знаем,  тоже Чацкий. С комедией русская публика познакомилась в 1822-1824. В лице Чацкого она узнала либерала, человека, увлеченного идеями просветительства и декабризма.

Нет, здесь вовсе не случайное совпадение имён! Это естественный ход событий!



5. КУЛЬТ УЧИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЬСТВА

Естественно стремление людей из низших слоёв общества получить хорошее образование, окончить столичный университет. У многих из них с детства возникает культ Учителя и учительства. Если же кто-то из них наделён творческим даром и при этом обладает внутренней культурой, он до конца дней своих будет благодарен тому, кто открыл ему мир искусства, помог стать художником или композитором. Они чаще, чем выходцы из обеспеченных семей, порядочны и честны по отношению к наставнику, к первому учителю.

Немало таких примеров в истории искусства.

Как-то известный художник А.Г. Венецианов (1780-1847) приметил у тверской помещицы 13-летнего дворового мальчика, наделённого творческим даром, взял его к себе в ученики, затем определил в рисовальные классы Петербургской Академии художеств, добился для него вольной.

Обучение в Академии талантливый юноша закончил работой «Мастерская А.Г. Венецианова» (1827), за которую получил Малую золотую медаль. По краям мастерской стоят античные статуи и бюсты, с краю у окна сидит за мольбертом мастер, рядом ученик, впереди натура – крестьянская девушка в русском сарафане. Сколько в картине света, благоговейного отношения к творчеству!

Другой случай.

Николай Алексеев (1813-1880) происходил из отпущенных на волю крепостных, выпускник Арзамасской художественной школы, где учился у А. К. Ступина, был принят в Петербургскую Академию художеств, впоследствии избран академиком живописи за картину «Портрет художника А. В. Ступина с учениками» (1838). Из темноты полотна выступают светлые, сосредоточенные лица наставника и его молодых питомцев – тех, кто призван войти в храм Искусства. После смерти Ступина в 1861 благодарный ученик пытался продолжить деятельность Арзамасской художественной школы, но не получил финансовую помощь от Академии наук. В знак признательности Учителю Алексеев написал также «Портрет А. В. Ступина с палитрой».

Русский композитор, пианист и дирижёр, любимец московской публики Даниил Никитич Кашин (1770-1841) едва ли не до 30 лет был крепостным. В просьбе к вельможе дать ему вольную наряду с другими собственными достоинствами он вспоминает своего великого учителя итальянца Джузеппе Сарти.

В 1840 году в Москве Даниил Кашин открыл Музыкальные классы, где преподавал игру на фортепиано и теоретические предметы. По натуре это был музыкант-просветитель.

Надо сказать, что через 20 лет в Петербурге такие же Музыкальные классы организовал Антон Рубинштейн, на основании которых в 1862 году создал первую русскую консерваторию.

К сожалению, сегодня всё реже и реже встречаются ученики-последователи, способные сохранить преемственность между художниками разных поколений.


Рецензии