Наш Выбор. В протвоФазе F-Ф

 Пачкуале-Пестрини, бумагу марающий

              Зачастую «СамИзДат»-ская вольница способна завести литератора в иной из тупиков. Но и из них найдутся выходы, если он не угодил в «капкап» недомыслия. Куда как хуже, если «тупик» окажется лабиринтом, не имеющим выхода.

Наш ВЫБОР: в противофазе «F-Ф»,-
между Прошлым и Будущим
/ Вести-с-Выборов 6 /

              Если вникнуть в список произведений авторов СамИздата, вышедших в печати, нельзя не заметить явно ангажированный уклон в fantazy-йную тематику. Одни заголовки чего стоят!..  Так и «режут глаз», что просто оторопь берёт. Читать их для этого необязательно: уже по одним названиям видна превалирующая тематика и тенденциозность подбора произведений. Не стану говорить о стороннем спец-заказе издательской политики, хотя и этого не исключаю. Возможно, они пользуются повышенным спросом в силу культивируемой моды. Но хотелось бы понять мотивацию авторов подобных произведений. Насколько осознан и свободен их выбор подобной тематики? Что ими движет? Любовь к теме, её среде, героям и событиям? Или они просто пытаются уйти от реальных проблем в нереальные миры? Увлечённо следуют означенным моде и спросу, канализируя подобным образом творческую энергию, талант, быть может? Или же попросту бездумно следуют веяниям времени – в русле «креатив-тренда»? Но это не наши веяния. Да и «тренд-с-контентом» - явно не «нашенского» «розлива».
            Это хиппи в 60-х дали толчок увлечению этим жанром – на излёте своего движения - в тупик. Так что «веют» они не туда, куда нам надо, чтобы наладить жизнь. Но если кому позарез нужны «бабки» и имя, пишите фэнтези – издадут: Заказ, похоже, всё-таки есть, «бабло заряжено» - Кому-То ЭТО НАДО. Но буду рад, если окажется, что кто-то от души пытается создать свою «на особицу» школу фэнтезийного жанра. Но плодить пёстрые книжные развалы,- это уж без меня.
            Мы в прежнем умеренном благополучии росли на фантастике, которая попутным ветром надувала паруса романтики и гуманизма. И в ней немало явлено было истинных мастеров с их несомненными «перлами». И мы сегодня должны быть их достойны в своих попытках повлиять на решение стоящих проблем. А тот, кто желает прожить без проблем, пускай плодит гоблинов и прочих химер из разряда стихиалий и с ними взаимодействует в отрыве от Природы и Жизни. Никому не пеняю, а лишь задаюсь вопросами, когда оказываюсь среди помянутых «развалов» - просто оторопь берет от переизбытка ни к чему не обязывающих F-шедевров: ретроспекций в средневековье, перенасыщенных магией и мистикой далеко не лучшего толка и однообразного пошиба…  Делать что ли людям нечего? Не знают, о чем писать? Или просто денег хочется?..
            Экое F-графоманство!..
            Кроме означенной наблюдается и иная тенденция – фэнтези теперь ставят вровень с фантастикой: заходишь в библиотеку или в «книжный» и видишь раздел «Фантастика и фэнтези». Нельзя с этим согласиться – это жанры разные. Фантастический жанр много выше, сложнее, разнообразнее. Фантастика не понапрасну звалась научной: её затеи рождались от науки и техники. Чудеса в ней случались технологичным или же попросту волшебным образом и без особой мистики. Но давали про-образ бытия. Она была Гуманисткой, Футуристичной и Атеистской. Высоко нравственной, если не принимать во внимание буржуинские «перлы» Г. Катнера.
             Уж если кто стоит в нашенской культуре за фэнтезийность,- тому пора бы задуматься о создании своей школы жанра в духе Лукьяненко или Е. Гуляковского («Красное смещение»), «фентези»-сюжеты а’ля Переслегин.
            Апофеозом отечественной школы однажды случайно явился как откровение Святослав Логинов: ««Страж Перевала» - сборник лучших произведений петербургского фантаста Святослава Логинова. Закованные в броню рыцари, свирепые монстры, таящиеся в темноте загадочные существа и… простой человек из нашей привычной реальности – один на один с НЕВЕДОМЫМ.
            …книга Святослава Логинова открывает … читателям удивительный, яркий, таинственный мир, скрывающийся за перевалом, имя которому ФАНТАСТИКА».*
           «Писатель-фантаст не предсказывает будущее, а предотвращает его, создавая действующие модели грядущего в своей прозе.
           Армия теней из туманной страны иллюзией пытается проникнуть на эту сторону реальности, но пути в наш мир надежно хранит грозный СРАЖ ПЕРЕВАЛА».
           «Проза Логинова была первым опытом отечественной fantazy и, по-моему, остается лучшим из того, что написано в этом жанре по-русски». **
            И возразить – невозможно. Кроме одного существенного нюанса: его главный персонаж только с виду выглядит обычно,- по сути и поступкам являясь образчиком Героя – под стать античным «бастардам»-полуБогам а’ля Тесей со «братией».
            «Ядра конденсации» именитых корифеев для буйной фантазии прогрессив-авторов всё же существуют. Дело за малым – поддерживать и развивать уже наработанное «на позитиве». И уж коли таковые следуют в «авангарде», стоит и прочим вразумлено к ним присоединиться. И не след валить всё в одну кучу (котлеты и мухи – поврозь).

             Казалось бы… однако имеется выявленная существенная разница между тем и другим – Фантастикой и Фэнтези, на которую в ряду всего прочего невольно обратил внимание к.и.н. А. Фурсов в своем видео-выступлении «Цивилизационный поворот»:
              «…в 80-е годы происходит…очень интересная вещь: место научной фантастики прочно занимает фэнтези. Что такое научная фантастика? Это будущее как будущее, фэнтези – это будущее как прошлое,- где есть вера в магию, вера в волшебство и самое главное – где нет демократии, а…есть иерархия… Что такое ещё…фэнтези? Это безусловно де-национализация сознания…де-рационализация сознания… (и далее, апеллируя к «Гарри Потеру»): этот фильм…детишки, которые его посмотрят…вырастут и через 30-40 лет, когда им предъявят магическую форму власти взамен дискредитировавшей себя демократии и всего прочего…у них эта магическая власть вызовет приятные воспоминания».
             Вот и выходит: не так уж безобидна сия забава – «фэнтези». В таком разрезе самого авторитетного аналитика становится яснее-ясного, почему она так усиленно «педалируется», и к чему нас готовят. Вот и оказываемся мы перед выбором: куда стремиться – в прошлое или в Будущее, к Фантастике или к «декадансу» фэнтези. Вперёд или на-зад? Бытие или «наркоз» забвения…
             Автор и сам, не единожды был грех,- невзначай «слабал» пару-тройку вещей в этом роде – в неуёмном стремлении явить образцы своего понимания (в хилой надёже, что был убедителен). А после всё гадал, что это было да как сие обозначить,- «фантастикой» или «фэнтези»: так и не уверен был до последнего времени, пока А. Фурсовым не был озвучен верный критерий. Отныне сомнений нет – писано было о будущем, не о прошлом. Стало быть, всё же Фантастика!

И на послед – фрагмент  интервью журнала «Вокруг света» за апрель-2008  с Борисом Стругацким, в коем так и сквозит не-домыслие:
         « - В чем секрет нынешней популярности жанра фэнтези?
          - Жизнь скучна, однообразна и до неприятности сложна. А хочется (особенно в молодости) яркости, разнообразия, простоты, незамысловатого понятного чуда.  А это и есть фэнтези – современная авторская сказка о мирах, в которые хочется нырнуть без памяти и хотя бы некоторое время оттуда не возвращаться. Эскапизм. Синдром бегства от действительности». 
          И далее – под «занавес»:
          « - Главные герои ваших книг – космолетчики или учителя (наставники, прогрессоры). Какие профессии кажутся вам самыми актуальными сегодня?
           - И сегодня, и завтра, и еще много-много лет вперед «главными» будут (должны быть!) учителя и врачи. Профессионалы, которые сохраняют человечество и обеспечивают его интеллектуальный и нравственный прогресс».

            Хотелось бы согласиться, но… Не на врачей уповаю,- от фармокопеи, коммерции и официоза, а на целителей – тех, кто воздействует, комплексно, системно – «цельно». А учителя должны бы заниматься «образованием» - созданием и привнесением, кому следует, мировоззренческого «Образа»,- того, что определит дальнейшее бытие миро-населения. Какой Образ будет заложен – такой сценарий и проиграется,- могу заверить как укоренившийся мистик и как экс-педагог со стажем.
            Литераторы также могут быть учителями,- «светлыми» или «тёмными» по их ориентации. Образы тех и других сильны и влиятельны. Хотите воплотить армии некромантов во главе с НЕлюдью – и вы получите их въяве (в Яви),- реальных «гоблинов» и «горгулий» из фэнтезийных химер. Мне лично предпочтительней хорошо знакомые альтруисты из прогрессорствующих «люденов» Стругацких.
            Вот и творите желаемую будущность – посредством Эгрегориальной Магии Смыслов. А чья возьмёт, и за кем будет «верх»,- поглядим.
            В наше смутное время не стану ратовать за любезную мне фантастику. Но тем паче так и подмывает намекнуть заблудшим,- на Прорыв из бесцельных скитаний в «лабиринтах» F-миров. Какая может быть перспектива в изломах и затейливых ловушках лабиринтов? Следует просто взмыть ввысь – к осознанию,- подняться над «темой», узреть  безысходность «ген. плана» и оглядеться на просторе горизонтов. И найдутся другие миры и реалии. И появится выбор исхода. А вместе с ним - и свобода волеизъявления,- минуя моду. В стороне от явленной тенденции и Его Величества Тренда.

P.S.       Впрочем, это даже прекрасно, что буйная фантазия F-авторов усердно
             канализуется по другому вектору осей временнЫх координат – в минувшее Прошлое. А, стало быть,- всем их химерам - не сбыться. И по этому поводу, как в народе говортися,- «стоит тяпнуть»: «За сбычу - Мечт!»

- С. Логинов: - из предисловия;
** -                - с обложки (Ник Перумов).


Рецензии