Ирочка

¬ Мы продолжаем себя в детях…       В. Сухомлинский.

А.С.Макаренко как-то сказал: «Научить быть счастливым нельзя, а воспитать человека так, чтобы он был счастлив, можно и необходимо». Мы все хотим счастья своим детям и внукам. Я бабушка с большим стажем. В моей семье подрастает ещё одна внучка – Ирочка. Двоих внуков – детей старшей дочери, подготовила к школе и сейчас они  не нуждаются в моём присмотре. Живу я с мужем в большой трёхкомнатной квартире. Вместе с нами живёт моя младшая дочь Анна с мужем Олегом, и дочерью. Места хватает, живём дружно, шумно и весело. С внучкой в основном занимаюсь я – родители работают, а мы с дедом Геннадием пенсионеры. Муж у меня человек активный и поэтому ещё ходит на работу. Ирочке уже исполнилось 6 лет.

 Приближался день рождения лучшей подруги Иры – Лены, на который она была приглашена и мы с внучкой пошли по магазинам, покупать подарок. Зашли в один из них, где продавали детские игрушки. Глаза разбегались по полкам от обилия разнообразных игрушек, игр, сувениров. Ирочка увидела на полке с мягкими игрушками плюшевую собачку и она ей очень понравилась. Плюшевый пёс и впрямь был хорош – длинноухий, с ласковым и весёлым взглядом, бежевого цвета.
-Ой! Какая она красивая! – с восхищением глядя на игрушку, воскликнула Ирочка.
-Значит, покупаем – сказала я и посмотрела на неё.
Внучка моя вдруг поскучнела и как-то обиженно и недобро поджала губы.
-У меня такой собачки нет. Она мне самой нравится – тихо сказала внучка.
Стало ясно. Желание иметь эту игрушку у внучки было куда сильнее, чем желание пода-рить её подруге. Я погрустнела.
-Ну что ж, купим эту тебе, а Лене подарим что-то другое. Нет ничего хуже, чем по-дарок не от души.
-Бабушка, бабушка, а как это не от души? – с интересом спросила Ирочка.
-Это тогда внученька, когда ты выбрала подарок подружке или другому человеку и эта вещь тебе так нравится, что дарить её ты не хочешь, а есть большое желание оставить эту игрушку, или другое, что ты выбрала, себе. Поэтому ты даришь любую вещь, даже такую, какая не нравится тебе самой – вот это называется не от души. Такой подарок не принесёт радости ни тому, кому подаришь, ни тебе. А если ты сумеешь отказаться от по-любившейся вещи и подаришь – это будет от души.
Девочка смутилась и покраснела.
- Не хочу не от души, хочу от души подарить собачку – со слезами на глазах заяви-ла моя милая Иринка.
День рождения у Лены прошёл замечательно. От собачки она была в восторге.

После этого случая я серьёзно задумалась. Постоянно искала причину эгоизма у Иры. Копалась в своей памяти и, кажется, докопалась. Когда внучке было около трёх лет вышли мы с ней погулять на детскую площадку около нашего дома. Иринка взяла с собой большую красивую куклу. Расположились на свободной скамейке и Ирочка начала  иг-рать с куклой. На противоположной скамейке сидела девочка немного постарше моей внучки. Увидела куклу и подошла к нам. Она с восхищением смотрела на эту красавицу и попыталась прикоснуться к ней, но внучка со всей силой, что была у неё, прижала куклу к себе, не позволяя даже дотронуться до своего сокровища. Я попросила внучку дать подержать куклу девочке. Она со слезами на глазах ещё крепче прижала её к себе и чуть ли не в истерике отказалась это сделать. Ни какие мои уговоры не помогли.

Всплыл в памяти ещё один случай. К зятю зашёл товарищ, с которым он работал, выяснить кое какие вопросы по работе и, уходя, подарил пятилетней Ирочке необычный для неё подарок – пять новеньких блестящих монет по одной гривне.
-Бабушка! – захлёбываясь от восторга, показала мне эти монеты Ира – мне дядя Дима подарил деньги.
-Зачем? – растерянно спросила я.
-Купишь, что ни будь – сказал он.
-Интересно, и что же ты Ирочка собираешься купить на эти деньги?
Девочка призадумалась.
-Может маленькую куколку? – попыталась я помочь ей найти ответ.
-У меня их много – отмахнулась внучка.
-А может шоколадку?
-Шоколадки мне мама покупает.
-А что, если на эти денежки купить шоколадку маме? – продолжаю я подсказки.
Ладошки, в которых лежали монеты, быстро сжались в крепкие кулачки. Ирочка взмахнула ресничками и строго посмотрела на меня:
-Это мне дали денежки.
В этот вечер я с дочерью и зятем засиделась допоздна. Рассказала своим близким сего-дняшний случай, припомнила другие. Мы долго анализировали создавшуюся ситуацию. Да, у внучки не было перед глазами дурных примеров, но не было и положительных. По-сле долгих споров решили: делать подарки друг другу почаще и в присутствии Иринки.

В один прекрасный день поздней осени, когда на улице сильно похолодало, приходит моя дочь в новых варежках. Как всегда, мы с Ирочкой встречаем маму в прихожей. Внучка увидела мамину обновку и она ей понравилась. Аня, раздевшись, заявляет:
-Мне кажется, что варежки больше подходят к бабушкиному пальто. Давайте посмотрим.
Я достала своё пальто, посмотрели, и действительно, они больше гармонировали с ним. Дочь говорит:
-Мама, эти варежки я дарю тебе, а себе куплю другие.
Иринка внимательно наблюдает за нами, слушает. Думаю, что такие наблюдения не пройдут для неё бесследно.

Приближалась весна. Аня купила для Ирины набор носовых платков. Они ей очень понравились.
-Какие красивые! Их целых шесть штук. Мама, бабушка, выбирайте себе платочки. Вот  эти два – тебе мама, а эти два – тебе бабушка, а эти два мне.
Глаза ребёнка сияли радостью.

Мы уже и забыли про те пять монет, но они напомнили о себе своеобразным способом. Наступил день 8-го марта. Ирина, накануне, со своей подругой сходила в магазин «Галантерея» и сегодня рано утром подарила своей маме серьги со сверкающими стеклянными бриллиантами. Дочка с удовольствием  одевает их, когда идёт на работу. Мне  внучка подарила рисунок, на котором были нарисованы цветы, а под ними надпись: «Любимой бабушке в день 8-го Марта». Я верю, что внучка вырастет хорошим человеком.

Галина Бэрэза 20января 2010г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.