О тринитарной морфологии искусств

.

Архетипы коллективного бессознательного, первообразы – как первичные схемы образов , как их базовые структуры, требующие конкретного наполнения содержанием, актуализируются в различных версиях (полно или частично) и в различных видах искусств, как формах проявления основных сущностных структур психологического (личностного и коллективного, бессознательного и сознательного) человека во внешнем, материальном, периферийном. Согласно С.Аверинцеву, архетип – чисто формальная характеристика, по разному реализующаяся на различном этнографическом материале, своего рода оси кристалла, вдоль которых он растет.  Мифотворчество – как преображение архетипов в образы – поэтому и есть «невольное высказывание о душевных состояниях, о психологическом в (фантастических) образах внешнего мира», непроизвольное раскрытие структур архетипического. Не случайно Карл Юнг говорил, что:  «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов..., он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы...». В определенной мере, архетип – исходная формула познающего сознания, его код, по которому он структурирует свою понятийную систему, элемент ядра мифов данного народа. Так, основная индоевропейская формула (сотворение \сохранение \ разрушение) реализуется во всех основных архаических мифах индоевропейцев и восстанавливается в христианском тринитаризме в формуле (очищение \ освящение \ богоуподобление), понимая разрушение (смерть) как преображение (приобщение к иному, высшему существованию). Архетипы проявляются в специфических, устойчиво повторяемых метафорических (образных) конструкциях.  Если  приведенная выше триада глаголов характерна именно для средневекового  сознания, то для пришедшего ему на смену и сосуществующего с ним ренессансного сознания эта конструкция трансформировалась в именные структуры типа (отец \ мать \ дитя). Изменилось содержание структур, их наполнение (глагольные формы заменены именными), но сохранились сами конструкты, их объединяющие кластерные формулы. Именно они и относятся к уровню архетипического.
Каждый архетип – это закрепление определенной, успешно  разрешенной жизненной ситуации, пережитой чередой многих поколений и являющийся стереотипом поведения для всех будущих поколений. Именно для активизации системы таких базовых событий, закрепленных в архетипах коллективного бессознательного, для переноса и проекции этих архетипов на сознание из сферы бессознательного, а из него – в ритуалы и в социальное поведение – и выделяется в социуме такой феномен, как  передаваемая из поколения в поколение, через мифы и мифологемы, сказки и религиозные догматы, культура.
Указанное архетипическое проявляется в трех основных типах феноменов социальной культуры. 
Во-первых, в социально-бессознательных феноменах, передаваемых генетически, через этнопсихологию, архетипы коллективного бессознательного, социальные инстинкты, сочувствие, самоподчинение, сотрудничество и пр.  Во-вторых, базовые, сущностные мотивы человечества выражаются через духовные, невещественные феномены  культуры, т.е. в виде приобретенных знаний и умений, через язык и сакральную традицию народа, религию…  И,  в-третьих, проявляется через материально-опредмеченные феномены культуры (памятники культуры, артефакты, документы, через формы освоения природы, орудия и средства производства, через сформировавшиеся формы жизнедеятельности). Первое всегда является исходным источником, побудительной мотивацией для творчества и культурной деятельности, проявляясь во вторых и в третьих типах культурных феноменов.
В работе , посвященной историко-теоретическому анализу внутреннего строения искусств приводятся различные (и прямоугольно-линейные и круговые, циклические) варианты классификаций различных родов и жанров архаичных и современных искусств. По мнению автора, различие временных, пространственных и синтетических типов искусств позволяет дать варианты различных делений их на классы, семейства, виды, роды и жанры как для средневековья, так и для новейшего периода.
Под морфологией мы подразумеваем не строение искусства (это терминологическая нелепость), но структуру всей знаковой системы искусств, соотношение различных видов деятельности. Это предварительный, историко-генетический анализ классификации искусства, как Целого. Во-многом, выявленная структура Целого повторяется в структурах отдельных видов и родов искусств (аналогичное явление мы обнаружили, например, в языковой системе). Однотипность структур ставит вопрос о глоссемантическом их анализе, об общем их  генезисе. С другой стороны, это сразу ставит вопрос о глубине структурного анализа в эстетике, о числе уровней её дифференциации в различных видах искусства (о возможности жанровых, стилевых и более тонких дальнейших классификациях).

***
Остановимся сначала на одной из современных систем классификации, например, песенных жанров в фольклоре. Такая классификация исходит из того, что получаемая система должна отражать как историю, этапы становления и вычленения отдельных жанров, так и их внутреннюю иерархию, отражающую их социальный статус. Изначально, на этапе архаичной синкретической культуры  выделялись три вида песенного фольклора (М-мистерия \ О-обращения \ Л-лирика). Первые два вида жанров затрагивали отношения во внешнем для человека мире (с другими людьми, с богами, с силами природы). Лирические жанры затрагивали чисто человеческие проблемы, внутренние переживания, отражали эмоциональные состояния исполнителя. Среди мистериальных жанров различались (З-заклинания \ Р-ритаульные песни \ И-игровые песни).  Среди песен-обращений выделялись (У-укоры \ Пс-просьбы \ В-величания). Лирика в основном охватывала тексты о проблеме человека и его отношений с внешним миром,  об ушедшем, о любви (лб), о браке (бр), песни  о семейно-бытовых отношениях (см).
 Дальнейшие классификации учитывают более тонкую структуру театрализованного действия, предполагающего учета элементов  драмы, диалогического действия. Так Песня (Пн) учитывает взаимодействие текста и музыки. Текст и драма учитываются в Приговорах (Пг), а в Причитаниях (Пч) учитываются все три компонента (текст \ драма \ музыка).  Нужно учитывать, что все архаичные типы песенного фольклора по-разному проявляются и в Приговорах, и в Причитаниях, порождая в них специфические жанровые подтипы. Так, фольклористы  выделяют жанр причитаний-обращений: причитания-просьбы (Пч-Пс), причитания-укоры (Пч-У); причитания-величания (Пч-В); жанры мистериальных причитаний: причитания-заклятия (Пч-З), причитания-ритуалы (Пч-Р), причитания-игры (Пч-И); жанр причитаний лирических (Пч-Л).
С другой стороны, среди приговоров выделяются приговоры-заклинания (Пг-З), приговоры-величания (Пг-В), приговоры-ритуалы (Пг-Р).
























Структура песенных жанров русского фольклора.

Мы видим, что наиболее синтетическим песенным жанром являются Причитания, учитывающие стихи, музыку, элементы драмы. Видим также, что структуры основных песенных жанровых типов во многом сходны и различаются только тематикой и формой исполнения.
С другой стороны, видно, как тринитарные структуры  «архетипического» индоевропейцев проявляются в структурировании различных жанровых песенных форм русского народа, налагая на всю систему песенных жанров определенные этнокультурные ограничения.

***
Начиная с Древней Греции идет непрерывный поиск оптимальных и полных способов систематизации различных видов искусств. Так в самой Греции сначала существовало нерасчлененное представление о творческой деятельности человека, которое включало в ремесло, и педагогику и все это объединялось в понятии «техне» – (умение \ опыт \ мудрость).
В дальнейшее, послегомеровское время стали выделять три основных вида искусства. В раннеэллинский период эти три вида дифференцировались в основные девять видов искусств (в порядке возрастания значимости вида деятельности):
1). эпос(Каллиопа), лирика (Эвтерна), трагедия (Мельпомена),
2). комедия и поэзия (Талия), мимика и эрос (Эрато), гимн (Полинимния),
3).танец (Терпсихора), история (Клио), астрономия (Урания).
Как видим, выше всего ценилась астрономия, как наука о Космосе – высшем произведении всех искусств.
На рисунке ниже мы приводим основные структурные формулы Древнегреческой системы искусств.










Напомним, что древние греки (Посидоний) относили к  искусству и науку, и философию, и математику, и ремесло, и образ жизни (мораль, добродетели) и военное дело и предсказания. Высшей формой считалось  искусство демиурга (создание космоса).
Если привязать приведенную иерархию видов искусств к древнему календарю с началом отсчета от ноябрьских Пианопсий (день осенних поминаний предков, с древнегреческого Духова дня), то при обычном движении по календарю (посолонь) можно увидеть, что основные мусические виды искусства (эпос, лирика, трагедия) приходятся на зимний сезон календаря. Эти виды словесного творчества описывает мифологическую историю космоса, человека, богов за прошедший год. На весенний период года как раз выпадают камедии (мартовская комоедица!), эротическая поэзия (месяц Ареса – март) и торжественные гимны Богам за возрождение природы и Космоса (май-апрель, месяцы Афины-Афродиты).
И, наконец, на последний летне-осенний сезон такого календаря приходятся:  танец, история (Гера), создание Космоса (астрономия – Зевс), наука и ремесло (Гефест), добродетель – очищение мира (огонь - Гестия).
Существовали и другие классификация видов искусств.
Например, у Посидония-Сенеки структура искусств выглядит следующим образом: ремесло (народное, низкое, подражательное), зрелище (театр), свободное искусство (поэзия, музыка, живопись, скульптура, архитектура), наука (математика-геометрия, астрономия), добродетель - как самая высшая форма.
В само понимание искусства античные авторы включали триаду (путь \ творчество \ системный метод), которые предполагают для своей реализации (триада Филона-Канта) три основных вида деятельности (познание \ поступок \ добродетель).
Но как в раннем, так и в позднем эллинизме считалось, что искусство – подражание, но не чувственному миру, а эйдическому, миру прообразов и образов вещей (Плотин, «Об уме, идеях и сущем»). Выделяя три  жизни, в которых развертывается каждая вещь (чувственная (душа)\ практическая (тело)\ высшее сияние – истинная жизнь (Ум, дух)),  Плотин определял художественный процесс, творчество, как восхождение к Уму, как «умное делание». Чувственные вещи материального мира (произведения искусства) существуют только благодаря их причастию к Уму (духу), как их эйдосу. В них реализуется вся основная античная триада (сущее \ энергия сущего \ ум (идеальный прообраз – эйдос)). В позднеэлинском искусстве первых веков н.э.  акт мысли тождественен с эйдосом (прообразом), и сущее (форма) с энергией сущего (идеей). Такое метафизическое понимание искусства приводило и к специфическому дроблению форм искусства, к иной, чем древнегреческая, классификации.
Так Плотин (4 век н.э.) выделяет низшие подражательные, чувственные формы, сущее вещей (живопись \ ваяние \ танец, мимика). Эти виды искусств подражают внешним формам из окружающей действительности. Формами деятельности, связанными с выделением энергии сущего (души вещей, их силы) считались  (музыка \ земледелие и врачевание \ гимны). К высшим, неподражательным формам искусства относили умное делание (риторика \ стратегия и экономия \ государственное управление \ космос \ наука и геометрия). Здесь моделью для художника является не внешний мир, а умственные образы. Архитектор созидает по тому образу, который формируется в его голове. Чем гениальней художник, тем он яснее, зримей осознает этот внутренний образ. Творчество в понимании античной философии – внесение эйдосов (идеальных образов) в вещи, в материю, актуализация их в реальном мире.
Особое отношение у Плотина вызывали предметы культа, религиозное искусство. Он отделяет их от светского искусства.  Священные вещи (agalma) уже в силу своего статуса вбирают частицы Мировой Души, эйдоса и поэтому они причастны умному миру, признаются истинно существующими.
В целом, Плотин считал искусство всего лишь первой ступенью при восхождении к Высшему (Уму, Духу). Путь такого восхождения включает триаду (искусство Муз \ подвиг любви \ философию) – как основную триаду преображения всей жизни совершенного античного человека. Искусство Муз – первая попытка, чувственное отражение идеального мира, мира образов через подражание природе, внешнему миру. Плотин использует здесь образ Прометея, привязанного к скале (к чувственному миру вещей) и которого ежедневно мучит посылаемый Зевсом (высший мир эйдосов) орел. На втором шаге в этом пути, в любви, человек способен проникать в суть вещей, приобщаться к ним, быть сопричастным им. На последнем этапе восхождения, мудрость дает ему способность к настоящему искусству – искусству жизни, проникновению в тайну живых форм и сущностей, что делает его богоподобным, достигающим высшей формы умной красоты. Красоты, в основу которой заложены (гармония \ симметрия \ ритм).
Плотиновская концепция античных форм искусства, которая базируется на античном представлении о трехуровневой структуре Вселенной (Мир Ума \ Мир Души \ Мир тела, Хаоса), его понимание искусства, как «символизма умопостигаемого мира», когда произведения искусства – всего лишь символы идей, образов (эйдосов) вещей, была завершением первых попыток классификаций искусств, его структурирования (А.Лосев) .
Христианство, признавая значимым только имеющее отношение к религии воскрешающегося богочеловека, к духовному,  выделило и религиозно-обрядовые виды культуры и искусства, отодвинув на периферию культуры остальные, светские виды творческой деятельности. Исходя из основной семантической триады апостола Павла (дух \ душа \ тело), христиане  считали высшим видом искусств те, которые непосредственно соприкасаются с духовной сферой, с благодатью Св. Духа, с храмовой деятельностью (храмовое зодчество \ литургия \ икона). Следующим по иерархии шли произведения, затрагивающие душу человека, воздействующие на них (ритуал \ музыка \ речитатив). С этими произведениями имели непосредственный контакт священники, клир. В христианстве поэзия замещалась гимнами, псалмами, евангелическим эпосом. Музыка ограничивалась церковной музыкой (псалмодия \ антифонное и респонсорное пение \ гимн),  песнопения (литургия \ часы). У протестантов (с XVI века) употреблялось только общинное псалмопение. Византийское православие использовало только вокал (осмогласие). Танец подменялся ритуалом, литургическим действием. Низшими видами христианского искусства считались (архитектура \ красноречие, литургическая драма \ орнамент) – все, что непосредственно предназначалось для  внешнего воздействия на верующего мирянина (тело).













Структура  церковного                Структура  искусств по         
средвекового искусства                Шеллингу (ХVIII в.)

Отметим, что в Древней Руси в церковном песнопении с XI века до конца XIV века использовалось только истинноречие. Раздельноречие (хомония) и знаменный распев  (унисонное мужское хоровое пение) стали использовать с XV века до середины XVII века.
После реформы Никона (с середины XVII века) стали использовать новое истинноречие. Появилась киевская, пятилинейная нотация и двоезнаменники, строчное пение (многоголосие), партесное многогласие (киевское), светские псальмы, развитие контрапункта и ладотоники, обмирщение литургических служб, возникновение жанра  духовных концертов.
Позднее, средневековой театр стал светской версией христианской литургии имеющей структуру (очищение \ освящение \ богоуподобление), т.е. массовым действием с той же трехчастной структурой (подготовка \ сценическая постановка \ трапеза).
С развитием национальных культур и искусств, возникает и иные,  различные  классификации искусств. Так романтики (Шеллинг) приводили свою структуру искусств (см. выше, на рисунке), однако схожую по структуре к средневековой, христианской. Главная её особенность – цикличность: иерархия искусств начинается с зодчества и живописи (статические, пространственные виды искусств), которые развиваются в музыке (временный вид)  и достигают идеального в слове (лирика \ эпос \ драма). Драма – как высший синтез слова, музыки и скульптуры. Дальнейшее развитие драмы – это переход к статическим пространственным формам искусства на новом уровне, т.е. циклизация. Здесь возникает момент гегелевской диалектики развития (историко-гносеологического).
С этого момента начинается этап пространственно-временной классификации видов искусств,  как непрерывного процесса их становления и саморазвития, через непрерывные повторы, возвращения к началу. Первой такой структурной формулой искусств можно считать триадную формулу Круга (Вильгельм Круг, 1802).
Вильгельм Круг считал  временными искусствами – звуковые искусства, пространственными – пластические искусства, пространственно-временными  все мимические искусства движения. В соответствии с этим он и предложил триадную структуру основных видов искусств, где в каждой триаде выделил два чистых вида и один смешанный.













Структурная модель                Общая структура  культуры
искусств В. Круга                (тех. культ. \ искусство \ фольклор)

Мы приводим общую структуру культуры в современном технологическом обществе, из которой видно, что она продолжает сохранять структуру первобытных социумов, но предполагает более развитую, более детализированную дифференциацию в различных временных, пространственных и «моторных» видах деятельности.
В целом, согласно утверждениям автора «Морфологии искусств»   структура фольклора (на всем его периоде существования)  сохраняет общую структуру архаичного искусства. Но фольклор имеет более развитую (по сравнению с исходной, синкретической религиозной (архаичной) культурой) систему выделенных, полусинкретических родов искусств. С другой стороны, и структура самого искусства, имеющего ещё более развитую не только родовую, но и жанровую, и стилевую дифференциацию, на разных исторических этапах повторяет структуру как фольклора, так и культуры архаичного периода.
Такая ситуация говорит о том, что общая структура  доминантных элементов, сегментов действий и деятельности остается неизменной на историческом отрезке существования различных культур. Поэтому можно ставить вопрос о существовании единого, универсального для каждой культуры структурного кода для всех её исторически произвольных знаковых систем. Такой структурный код выделяет (как доминантные для любой структуры) сегментацию во времени (мусические виды деятельности, в одном месте, но в разные моменты времени), сегментации в пространстве (пластические, объемно-статические) и смешанные, синтетические, пространственно-временные, связанные с формами движения, течения, текучести, т.е. с  изменением.
В различных культурах происходит собственные, основанные на своих мировоззрениях, на своих космогонических представлениях, систематизации этих трех основных классов действия на виды, роды и жанры. Исторически это связано с расширением осваиваемых человеком видов деятельности и необходимости узкой специализации при выполнении новых, технически сложных процессов. Однако основные элементы процессов деятельности, их структура (элементы процессов \ продолжительность \ последовательность) в пределах данной культурологемы остаются неизменными.
Так, например, в языке (о котором мы уже не раз говорили) фонетический строй, фонологический уровень языка (фонемы, слог) формирует систему его пространственных элементов, единиц. Временная цепочка из таких единиц, формирование их последовательности в слове, в предложении, в произвольном высказывании  управляется системой временных правил (лексикой и грамматикой). Системы символов, образов текста и контекстов, структура дискурса высказывания, как целого, формирует всю знаковую систему языка как непрерывно изменяющуюся, становящуюся картину расчлененного Целого, так или иначе осмысленную и манифестируемую в сообщении автором.
К примеру, рассмотрим один  из современных видов деятельности, имеющую тонкую специализацию – высшее образование. Легко выделить в ней как основные классы и виды профессиональной деятельности. На этих, высших уровнях их систематизации необходимо выделить такие качества образования, как (форма образования \ его содержание \ и его характер).  На следующем уровне систематизации (видовом) среди форм образования можно выделить (индивидуальную форму \ групповую форму \ самообразование). В содержательном аспекте такого образования можно выделить (точные науки \ естественные специальности \ гуманитарные). В аспекте характера образования иногда выделяют три основных вида образования (общее \ специализированное \ пост-образование).












Как видим, выделяемые классы видов высшего образования достаточно полно покрывают все существующие виды и типы современного образования и приводимая формула выявляет общую структуру этой формы человеческой деятельности, которая ничем не отличается от аналогичных структур видов деятельности, рассмотренных выше, также управляемых  рассматриваемым в настоящей книге универсальным  структурным кодом.


Рецензии
Форма и содержание. А Вы можете изменить своё содержание в разные жанры? В виде сказки, ужастика, романа или попробуйте записать свои идеи в эфире?


Виктория Преображенская   12.01.2013 17:10     Заявить о нарушении
Спасибо за комент.
Насчет формы и содержания... Издали несколько моих книг по мифологии, по сказкам, о религии... Есть несколько изданных сказок... сборник эссе готовлю... А так, с общем, пишу стихи... Пока, думаю, достаточно...
С уважением

Дмитрий Михайлович Николаев   12.01.2013 21:06   Заявить о нарушении