Две ипостаси одной души

Сценарий документального фильма

Из летних сумерек проступают очертания деревянных домиков с остроконечными и двускатными крышами, деревянная церковь в древне-русском стиле... Со стороны поселок с загадочным названием «Китеж» похож на музей древнерусского зодчества.

Голос Вали з/к: В мои 18 моей душе будет 24. Я это знаю точно. Уже сейчас мои глаза кажутся прозрачными, как драгоценные камни, мудрость, которая еще не успела родиться, порой выплескивается из них и может по неосторожности поранить чужой взгляд, а губы кажутся твердыми, как у статуи…
 
На развилке широкой асфальтированной дороги стоит высокий раскидистый дуб. Возле дуба – деревянный столик со скамьями. На столе сидит Валя – девушка 17-ти лет и задумчиво смотрит на землю.


Голос Вали з/к: Люди играли со мной по правилам, которых я не знала, и с тех пор я держу правду в левой руке, а ложь в правой. Как известно, при знакомстве всегда подают правую руку. Таким образом, все получают мою ложь, а правда остается у меня и лежит в ладони, словно камень.

Просторная комната в одном из деревянных домов. За круглым столом сидят Валя и двое детей: девочка и мальчик лет тринадцати. Идет обычный урок истории для шестого класса. Валя – учитель. Она вешает над мальчиком листок с надписью: «Александр Македонский».
- Так, теперь ты одна из исторических личностей и должен отгадать, какая именно, – говорит она. – Ты  можешь задавать нам вопросы, на которые мы сможем ответить только «да» или «нет».
- Ну.. а что мне спросить? Я не знаю… - капризничает мальчик.
- Ты что, тупой? Что угодно спроси! – возмущается его одноклассница.
- Кристина! – одергивает ее Валя. – Ну, например, ты можешь поинтересоваться, в каком времени ты жил и тому подобное…
- Ладно, в каком времени я жил?
- Мы можем ответить только «да» или «нет»!!!
Игра продолжается.

Голос Вали з\к: Я приехала в «Китеж», когда мне было лет тринадцать. Мы въехали на территорию ночью, вернее, вечером зимой, в темноте, и светились повсюду окна в маленьких домиках, а я это очень люблю, и мне сразу показалось что-то теплое и домашнее, сказочное, как будто другой мир...

Ночь, по лесной аллее едет старый УАЗик. На повороте при въезде на территорию поселка фары освещают деревянный стенд с надписью: «Мир входящему! Это территория поселка «Китеж», где дети обрели дом и семью».  Вскоре показывается сам поселок, машина останавливается у крыльца одного из деревянных домов. Хлопает дверца, на дорогу выпрыгивают несколько человек, среди них – дети.

Камера движется по одной из комнат в деревянном доме. Простые бревенчатые стены все увешаны картинками, иконами; здесь есть грубо сколоченные шкафы с поделками, книгами, игрушками, стол и пара стульев. В углу, над деревянной кроватью с разноцветными одеялами горит ночничок. Где-то за стеной тихо бренчит гитара.

Голос Вали з\к: И меня привели в дом, где на всех стенах были картины - бабочки, гномы, цветы. Там жил художник Саша Лукьянов с семьей. А потом я легла спать, и за перегородкой был тихий свет и какая-то красивая музыка. И никаких воспитателей и их шагов по коридору...

В темноте начинают один за другим звонить будильники мобильных телефонов. Валя просыпается в одной из комнат бревенчатого сруба. И сразу начинает одеваться. Перед выходом она расталкивает кого-то, спящего на соседней кровати.
- Кристина, подъем!

В соседней комнате с большим круглым столом уже надевают ботинки другие обитатели этого дома: девушка 25-ти лет и молодой человек. В ванной громко шумит вода.
- Ася, ты идешь? – спрашивает Валя.
- Иди, надо еще Кристину облить. Кристина!
- Ну, желаю удачи!
 На пороге Валиной комнаты появляется сонная девочка в зеленой пижаме.
Валя быстро напяливает кроссовки и выбегает на крыльцо.

На дороге, под дубом, обитатели поселка «Китеж» - дети и несколько взрослых, включая Валю, - делают зарядку, выстроившись в круг. Валя, улыбаясь, активно размахивает руками – начался еще один обычный китежский день.

Голос Вали з\к: До Китежа у меня была семья, состоящая из мамы и бабушки. Мы жили в однокомнатной квартире и, как я сейчас понимаю, были бедны. Я очень любила читать, читала с пяти лет, носила книги из библиотеки в сумке и прочитывала их все за несколько дней. Гуляла, где хотела, никто меня не контролировал, в общем, была очень свободолюбивой и любопытной. Во дворе и в детском саду была заводилой.

После зарядки, дети разбегаются по домам за портфелями.
- Шестой класс! У вас первая история, вы не забыли? – кричит им вдогонку Валя.
- Да.., - мальчик сонно машет ей рукой.


В столовой на завтрак собралось все население «Китежа»: около 50 человек. Шумно. Валя сидит за большим столом, вместе со взрослыми и детьми, разговаривают, шутят, кто-то подходит с полной тарелкой, присаживается рядом. Валя делает кому-то замечание.

Голос Вали з/к: Когда я была классе во втором, убили брата, мама стала пить. И потом меня забрали в детский дом. Там я прожила полтора года, сама не заметив как, скрытная и тихая, беспроблемная, незаметная,  пока не представился случай уехать в Китеж.

Остановившись у окошка, куда сдают грязную посуду, Валя рассматривает разноцветные листы, развешанные на соседней стене.
- Блин, я сегодня баню мою!
- Ну, и чего ты? В первый раз что ли? – спрашивает из окна повариха. – Возьми кого-нибудь из девчонок в подмогу.
- Ой, Тая, там осталась каша? Хочу, наконец, Туня покормить.

Валя спешит куда-то по дорожке и останавливается возле одного из домов с низким крыльцом.
- Вот в этом доме я поселилась, когда только приехала в «Китеж». Несколько лет моей семьей были Саша и Лена Лукьяновы. Саша – художник-иконописец, многие иконы в нашей церкви написал он. Теперь они живут в Самаре, вместе с моими приемными братьями и сестрами. А я решила остаться в «Китеже». Здесь я выросла и здесь, наверное, стала сама собой.


Фрагмент из документального фильма о «Китеже», в котором Валя читает свое стихотворение:

Куда, зачем и почему
Уходят все назад, во тьму?
Пусть это жизненный закон,
Но как давно придуман он?

Кем стану я, когда умру?
Кого увижу на ветру?
Я буду чайкой иль звездой
Парить над бездной ледяной?

А, может, я уйду в миры,
Где люди ярки, как костры?
Пройдя все жизни до конца,
Достигну ль звездного венца?


Далее следует нарезка из китежской хроники: Еще совсем маленькая Валя в древнерусском сарафане выступает на одном из китежских праздников; Валя – участница различных игр и соревнований; Валя в комической роли Мальвины; Валя отвечает что-то на детском собрании; Валя – Джульетта в постановке Шекспира, Валя – Софья из «Горя от Ума», наконец…
Валя в своей любимой роли – Марии Магдалины из «Суперзвезды» - поет знаменитую арию: «I don’t know how to love him». Она исполняет ее с искренним чувством, в желтой накидке через плечо… Здесь ей еще 14 лет – не больше.

Голос Вали з\к: . Все, что у меня получается – это странная смесь, как из старого и молодого вина, смесь, которая прибавляет возраста душе, от чего она покрывается корой, как дерево.

Валя разглядывает себя в мутное зеркало, по краю которого бежит нитка ракушек.

Голо Вали з\к: Но никто никогда не видел этой коры. Самое большее, на что хватает моих знакомых – это увидеть кусочек моей кроны, то зеленой, то рыжей, то устало – желтой, в зависимости от количества боли, впитанного душой, как губкой.

В баню с шумными разговорами входят девочки.
- Валя, мы пришли помогать!
Валя отходит от зеркала. У нее в руке веник.
- Отлично!
- Чур, я тазики мою, - говорит одна из девочек.
- Ладно.
- А я парилку!
- Идет! Вы магнитофон не принесли?
- Неа.
- Ладно, у меня тут гитара есть.
Валя резво выхватывает из какого-то угла гитару и берет несколько сильных аккордов, а потом начинает петь:

Я не умею двигать мирами, я просто танцую во сне.
Кто я такая, такая, я растеряла свои имена.
Это не я попадаю по струнам, струна попадает по мне
И если звенит – значит, весна.

- Эй, ты чего, петь здесь будешь? – возмущается одна из девочек.
- Я же вам рабочее настроение создаю! – смеется Валя и берется за веник.

Интервью с одним из авторитетных китежских «Взрослых»:
- Валя попала к нам, когда ей было лет 13. Обычно, когда дети приезжают к нам из детских домов, им сложно сразу включиться в атмосферу, в ритм «Китежа». Иногда они так и не раскрываются, мы называем их «не наши дети», мы понимаем, что им будет сложно у нас и приходится  с ними расставаться. Валя – это особый случай! Она как будто сразу всем прониклась, она с самого начала была активной, живой, «НАШЕЙ». До сих пор существовало мнение, что дети-сироты отстают в развитии от обычных, семейных детей. Валя – живое опровержение этой теории. Дмитрий Морозов – основатель «Китежа» специально возил ее на конференцию в Москву, где обсуждался этот вопрос.

Валя сидит в своей комнате за письменным столом.
- Какие у меня планы на будущее? – улыбается она. – Поехать в Москву учиться. Я еще в том году окончила школу, поступила в РГГУ на филологический, но потом забрала документы: здесь нужна была помощь. Теперь буду пробовать еще раз. А потом? Потом не знаю… Хочу вернуться в «Китеж». А может, не знаю, как получится…

Валя идет по дороге, по той самой аллее, ведущей ко въезду в «Китеж».
Интервью продолжается за кадром:
          - Что я буду делать в Москве? В свободное время буду, наверное, работать. А еще буду ходить на Арбат, петь песни и буду проводить много времени с друзьями, которых у меня будет много.  А еще, мечтаю пройтись по разным интересным местам, которых  в Москве немало. Но, буду много времени уделять собственно учебе, потому что это важно.
        Мимо нее проносится с вихрем машина, и вместе с ней мы переносимся в город.

        Оживленное движение на дорогах. Старый Арбат с его обычным столпотворением, рассказчиками пошлых анекдотов, музыкантами всех мастей – все выглядит достаточно неприветливо.
Интервью за кадром продолжается:
 - А что, как ты думаешь будет самым приятным в московской жизни, а что самым трудным?
 - Самым трудным - работа (если будет), учеба, взаимодействие с людьми на уровне социальных ролей, а не личностное общение. А самым приятным - возможность общаться и развивать таланты.

По Арбату вышагивает нарядная москвичка, разглядывая прохожих и витрины.
- А какой ты себя представляешь через пять лет? Что изменится в твоей жизни, что бы ты хотела изменить, а что бы, наоборот, - упрочить?
- Ой... Я бы хотела упрочить свое положение в «Китеже», гарантии того, что меня примут по возвращении, а изменить - хочу научиться быть более осознанной и ответственной, потому что для «Китежа» это важно. И еще, если получится, хочу попробовать себя в творчестве.
- А если б у тебя не было возможности быть собой, то на чьем бы месте ты бы хотела оказаться, а на чьем бы месте ни за что не хотела бы?
- Я бы не хотела оказаться в какой-нибудь глубинке, где делать нечего,  а хотела бы быть ребенком в какой-нибудь хорошей семье, чтобы было много возможностей.

Мы опять возвращаемся в Валину комнату.
- Много китежских выпускников сейчас учится в Москве, как думаешь, они вернуться в «Китеж»?
- Не знаю…

Обычные вечерние посиделки за круглым столом в доме, где живет Валя. Собралась вся молодежь, которая здесь работает или просто приезжает попрактиковаться. Валя, немного раскрасневшись от волнения, поет песню под гитару:

Звездный мой пастырь, покинь стада
И поспешай налегке.
С неба упала моя звезда
И плывет по ночной реке.
К берегу где-то ее прибьет,
Там, где шумят тростники,
И я не знаю, что меня ждет
за поворотом ночной реки.


Когда она замолкает, звучат аплодисменты, смех. Начинается обычная болтовня. Валя задумывается.
Голос з\к: Иногда я бываю похожей на резвого молодого щенка; это случается, когда душа забывает о своих лишних годах и становится такой, какой она была до моего рождения.
А так во мне словно бы живут два человека: София и Валентина. Валентина обожает играть в щекотку, дурачиться, искренне смеяться, когда ей смешно, и высказывать любые, даже самые бредовые, мысли и идеи. София – та самая, что иногда показывается на дне моего взгляда. Она предпочитает философствовать, говорить о любви, судьбе, о жизни и смерти, она говорит чистейшую правду, но люди вероятнее всего, правде и не верят, и Софье, как и вам, это прекрасно известно.
 
И вот Валя снова сидит на столике под дубом и смотрит в землю. Теперь камера удаляется от нее, пока домики «Китежа» не начинают исчезать в летних сумерках.
 Голос Вали з\к: А тем временем стрелки часов уже приобрели тот особенный кисловатый запах, который приходит незадолго до окончания сна. А мне еще нужно собрать разбросанные по постели книги и вернуть их в лавку «У Кентавра» на улице Чаянова, иначе, что же будут делать те, кто явятся туда утром, чтобы купить сочинения г-на Павича? Так что прощайте. Или нет, впрочем, до свидания.



Конец



Примечания:  в данном сценарии использован текст «Свеча, накрытая ветром или Две ипостаси одной души», который Валентина написала о самой себе, подражая Милораду Павичу – своему любимому писателю. Валя - поэт, выпускница и воспитанница общины "Китеж" (http://www.kitezh.org/RUS/), окончила московский ВУЗ, живет и работает в Москве.



2006 год


Рецензии