По Европе налегке... Ч. 3
Начало здесь: http://www.proza.ru/2013/01/07/1322.
Не первый раз посетив Европу, я снова задумался: а чем же отличаются от нас иностранцы?
Я не посещал их семьи, даже гиды зачастую были на экскурсиях выходцами из нашего отечества или потомками эмигрантов, так что продолжительного контакта с ними не было.
Поэтому глубокого анализа этих отличий я дать не могу. У меня это просто будет взгляд вскользь, скорее всего, как туриста на экскурсии или из окна туристического автобуса.
И тут я по ассоциации вспомнил о различных встречах с иностранцами задолго до поездок в Европу.
Впервые я столкнулся с иностранцами в Москве, будучи в командировках.
Тогда, в конце семидесятых, на улицах этого города их встретить было трудно, их было немного, и их возили, как теперь и нас, от одного туристического объекта к другому.
В 1976 году в связи с двухсотлетием США в Москве, в Сокольниках, в большом круглом сборно-разборном павильоне развернулась выставка «Фотография в США».
Я как раз находился там в очередной командировке и выбрал время для посещения её, отстояв несколько часов в очереди.
Уже по одному этому видно, какой громадный интерес был и к выставке, и к стране, ведь о США мы, кроме обычной пропаганды да прослушивания разных «радиоголосов» на фоне глушилок, практически ничего не знали.
Мой двоюродный брат, Николай Иванович, который во время Второй Мировой войны принимал в США (Сан-Франциско) суда для «Ленд-Лиза», на вопрос своего отца Ивана Николаевича: «Какая она, Америка?», ответил: «Это нельзя рассказать словами, это надо видеть!».
А запретный плод всегда сладок.
В конце 60-х – начале 70-х я являлся постоянным читателем журнала «Америка», который издавался у нас ограниченным тиражом, подписчиками которого могли являться самые различные советские и партийные чиновники.
У которых росли и дочери. У одной из которых я и брал этот журнал.
Он читался от корки до корки непрерывно на протяжении лет шести-семи. Выпуск журнала являлся, как теперь я понимаю, очень продуманно организованным Информационным агентством правительства США окном в совершенно неизвестный, привлекательный и удивительный для нас мир, вроде бы красивый и удобный для жизни.
Так мне тогда, по крайней мере, казалось. Но теперь мы знакомы с ним гораздо ближе, и мнение о этой стране далеко не такое однозначное и даже отрицательное.
Но вернёмся к выставке.
Персоналом выставки являлись, естественно, не обычные, а весьма подготовленные, в некотором роде, люди.
Вели они себя, как обычные американские студенты, изучающие русский язык, но, думаю, и различные спецслужбы приложили к подбору персонала свои руки.
Ведь во времена «холодной войны» русский язык изучали мало на Западе, а если и учили, то часто интерес к СССР являлся отнюдь не дружеским.
Гиды вели себя сдержанно, как люди на работе, одеты были, как теперь говорят, согласно «дресс-коду», в белые рубашки и обычные тёмные брюки.
Никакой экстравагантности, джинсов, цветных маек, длинных волос-патлов, хотя как раз была эпоха хиппи.
Их внешний вид мало отличался от облика советских среднестатистических граждан.
Было множество вопросов к ним: «Сколько получает ваш отец?», «Как у вас относятся к неграм?», «Как у вас женятся люди?», «Какие фильмы вы смотрите?».
Вспыхивали и стихийные дискуссии.
Помнится, один немолодой уже советский человек стал критиковать американцев за любовь к деньгам, наживе.
На что американский гид ответил: «Вы вот всё время говорите о НОВОМ советском человеке, но я его лично не видел. Где он, покажите его мне».
Я хотел вмешаться в этот разговор, который стал уже довольно активным и массовым. Говорящих окружила довольно большая толпа, которая с интересом не только слушала диалог, но и комментировала его и стала принимать в нём непосредственное и живое участие.
Но я вовремя вспомнил свою подписку о запрещении любых контактов с иностранными гражданами.
Даже посещение этой выставки являлось для меня нежелательным, вот поэтому и пришлось промолчать.
Наверняка среди посетителей были и сотрудники «силовых ведомств», как их теперь называют, в штатском.
Жаль, что я не взял с собой фотоаппарат и ничего не снял, а в Интернете почти нет фото с этой выставки.
Посетители с жаром выпрашивали фирменные пакеты и круглые выставочные значки.
Значок у меня долго сохранялся, я его приклеил на ручку аптечки, находящейся на моей кухне.
Жаль, выкинул всё при ремонте.
А пакеты, в особенности с надписями («фирменные»), в то время у нас практически не продавались, поэтому ценились очень высоко, часто для большей сохранности внутрь пакета вставлялись какие-нибудь тонкие сумки. Такой «double» пакет служил несколько лет.
Запомнился большой стенд, размером в несколько метров, на котором были наклеены тысячи фотографий американцев, молодых и старых, всех цветов кожи, как усредненный портрет американца того времени.
Некоторое отступление от темы для фотографов о самой выставке, достаточно интересной и необычной для нас в то время.
Запомнились впервые увиденные тогда камеры «Polaroid». Уже в постсоветское время фотокамеры Polaroid имели повсеместное распространение и были известны каждому.
И снискали народную любовь не благодаря качеству снимков, а исключительно за простоту съемки.
После нажатия на клавишу «Пуск» из корпуса раскладной фотокамеры с мелодичным жужжанием появлялась толстенькая фотокарточка формата 7,9 x 7,9 см.
Между моментом нажатия на клавишу спуска и получением готового снимка проходило ровно две минуты.
Участники фотосессии собирались кругом вокруг нее и напряженно ждали результатов съемки. Казалось, что может быть технологичнее.
Нажал кнопку и сразу посмотрел готовый снимок. И пускай в кассете всего десять карточек, и формат небольшой, и немало стоила кассета, зато снимки можно посмотреть сразу, без проявления, без отдельно заказываемой печати и (самое главное) без временных проволочек.
Появление цифровой фотографии убило культуру кассетных фотокамер Polaroid.
По всему периметру круглого здания-шатра выставки размещался круговой экран, на который снизу автоматические проекторы с круговой кассетой непрерывно проектировали фото-слайды американской действительности.
Задумано было здОрово, и можно часами смотреть на меняющие слайды в разных секторах зала.
Правда, партия посетителей заходила на определённое время, и через положенное период нам предложили покинуть территорию, и начинали отсчитывать новых «счастливцев».
Фото из Интернета.
На фото павильон
в Сокольниках выставки
«фотография в США».
Продолжение http://www.proza.ru/2013/01/12/1162.
Свидетельство о публикации №213011001686
А в 1974 году в букинисте купил два журнала "Америка". В первом прочитал о первой высадке астронавтов на Луне в 1969 году. Цветные фото Нейла Армстронга повесили на стену в общежитии. В другом журнале были фото из фильма "Звёздные Войны".Сам фильм первый раз увидел в восьмидесятых годах.
Иностранцев первый раз увидел в 1969 году в Волгограде в музее, где рассматривал огромный меч. Сталинграду этот меч был подарен Англией во время Великой Отечественной Войны. Мы услышали английскую речь и увидели англичан.
Владимир Бобряшов 19.01.2025 16:29 Заявить о нарушении
С неменьшим интересом прочитал, как Вы в 1974 году в букинисте купили два журнала «Америка». В первом прочитали о первой высадке астронавтов на Луне в 1969 году. Цветные фото Нейла Армстронга повесили на стену в общежитии…
И с огромным интересом прочитал, как Вы иностранцев первый раз увидели в 1969 году в Волгограде в музее, где рассматривали огромный меч. Сталинграду этот меч был подарен Англией во время Великой Отечественной войны…
Спасибо за отзыв.
Федоров Александр Георгиевич 19.01.2025 17:33 Заявить о нарушении