Афоризмы часть 4 501-547

* * *
№ 501
Не рождая зависти, вызываешь жалость, как же найти в этом мире золотую середину?..
* * *
№ 502
  Того, кто руководствуется в своих действиях эмоциями, редко бывает можно назвать последовательным.
* * *
№ 503
Многих бед можно было избежать, если бы люди не путали такие совершенно взаимоисключающие вещи, как счастье и наслаждение.
* * *
№ 504
Неумеренность в счастье родит и избыток несчастий.
* * *
№ 505
Надежды на лучшее стоят опасений худшего, но если вторые помогают подготовиться к возможным испытаниям, то первые порождают ненужную безмятежность, позволяя бедам заставать нас врасплох.
* * *
№ 506
Зависть способна отравить даже самое завидное существование.
* * *
№ 507
Свершений не бывает без терний, и чем выше достижения, тем глубже впиваются в тело шипы и колючки, буквально разрывая его на части.
* * *
№ 508
Безумие – оборотная сторона наслаждений.
* * *
№ 509
Удовольствия калечат душу, извращают ум и притупляют чувства.
* * *
№ 510
Великие соблазны родят и великие преступления, один из сильнейших – испытание властью. Поэтому человек разумный стремится держаться от нее подальше, дабы, оказавшись обогретым ее дарами, не испепелить себе душу вовсе.
* * *
№ 511
Иные наслаждаются властью, но философ властвует над наслаждением.
* * *
№ 512 
Юность часто бывает заносчива, ибо считает, что все у нее впереди, но что именно, хорошее, или плохое, она ведь не знает! Поэтому стоит завидовать не юности, у которой кровь бурлит и пенится, но –  мудрости, как итогу жизни,  лишенной заносчивости.
* * *
№ 513
Как ни странно, одни пороки могут обуздывать другие, например, гневу может препятствовать трусость, но в борьбе с удовольствиями им могут противостоять только достоинства - твердость воли и сила духа, т.е. никто, кроме нас самих.
* * *
№ 514
Во всех делах человеческих побеждает в конечном итоге любовь, а не ненависть, гибкость, а не сила. Правота всегда остается за тем, на чьей стороне правда, а не гордость, и тот, кто полагается лишь на собственные силы, в отсутствие Бога, всегда проигрывает.
* * *
 № 515
         Собирая все, что может пригодиться, обязательно окажешься без того, что необходимо.
* * *
№ 516
Легко быть философом, когда имеешь все, куда трудней ничего не желать, не имея ничего!
* * *

№ 517
Говорят, страсти будят вдохновение, но будучи обуян страстью, никто еще не был способен к какому бы то ни было созиданию!
* * *
№ 518
Приобретать то, без чего можно обойтись, - расточительство, отказывать себе в вещах насущных – скупость; довольствоваться тем, что необходимо, - единственный разумный путь.
* * *
№ 519
Художественная свобода – определяющее условие всякого творчества, именно она отличает подлинно художественное произведение от поделок ремесленника, подвязавшегося на свой труд ради хлеба насущного.
* * *
№ 520
Невозможно одновременно любить и славу, и ближнего, чем-то одним из них неизбежно приходиться жертвовать.
* * *
№ 521
Хороший совет бесценен теми приобретениями, которые он дает, тогда, как дурной невосполним потерями, которые мы несем, последовав ему в минуту слабости.


* * *
№ 522
Стоит бояться не бед вообще, но лишь тех, что происходят от наших слабостей, которых, будь мы более стойки, можно было бы, скорее всего, избежать.

* * *
№ 523
Поэт, несомненно, богаче любого ростовщика, ибо первому принадлежит весь мир, тогда как второму – лишь его капиталы, которые после смерти часто достаются, вообще, неизвестно кому.
* * *
№ 524
Пустяковые удовольствия требуют подчас совсем нешуточных усилий.
* * *
№ 525
Богатство сердечное - самое неброское из всех встречающихся в мире, оно становится заметно, лишь когда человек, источник его, уходит, и мы остаемся наедине со своей злобой, раздражительностью и спесью.
* * *
№ 526
Нестяжание свидетельствует о внутренней полноте, и напротив, стремление к богатству говорит о душевном вакууме, который нельзя заполнить ничем, кроме обретаемого через деньги суррогата общепринятых удовольствий.
* * *
№ 527
     Как знать, быть может, сохранить твердость духа в несчастье, значит, уже быть на полдороге к избавлению от него?..
* * *
№ 528
       Самая злая тирания – тирания бывших рабов.
* * *
№ 529
   Не радея о душе, превращаем свою жизнь в долгую и мучительную смерть.
* * *
№ 530
       Если для одних жизнь без мучений – удовольствие, то для других жизнь без удовольствий - мучение.
* * *
№ 531
Главное, не дать навыку преодолевать трудности перерасти в привычку бороться с ними даже там, где их нет.
* * *
 № 532
Медлительность – наихудший помощник в борьбе со злом.
* * *
№ 533
Счастье есть внутреннее состояние души, поэтому незачем отправляться искать его в чужие края, когда можешь найти его у себя, так сказать, за плечами.
* * *
№ 534
Тот, кто всегда всем доволен, либо безумен, либо двуличен.
* * *
№ 535
Поскольку тело рано или поздно превращается в труп, незачем разуму вопреки себе потакать его велениям, идя у него на поводу.
* * *
№ 536
Равнодушные, конечно, более нравственно уродливы, чем преступники, т.к. у последних все же не закрыт путь к покаянию, тогда как первые заранее похоронили себя, молча одобрив все прошлые и будущие преступления в этом мире.
* * *
№ 537
Добродетель не может быть чрезмерной, ибо она есть мерило любых крайностей в нашей жизни.
* * *
№ 538
Долгий век определяется мерой совершенных хороших дел, а никак не количеством прожитых лет.
* * *
№ 539
   Главное богатство человека – это, несомненно, духовная жизнь, и никакие богатства в мире при больной душе, не превратят нас из нищих в богачей.
* * *
№ 540
      Душа – это дверь в бессмертие, которую дано открыть лишь немногим.
* * *
№ 541
Страх боится самого себя: как только наступает реальная опасность, в которой нужно действовать, он отступает.
* * *
№ 542
Наслаждаясь красотой окружающего мира природы, человек не может быть безбожником, лишь ложные идеи, внушаемые извне, толкают его к атеизму.
* * *
№ 543
Меньше всего выигрывает тот, кто больше всего на свете боится продешевить.
* * *
№ 544
Желание иметь удобства, комфорт побуждает приобретать  множество вещей, с которыми связано, в свою очередь, масса хлопот, не совместимых с удобствами.
* * *
№ 545
Если во всем руководствоваться чужим, а не своим мнением, всегда будешь делать то, что нужно другим, а не тебе самому.
* * *
№ 546
В забвении плохих дел – великодушие, в забвении хороших – равнодушие и эгоизм.

И последнее

Будда говорил, что мир – это иллюзия. На иллюзиях строятся как радости, так и неизбежно следующие за ними страдания. Буддисты отрицают и то, и другое, но, может быть, за этим все-таки что-то есть?..



КОНЕЦ  IV ЧАСТИ


Рецензии