В помощь начинающему поэту!

(Статья опубликована в 7 номере печатного издания журнала Цветные Строчки, Автор: Майя Азарова)

Здравствуй, талантливый поэт! Ты чего смущаешься? Тебя смущает существительное «поэт» или прилагательное «талантливый»? Я всегда удивлялась, что пишущий  человек, например на сайте стихи.ру, часто спешит сообщить читателю о том, что он не поэт. Меня всегда это даже несколько раздражало… Спрашивается, почему же ты пишешь стихи, раз не поэт? Такой человек, конечно же, ответит что-то наподобие: «Я пишу, чтобы выплеснуть чувства, эмоции, поделиться…» Тогда следующий вопрос: «зачем на публику?» Предугадываю ответ: « ну, вдруг, это кому-то окажется близко…» Не стоит лукавить! Если ты выставляешь свое творчество на суд и интерес публики, значит, хочешь быть услышанным. Тогда не стоит зажиматься и кокетничать! Можно по праву считать себя поэтом, пусть и начинающим! «Я начинающий поэт» - эта формулировка мне нравится больше, чем «Я не поэт». Надеюсь, и тебя она устроит!
Итак, разобрались: ты - начинающий поэт. Но сейчас ты воскликнешь, что говорить о таланте совсем уж нескромно! Но простите… А чего тогда пишем, раз нет к этому таланта? Опять для себя? Для выплеска эмоций? Почему не найти какой-то другой способ? Или тогда уж честно и «жестко» писать в стол и не высовываться во всемирную паутину со своими творениями. А если ты постоянно плодотворно пишешь, любишь это делать, и считаешь плоды своего творчества достойными читателей, то почему же ты не талантлив? Потому что не идеален? Ну, во-первых, идеал- это либо субъективно, либо почти не достижимо. И, во-вторых, талантливый не значит идеальный. Всегда есть к чему стремиться! Разве начинающий поэт или писатель не может быть талантливым и перспективным? Талант-это потенциал! А дальше - практика, опыт, работа… Талантливый человек не должен останавливаться в своем развитии. Поэтому расслабься… Ты талантливый начинающий поэт. И коль ты встал на этот путь, я хочу помочь тебе некоторыми рекомендациями… Давай разберем, какие ошибки как правило склонен совершать молодой автор…За работу!

1) Штампы!

Есть такое высказывание: «Кто первый сравнил женщину с цветком - был гений; кто сделал это вторым - был полным болваном». Это к вопросу о штампах, которыми часто грешат начинающие авторы. Начнем с того, что такое штампы. Штамп (или иначе - «клише») в искусстве — это шаблон, известный образец, повторяемый в различных произведениях. Кстати, забавно, что изначально слово штамп означало инструмент для получения идентичных изделий (деталей, заготовок, поковок) методом пластической деформации. Ну, а впоследствии это слово стало использоваться для обозначения многократного повторения чего либо. То есть повторять то, что уже до тебя тысячу раз писалось (пусть это были наши замечательные классики и гении) не есть хорошо. Иначе, какой смысл в творчестве, если не в новизне образов, мыслей и смыслов?

Приведу несколько конкретных словосочетаний являющихся литературными (в том числе и поэтическими) штампами:
мороз крепчал, руки как крылья, в воздухе пахло весной, ветер дул, солнце садилось, небо плакало, слезинки дождя, первый снег, синее море, алая кровь, не вспыхнет уже никогда (сердце, звезда), отлюбившее сердце поэта, погасшая в небе звезда, ладонь в ладонь, быть крылатым.

Не надо повторять за классиками : «Я помню чудное мгновение», «Я встретил вас - и всё былое…» и т.д., ищите свой способ выражения чувств! «Разбитые сердца», «закрытые дверцы» – о них пишет каждый второй поэт! Обороты типа: «пламенные души», «разлуки/любви роковой», «с душой благородной», «сладкой жизни сон» в современных произведениях смотрятся поношенными и жалкими копиями поэзии прошлого века. Кстати ещё и поэтому следует читать классиков, чтобы не пытаться быть их зачастую жалким подобием, бледной копией. Будьте классиком своего времени! Да и не обязательно быть классиком! Важнее быть просто неповторимым!

НО! Давайте разберемся, означает ли все вышесказанное мною, что словосочетания, обороты, именуемые так называемыми «штампами» следует полностью забыть и вычеркнуть из собственного словаря? Я бы сказала, здесь существуют некоторые поправки и исключения… Конечно то, что мы называем штампами следует использовать как можно реже чтобы все стихотворение не превращалось в набор штампов… Но с другой стороны ещё важнее – место, уместность, упаковка! Если те же «пламенные души» использовать в сатирическом стихотворении, или ещё в каком – то непривычном контексте их употребления, они будут смотреться совершенно свежо! То есть, дело действительно в способности почувствовать, где фраза будет смотреться как затасканный образ, а где это будет выглядеть интересно и по новому, или же это будет необходимо, просто как устойчивое выражение, привычное клише, которое сразу же вызовет в голове читателя нужную картинку. Везде мудрить и изгаляться тоже не лучший выход, читатель заметит вашу неискренность и некую искусственность. Если надо сказать «солнце село», то смело пишите! Если суть вашего произведения в другом, то некоторые устойчивые выражения могут просто являться антуражем, излишняя перегруженность которого нежелательна, и лишь запутает или вызовет отторжение читателя. В общем, на то ты и поэт, чтобы учиться грамотно владеть языком! Ведь язык один и похожих выражений полностью не избежать! И это нормально, как и в музыке, в которой всего 7 основных нот! Определенная последовательность нот повторяется часто, только вот откуда столько уникальных и узнаваемых мелодий? То есть, важно не «что», а скорее «как», а также «когда» и «где». Штампы можно обыграть и оживлять, а иногда не грех заглядывать в словарь синонимов и эпитетов.

Кстати, вот мнение одного автора со стихи.ру, жесткое, но отрезвляюще:

«Но ведь бывает «по-плохому» заразителен и хороший пример! Читая стихи многих самиздатовцев, чувствуешь себя странно: будто бы попал на фантастически возникший сайт поэзии неумелых представителей поколения, следующего за поколениями Пушкина, Тютчева или иногда, реже, Блока. Часто эти стихи похожи на нерадивое переписывание оригиналов классики. Реже, нечто почти самостоятельное, но исполненное мертвыми словами, вышедшими не только из бытового, но и из поэтического обихода. И лишь неологизмы и просто актуальные слова, врывающиеся в эти эфемерные чертоги, ломают ощущение присутствия в прошлом. Эклектика бывает намеренной. Но значительно чаще я вижу эклектику, причиной которой является глухота к слову, отсутствие чувства языка.
Когда читаешь массу одинаковых стихотворений на одну и ту же тему, невольно думаешь, что имена авторов - выдумка неких программистов, которые додумались собрать все штампы и их тематические комбинации в базу данных, сдобрить это подпрограммой, выбирающей стихотворный размер, и запустить генератор-публикатор.
Индивидуальность, авторское видение, неожиданное, прожитое духовно раскрытие темы оживляет стихотворение, делает его язык - живым».

2)Банальности

Банальность и штамп, это конечно, близкие понятия, но есть некоторые различия, на мой взгляд. Здесь я больше имею в виду банальность как бытовое и слишком разговорное для поэзии использование слов. Я не буду расписывать во всех красках о том, как не стоит писать. Один яркий пример бытового и банального набора слов, который сложно именовать «стихотворением», (хотя автором он задумывался именно так) будет более наглядным пособием:

«Я любила и люблю тебя!!!
Но жаль, ты не доверяешь мне…
И прошу, не гони ты меня…
Просто постарайся забыть…
Не создавай ошибку навсегда!
Не будешь, счастлив ты без меня…
Я не вижу себя без тебя…
В глазах не слезы мертвая вода…
Свежесть тускло ушедшего дня…
И люблю, ведь я только тебя…
Ты сердце в моей груди!
Хочу прирасти я к тебе навсегда….

Знаю, не покинешь ты меня…
Будешь рядом ты всегда!»

Здесь мы видим просто перечисление фраз, чувств, мыслей в бытовом антипоэтическом виде. Зачем пытаться облекать то, как мы говорим или думаем в быту в порыве чувств, в подобие поэтической формы? Если очень хочется написать стихотворение, показав его кому-то ещё кроме себя, наверное, стоит утрудить себя какими-то образами, найти более оригинальное выражение своего, безусловно, уникального переживания. Здесь же оно выглядит до пошлости банально и поэтому совсем не интересно. Так много людей переживало нечто подобное, так много сказано точно таких же слов, их можно услышать в сериалах, «слезливых» фильмах и т. д. Хочешь выразить свое переживание? Покажи его уникальность, глубину, скажи об этом так, как никто ещё не говорил, так, чтобы задело за живое! Даже автор, употребляющий замыленные образы и устойчивые выражения старается больше, в попытках сделать свое произведение более поэтичным, в то время, как пишущий подобным бытовым языком, кажется, и вовсе не старается облечь поток простых и банальных фраз в поэтическую форму. Однако, написав их в столбик, как пишут стихи, пытаясь рифмовать, он претендует на то, чтобы этот набор слов называли стихотворением! И здесь я уже не говорю о рифме, ритме, порядке слов, а также о словах-паразитах, лишних словах-местоимениях. Об этом - в следующем абзаце!

3)Словесный мусор, порядок слов, лишние слова прочие «мелочи»

Сразу перейдем к конкретике.

1.Использование слов-костылей:
словесный мусор может появляться в стихотворении как при подстановке ради соблюдения ритма и рифмы (все те же «уж», «-то» «ведь», ничего не соединяющие соединительные союзы, либо целые необязательные значимые слова, не относящиеся к раскрываемой теме), так и при стремлении «укомплектовать» стихотворение нужным числом строк (то есть, мусор суется целыми строками).

2 Порядок слов и корявость. Иногда предложение звучит настолько коряво, что невольно задаешься вопросом: «А чего этот автор говорит, как иностранец? Что за порядок слов? Почему ошибки в управлении?» Или, может быть, это попытка сделать пародию? Пример выше: «Не создавай ошибку навсегда!»
3. Навязчивое использование слов, относящихся к обслуживанию, а не к передаче смысла:
Что, который, и, как и т.д. Чем меньше «чтокания», тем больше концентрация смысла. Это касается как поэзии, так и прозы.
4 Частое использование фраз из канцелярского языка «достиг успеха», «как следствие», «период времени».

Существует такое понятие, как «авторская глухота». Давайте поближе рассмотрим этот термин с примерами…

«Авторская глухота — условный термин, предложенный Максимом Горьким: явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. Причины этих ошибок объясняются по-разному: в одних случаях авторская глухота является результатом небрежности или неряшливости писателя, в других случаях — возникает непроизвольно, когда увлечение главной задачей вытесняет из поля внимания отдельные детали. Причем подобные явления свойственны не только рядовым писателям, но и большим мастерам. Подобные ошибки у классиков русский критик и пародист начала 20 века А. А. Измайлов назвал «пятнами на солнце». Вот несколько примеров таких ошибок:

 А. Пушкин:
«Вот испанка молодая
Оперлася на балкон»

(вместо «на перила балкона»);

 М. Лермонтов:
«И Терек, прыгая, как львица,
С косматой гривой на хребте...»

(грива растет только у льва и не на хребте, а на шее);

А. Плещеев:
«Дам тебе [ласточке] я зерен,
А ты песню спой.»

(ласточка питается насекомыми, а не зернами);

А. Фет:
«О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.»

(из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш, который появляется уже в разгар весны)

 В. Маяковский, в прологе к поэме «Во весь голос»:
«Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.»

(поэт хочет сказать «к стволу прижав ствол»; это настолько ясно, что читатель может сразу не заметить ошибки. Однако, очевидно, пушки-поэмы, прижатые жерло к жерлу, стали бы стрелять друг в друга);

Немного о Рифме… Для меня тема рифмы это не самый главный вопрос в поэзии, несмотря на то, что мнение большинства поэтов, как профессионалов так и непрофессионалов, обычно противоположное. Порой рифме отводят вообще первостепенное значение: мол, это же стихи... Но стихотворение – это не просто зарифмованные строчки… иногда «любителей рифмовать» мы часто с иронией называем «рифмоплетами», транслируя тем самым свою несерьезность в отношении автора, как истинного поэта. Безусловно, рифма это часть поэтического искусства, звукописи поэтического произведения. Однако, в стихотворении, если говорить о форме, на мой взгляд, важнее общий стиль, ритмика, своя особая структура и гармония, и меня не часто раздражают те самые «запрещенные» глагольные рифмы… Но действительно, в довольно банальных стихах их бывает слишком много. А если глагольная рифма интересно "упакована", то есть, использована в нестандартном ритме, размере, то она вполне хорошо смотрится и слышится. Иногда кажется, что рифмы нет вообще или она какая-то «неправильная», однако, она может быть просто неточной, очень вольной, почти случайной (в хорошем смысле, не от неряшливости, а по замыслу) ускользающей, тонкой…
Но конечно, если вернуться к вопросу о так называемых тривиальных и заезженных рифмах, не стоит злоупотреблять рифмами типа (особенно в классическом слоге):

шёл - нашёл,
глаза - слеза
розы - морозы
ночь - помочь
весна - не до сна
любовь – вновь- кровь
слезы - грезы
никогда - навсегда

Да уж! Статья получилась немаленькая, но надеюсь, что она оказалась полезной. Я хотела собрать максимально полный набор замечаний, рекомендаций, примеров для начинающего поэта, и очень хотелось бы верить, что подобным анализом, разбором, я никого не обидела, не задела и сильно не расстроила. Если чувствуешь в себе поэтический талант, способность к работе с языком – дерзай, и все получится! А если понимаешь, что «не тянешь», то может, стоит попробовать себя в чем-то другом? У каждого из нас есть какой-то особый талант, даже если нам кажется, что его нет. Да, бывает, что ищешь его всю свою жизнь, но это стоит того! Поиск таланта почти тождествен поиску себя. А мы все, так или иначе, постоянно ищем, разыскиваем себя… Обретаем, а потом снова теряем… И опять обретаем! Ищите себя, обретайте себя! И ты, Поэт, пиши, совершенствуйся, ищи и находи себя разного, нового… Спасибо тебе за беседу! Мы ещё встретимся… Надеюсь, много, много раз…


Рецензии