Шерлок Холмс, кот Ватсон и кошки в Библии

                ***

- Почему это Вы читаете в такую рань, Холмс  – Вас что-то потревожило, или Вы еще не ложились? Наверно, новое сногсшибательное дело?
- Ничего поэтического, Ватсон. Просто меня разбудили Ваши душераздирающие вопли. И поскольку Вы, я вижу, всю ночь провели на подоконнике, то у меня вопрос: что это, - влияние вчерашнего урагана, или нечто менее осязаемое?
- Нет, это не ураган.
- Тогда, скорее всего, какой-то интересный сон – котам ведь снятся сны?
- Снятся, вот и сегодня.. Впрочем, мне не хотелось бы об этом сейчас.. Скажите лучше, что Вы читаете Холмс? Вероятно, снова какая-нибудь детективная хроника прошлого?
- В известной степени Вы правы, дорогой Ватсон, ведь я читаю Библию.
- Библию?
- Что Вас так удивляет?
- Не удивляет.. Припоминаю, что расследуя дело о смерти полковника Барклея, в котором был замешан этот несчастный горбун Генри Вуд, Вы провели параллель между предательством полковника, отправившего Вуда на смерть с целью завладеть его невестой, и библейским Давидом, который отправил на смерть Урию, чтобы сделать его жену Вирсавию своей. Тогда Вы сказали, что изрядно подзабыли Библию, но, если Вам не изменяет память, эта история находится в первой, или второй книге Царств. Вот я и подумал..
- Подумали, что я не могу читать Библию по утрам? Какое скоропалительное суждение, мой друг. Я просто хотел сказать тогда, что теперь читаю Библию реже, чем когда-то, но все же, так или иначе, обращаюсь к ее страницам.
- Кстати, история о Давиде и Вирсавии находится во второй книге Царств. Но раз Вы обращаетесь к этим страницам, то позвольте спросить Вас, Холмс: упоминаются ли в Библии кошки?
- Вопрос, достойный такого кота, как Вы, Ватсон! Видно, бессонная ночь на Вас подействовала – ведь обычно мне приходится экзаменовать Вас по различным вопросам.
- Неужели Вы уклоняетесь от ответа, Холмс?
- Извольте. Ничего не помню про кошек (тут уж Вам видней), но про львов в Библии упоминается нередко, а разве лев – не большая кошка? Причем, что особенно будет утешительно для Вас, Ватсон, лев часто ассоциируется с опасностью, а у Петра с рычащим львом сравнивается сам хозяин ада (см. 1Пт. 5, 8).
- Вы опять иронизируете. Но, позволю заметить, лев не всегда ассоциируется со злом – в 5 главе Откровения Христос назван «львом из колена Иудина» (Отк.5, 5). В одной книге я прочитал, что это восходит к последнему благословению Иаковом своих сыновей, где он называет Иуду "молодым львом" (Быт. 49,9). Если Иуда - молодой лев, то весьма кстати будет называть Христа, высочайшего из колена Иуды, львом колена Иудина. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами этот титул стал титулом Мессии. В Третьей книге Ездры (иудеями она считается неканонической) говорится о льве, а далее читаем: "Это - Помазанник, сохраненный Всевышним" (3 Езд. 12,32). Сила льва и его слава царя зверей послужили хорошим символом Мессии. Так что лев, которого Вы презрительно назвали большой кошкой, является не только образом дьявола – тем более, что в упомянутой книге Ездры лев тоже рычащий.
- Великолепно, Ватсон! Вы просто ходячая энциклопедия библеистики! Пока я расследую преступления, Вы не теряете времени даром. Но что это нам дает? Хорошо, признаю, - лев не такой отрицательный персонаж, а то Вы уже решили обидеться за все семейство кошачьих. Но кошка все-таки не лев, а о кошках в Библии Вы так ничего и не сказали. Что отсюда мы можем заключить?
- Ровным счетом ничего, Холмс. О кошках в Библии не говорится ни слова, но мы не в обиде – дело в том, что у соседних с евреями египтян кошки были объектом поклонения, их даже порой спасали вместо людей. Отсюда молчание Библии о кошках. Впрочем, одно упоминание все-таки есть, хотя и в книге, не входившей в иудейский канон. В Послании Иеремии мы читаем об идолах: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. Из этого уразумеете, что это не боги; итак, не бойтесь их (Посл. Иер. 1, 21-22)». Как видите, кошки здесь явно положительные персонажи, ведь они своим лазанием по идолам презрительно разоблачают их мнимое божество. Я уже не говорю про то, что Церковь относится к кошкам очень даже неплохо.
- От всей души поздравляю Вас с этим, мой усатый друг и помощник! Я всегда подозревал, что где-то на свете есть хорошие коты. И один из них – Вы, Ватсон. За все время моей деятельности я не встречал кота (да и не только кота) более достойного – и поверьте, я говорю это искренне.
- Рад слышать столь лестные слова от Вас, Холмс, хотя и ничем не заслужил их. Я привел эти примеры из Библии вовсе не для того, чтобы услышать хвалу из Ваших уст в свой адрес.
- Да, конечно, понимаю, но я не собирался смущать Вас. И, к тому же, тот единственный пример с кошкой, который Вы привели, относится к далекому ветхозаветному времени. В Новом Завете, насколько я понимаю, таких примеров нет.
- Нет, но хочу Вам рассказать одну историю.
- Детективную?
- Нет, скорее, евангельскую.
- Зачем, - ведь Библия у меня под рукой?
- Эта история не из Библии.
- Да, но тогда, как же Вы узнали о ней?
- Мне рассказала ее бабушка, - эта история передавалась в нашем роду с незапамятных времен.
- Простите, Ватсон, но мой ум сыщика отказывается это понять. Я еще могу смириться с тем, что Вы – разумный и говорящий кот, но что весь Ваш кошачий род Ватсонов разумен – нет, это выше моего скромного разумения! Как же Ваша бабушка поведала об этом? Она, что, тоже обладала разумом? И бабушка ее бабушки, надо полагать, тоже? Я готов признать сверхъестественное, но не до такой же степени!
- Да, я вспоминаю, что когда-то Вы отрицали существование демонической собаки.. Но собака все-таки была!
- Была-то она была, но в ней не было ничего демонического!
- Пусть не было, я не специалист по собакам, хотя и являюсь котом. Да, я единственный разумный кот, и моя бабушка разумной не была, но она передала мне эту историю силой мысли.
- Как это? Если Ваша котиная бабушка мыслила – значит, она имела разум. Мышление без разума – это весьма нелогичный довод.
- Должен согласиться с Вами, Холмс, но я имел в виду другое. Бабушка извлекла эти образы из своей памяти и мысленно, не говоря ни слова, передала их мне. Такой ход событий не кажется Вам столь уж невероятным?
- Это уже кое-что. По крайней мере, мы отказываемся от идеи целого племени разумных котов и кошек. Но вопросы остаются – как это она передала Вам эти образы своей памяти? Я еще мог бы допустить нечто подобное у людей, но у кошек.. Мы опять сталкиваемся с идеей чего-то «слишком сверхъестественного». Подобная передача информации у котов не подтверждается никакими научными данными, а стало быть.. Я не могу отрицать это полностью, но принять..
- Но Вы же принимаете как факт существование разумного кота?
- Если бы не видел собственными глазами, то..
- Разве этот факт не экстраординарен? Тогда попытайтесь принять и то обстоятельство, Холмс, что разумный кот не совсем понятным Вам путем узнал об этом от своей неразумной бабушки, а она – от своих предков. Все равно у вас, людей, здесь нет научных аргументов  - ни за, ни против.
- Ну, хорошо, предположим. И что это за история?
- Это евангельская история о кошках.
- Но там нет никакой такой истории! И Вы это знаете не хуже меня.
- Нет, но это что-то вроде семейного предания. Никакими документальными доказательствами я не располагаю.
- Что же, с удовольствием послушаю. Но, признаюсь, жизнь детектива научила меня не доверять многим семейным преданиям. Вспомните хотя бы предание о собаке Баскервилей – на поверку оно оказалось совершенно недостоверным, хотя его нелепость и так бросалась в глаза.
- Не собираюсь Вас в чем-либо уверять, но я лично этой истории верю. Да, доказательств нет, - что же, считайте это апокрифом.
- Хорошо, хорошо, я готов внимательно выслушать Вас.
- История эта о последних событиях в жизни Христа. Когда Спаситель нес крест, и иудейская толпа желала ему проклятий, впереди показались чьи-то кошки, которые собирались перебежать дорогу перед Ним. Тут какой-то чернобородый молодой иудей закричал на них: прочь отсюда, идолы египтян, а не то убьем и вас! Толпа подхватила его крик, и тут Спаситель повернул к кричавшим Свой окровавленный лик, и произнес: оставьте их, ибо пути этих созданий Божьих не случайно встретились ныне с путем Моих страданий. Разве Вы не ведаете, что всякая тварь ищет спасения от сего мира греха. Посему – отпустите их, пусть идут дальше. Толпа приутихла, но кошки не стали перебегать скорбную дорогу, а остановились, смешались с толпой, и, когда уже никто не обращал на них внимания,  побежали за Иисусом, несущим крест. Потом некоторые из иудеев рассказывали, что этих кошек видели и на месте казни Царя Небесного, а затем, когда Христа сняли с распятия и погребли в пещере, кошки долго кричали, кричали всю ночь, - говорили, что таких кошачьих криков никто никогда не слышал. Иудеи же ругались на них, что они нарушают покой субботы. Когда жены-мироносицы пришли ко Гробу Господню, чтобы узнать о Его воскресении, рядом с пещерой были кошки – похоже, те самые. Одну из них потом приютила у себя Мария Магдалина, а еще две нашли пристанище у апостолов Петра и Иоанна. Вот от этих трех кошек и стала известной эта история, которую я только что рассказал Вам.
- Очень интересное предание, Ватсон. Но, как Вы сами заметили, оно ничем не подтверждается: ни в канонических евангелиях, ни даже в апокрифах, ничего похожего на эту историю, нет. Впрочем, справедливости ради замечу, что эта история не противоречит евангельским рассказам – она могла иметь место, но ее могло и не быть. Про эти слова Спасителя никто все же не упомянул.
- Да, никто, но поведение кошек – это далеко не самое главное в событиях Страстей. Вот и не обратили на это особого внимания, когда страдал Сам Христос. Сегодня ночью я кричал - мне приснилось это.. А рассказал Вам эту историю только для того, чтобы подчеркнуть благоволение Спасителя ко всем живым существам. Даже неся крест, идя на смерть, Он думал не только о людях, но и о нас, кошках. И потому мы тоже способны чувствовать Его любовь, испытывая благоговение перед Тем, Кто нас создал. И потому мы пойдем за Ним, когда Он снова явится с небес на землю.


Рецензии
Коты))) Это всегда пушисто и тепло на коленях. Вообще в коте Ватсоне явно мало историй. Потому что очень интересно. Но лира, как известно, дама вдохновенная. Является, когда не ждёшь!

Алевтина Ремаркина   23.07.2021 00:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.