Числа

(Глава из книги «Заветные сказки». См. здесь же)

                Здесь мудрость. Кто имеет ум,
                тот сочти число зверя, ибо это
                число человеческое; число его
                шестьсот шестьдесят шесть.
                Откровение святого Иоанна Богослова, 13:18

                Что-то давненько не устраивали
                переписи населения.
                Владимир Тучков. «Розановый сад»

Число, как в жизни человека, так и в его судьбе, является сильнейшим элементом в оценке событий, в оценке отношений, да и во многом другом, что связано как с жизнью человека, так и его смертью. Числа – это тоже элемент, связанный с числом или другими такими же похожими числами. Числа – это четвёртая книга Моисея, в которой говорится о счислении израильтян, годных к воинской службе. И не только об этом. В ней дополнительно приводятся различные законы и указания. Такие, например, как высылка нечистых, возмещение ущерба, суд Божий в случае ревности, закон о наследстве и предписания о праве наследования. И не только об этом. Продолжается описание жизнедеятельности группы евреев во главе с Моисеем, об их сражениях за землю, в частности, с медианитянами (это когда Моисей приказал поубивать всех женщин и детей-мальчиков). Странно, что книга эта названа так, как указано. К числам в ней и относится всего что – перепись населения. Сколько их осталось либо сколько их стало.

Перепись населения – весьма важное божественное событие, которое может производиться только с разрешения Бога.

 «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый день второго месяца, во вторый год по выходе из земли Египетской, говоря: исчислите всё общество сынов Израелевых по родам их, по семействам их, по числу имён, всех мужеского пола поголовно…» (Числа, 1:1,2). Или вот ещё: «…Сказал Господь Моисею и Елеазару, сыну Аарона, священнику, говоря: исчислите всё общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех годных для войны у Израиля.» (Числа, 26:1,2).

А вот и наказание за неразрешённую перепись, устроенную царём Давидом (Книга 2-я Царств, 24). Бог разгневался на Израильтян, а чтобы наказать их, Он тайно подзужил Давида сделать перепись, не спросясь об этом у Него. Дело сделано. Давид приказал переписать всех, а вот наказание-то получил народ весь остальной, но не кудрявый и рыжий красавец Давид, иконы которого украшают церкви. В качестве наказаний было предложено Самим Богом три варианта, достойных составу преступления: голод семилетний по всей стране; три месяца бегать с войском от неприятеля; трёхдневная моровая язва по всей стране. Надо отметить, что перепись пострадала от выбранного Давидом последнего варианта: от моровой язвы, посланной Богом, умерло пятьдесят тысяч человек! Действительно, крепко досталось Давиду!

Вот теперь становится совершенно понятной неустроенность в жизни нашего государства: перепись населения, оказывается, проводили и проводят без разрешения на то у Господа. Не ведают, что творят! А ещё о высоких материях рассуждают, молиться в церковь ходят, новые храмы возводят, а об элементарном не могут догадаться. Вот и снова, без разрешения, устроили перепись в октябре 2010 года.

Само по себе разные числа имеют разную силу и привлекательность. Не относится это к тому, что хотелось бы сказать в этой части, но, уж раз пришлось, то можно немного и поговорить.

О д и н. Бог един, но больше используется число т р и. Это и явление Бога в образе трёх мужей. Благословление Бога состоит из трёх частей. Три дня и три ночи Иона был во чреве кита, а Иисус за три дня собирался храм построить. Три волхва пришли познакомиться с родившимся Иисусом. Мы тоже используем число три достаточно часто. «Тебе что, три раза об этом говорить?» Чуть раньше было – соображали на троих. Потом перешли к числу два. Тоже, довольно часто используемое число и в священных книгах. Часто используется и число ч е т ы р е, означающее по своей природе цельность. Четыре стороны света, четыре Евангелия, четыре самых тяжких наказания, которые посылает нам Господь с любовью или ненавистью. Города строили четырёхугольником, Иерусалим, например. П я т ь  и  ш е с т ь как-то не очень прижились, хотя звезда Давида – шестилучевая, а вот числу с е м ь отдано, пожалуй, наибольшее предпочтение. Что только с ним не делали, да и мы в каких только передрягах с ним не побывали. «Семь раз примерь, один – отрежь», «семь пятниц на неделе», «седьмая вода на киселе», «семь вёрст до небес и всё лесом», «шагать семимильными шагами», «семеро одного не ждут», «седьмое колено» и много других. Бог Землю сотворил за семь дней, с учётом выходного. Светильник с семью лампадами, который увидел пророк Захария, о чём он написал в своей книге. Иоанн не отстал от Захарии и тоже увидел (см. Откровения Иоанна Богослова) семь золотых светильников. Книга запечатана семью печатями, а вот чтобы снять седьмую печать, надо, чтобы в это время семь ангелов стояли с семью трубами и, вероятно, дудели в них. Иначе не получится снять эту печать, так и останется книга запечатанной. Как сказал пророк Захария, семь очей Божьих наблюдают за жизнью на Земле. И вот, почему-то, в день суда над Иерусалимом (слава Богу, что не над нами!) семь женщин ухватятся за одного мужчину (о! и число о д и н ещё появилось!) и будут просить взять их в жёны. И таких примеров с числом семь – великое-превеликое множество.

Не будем на это отвлекаться, у нас другие задачи. Можно поговорить и о числах д е с я т ь, д в е н а д ц а т ь и его производных, о числе т р и д ц а т ь и об очень употребляемом числе с о р о к, о числе с е м ь д е с я т и о числе ш е с т ь с о т   ш е с т ь д е с я т   ш е с т ь. Но время дорого, число страниц определено. Оставим это на любопытство  читателя, если оно проявится.

Но далеко от чисел мы, всё же, уходить не будем, потому что это очень важно при исчислении, не переписи, а исчислении избранных из званых.

Число канонизированных святых в Русской православной церкви за период христианства на Руси и в России (до XX века)

Век Княжеские
        и царские
         фамилии Высший
               
                церковный сан Всего
IX     0             0          4
X     1               1          5
XI     10            13         64
XII     20            19         83
XIII     43            15        141
(+30 препо-
добных отцов)
XIV     17            16        118
XV     13            21        173
(+72 мученика)
XVI      4            15        186
XVII      2            17        146
(и ещё 1265 «и
иже с ними»)
XVIII      0            12        24
XIX      0             6        20
XX      0             4         6
Итого     110           139       829
                (более 1400)

Посмотрим на список избранных святых, просиявших на земле, в том числе и российской. К настоящему моменту в православном молитвослове, в церковном календаре, упоминаются гораздо более тысячи имен святых, основную массу которых составляют, естественно, мужчины, как, вероятно, наименее подверженные злу, называемому «первородным». Из этой «гораздо более тысячи» более восьмидесяти – цари, князья и прочие титулованные особы, в том числе теперь и последний коронованный царь, Николай II. Более пятисот составляют высшие духовные саны: патриархи, архиепископы, епископы, митрополиты, апостолы. Но это по церковному календарю. А вот возьмём сведения из упоминавшейся ранее книги М.В.Толстого «История Русской церкви». Тут уж лучше в таблице представить эту совсем безрадостную картину для святых, просиявших только на русской земле.

Интересная, надо сказать, получается картина! Разгул святости в народе приходится на XI – XVII вв. (93%), даже возьмём несколько поуже, на XIII – XVII вв. (75%). При этом цари и князья в святости не отставали от церковников, а иногда были и значительно святее их. Что ж, своя рука – владыка. А вот близкое к нам время сильно пострадало из-за снижения фактора святости. Про царей да князей и говорить нечего, опростоволосились. Да и из старшего священнослужительского комсостава особенно не прибыло, да и рядовых поуменьшилось. Труднее стало обманывать народ. Вот что знания животворящие делают! Воистину, «во многой мудрости много печали». Только смотря для кого.

Но я оговорился. В совсем, прямо-таки, близкое к нам время, только что это произошло, принесло в наш церковный календарь ещё небольшое число канонизированных святых, порядка восьмисот пятидесяти, погибших насильственно во времена разгула другой святости, святости коммунизма-большевизма. Восемьсот пятьдесят из числа насильственно погибших в это же время миллионов совсем, оказывается, даже не святых.

По приведённой таблице можно построить графики святости по принадлежности, но и без графиков всё хорошо видно.

Раньше просто было. Можно и больного, практически сошедшего с ума человека, причислить к лику святых, благо, лишь бы этот убогий княжеским сыном оказался или царём, как, например, упоминавшийся ранее царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна Грозного, или, например, Дмитрий Красный, младший сын князя Юрия, брат князя Василия II Васильевича Тёмного (начало XV в.). Умер Дмитрий молодым. За несколько дней до смерти он лишился слуха, вкуса и сна, из носа у него часто шла кровь. Дмитрий приобщился Святых Тайн. Думая, что он умирает, ему прочитали отходную. Но в полночь «мертвец» ожил, скинул с себя покров и, не открывая глаз, начал петь церковные песни. Три дня Дмитрий пел, говорил душеспасительные слова, людей узнавал, но ничего не слышал. Так, ничего особенно не соображая, практически в беспамятстве, и стал святым.

А ведь образовался в царских и княжеских святых провал с середины шестнадцатого века до нашего времени, после благоверного восьмилетнего великого князя Дмитрия, страстотерпца, царевича Московского, сына, опять-таки, царя Иоанна Грозного. Практически Дмитрий оказался в числе последних титулованных особ, причисленных к лику святых. Решили восполнить этот пропуск последним царём, Николаем II. Святости в нём много нашли. О чём же ему теперь молиться можно? Вероятно, о возвращении монархии. К Богу он теперь поближе подвинулся нашими трудами. Ему попроще возвратить монархию, чем нам, грешным. Правда, те, которые вместе с царём убиты были, не удостоились такой почести. Среди них, как известно, были совсем не титулованные смертные. (Хотя я видел икону всего состава царской семьи. Все они изображены мучениками). А где же тогда миллионы святых, убитых неверующими в годы советских репрессий? Не служителей церкви, этим, всё-таки недавно повезло, а погибших из числа простых смертных. Царь-то убит был, а эти миллионы в основной своей массе были замучены. Если всё по воле Бога, то не Богом ли? Так почему же допускается молиться святым князьям-царям с подстроенными для них чудесами либо просто назначенными в святые из каких-то политических соображений, а то и просто по-родственному. Почему поклоняются святому равноапостольному Владимиру, братоубийце, крестившему Русь насильно, с убийствами и разорением? Даже в книге «История русской церкви» [9] говорится:

«После Киева был просвещён святой верой второй из славных городов Русских, Новгород Великий. Но здесь перемена веры обошлась не без сопротивления, нужно было укрощать силою. В народе тогда сохранилось присловие о крещении новгородцев: «Путята крестил мечом, а Добрыня (Добрыня Любчанин – дядя Владимира по материнской линии, ярый язычник – С.Ч.) огнём».

Ведь известны слова, сказанные Владимиром:

«Если кто не придёт завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг».

Вот так он приводил к христианской вере свой народ, призывая поспешать к реке, чтобы креститься, а то как бы не было хуже. Да и было бы! Уж в этом сомневаиться не надо. А ведь это самое настоящее предательство. Была предана одна религия, которая помогала во всех делах, заменена на другую. А если уж точно посмотреть и проанализировать – почему произошла замена, – то явно усматривается чисто политическая выгода. Только из-за этого.
 
Перемена веры не обходится без сопротивления и кровопролития. Это уж доподлинно известно из всей истории всех народов, в том числе и нашего народа. Вспомним, хотя бы, второе великое крещение Руси. Не Великую Октябрьскую революцию, хотя она и послужила первоначалом второго крещения, нет, а усиленное построение социализма и коммунизма.

Пришлось в своё время прославлять и известного нам Александра Невского. Перед смертью поспешил он принять схиму с именем Алексия. Такое часто делалось знатными людьми для очищения от земных грехов и представления перед Богом в ангельском чине. Но этого мало оказалось. Тело Александра Невского перевезли во Владимир для отпевания. Когда в руку его хотели вложить специальную разрешительную грамоту, то он сам распростёр руку и взял грамоту из рук митрополита Кирилла. И присутствовал при этом ещё эконом Севастьян. Два достаточных свидетеля. А остальным об этом объявили.

                М е ф и с т о ф е л ь
            Сударыня, повсюду, в целом свете
            Свидетелей достаточно двоих,
            Чтоб истину упрочить…
                И.В.Гёте. «Фауст». Дом соседки

То же самое утверждается и в обращении к «сударыне» в одной из Священных Книг: « …Возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово» (Евангелие от Матфея, 18:16).

А ведь не все писатели церковные снизошли до сообщения об этом чуде с грамотой. Известный церковный писатель архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет об этом ничего не говорит. Не решился осквернять светлую память этого героя России. А ведь чудо-то какое! Но причисление Александра Невского к лику святых, несмотря на явное чудо с разрешительной грамотой, произошло только спустя двадцать лет. Тогда, вероятно, грамотку-то и подсунули. Когда уж и не проверишь и не допросишь тех, кто придумал эту нелепость. Но, оказывается, не только с Невским такое случилось. Некоторые будущие святые, но лежащие ещё в гробу, тоже сподобились шевелить руками. Да и сыну Невского, Даниилу, истинному основателю Москвы, не пришлось избежать участи своего святого отца: «Несмотря ни на что был-таки (Даниил – С.Ч.) и миролюбив, и тих, и кроток, и милостив, и не так уж несправедливо причтён впоследствии к лику святых» (М.В.Толстой. «История Русской церкви»). Чем же так прославился тот же Дмитрий Угличский, сын Иоанна Грозного, что в детском возрасте в свои восемь лет стал святым? А вот прославился, но не сам своими богоугодными деяниями, а тело его, привезённое в Москву для прощания. Где ему было при жизни прославиться в восемь-то его лет? Многие тогда исцелились у его гроба чудесным образом: слепые стали зрячими, бодро зашагали хромые, исцелились и другие больные. Словом, все, кого об этом попросили за тридцать монет. Конечно, я говорю бездоказательно об этом, как бездоказательно о том же записано и в «Житиях святых».

Чем же таким прославились сыновья святого равноапостольного братоубийцы Владимира Борис и Глеб, в крещении соответственно Роман и Давид? Жили-были себе два брата, Борис Ростовом правил, Глеб – Муромом. Их брат, Святополк, задумал убийство этих своих братьев, что и осуществил. Оказывается, в чём благочестие этих братьев, так повлиявшее на причисление их к сонму святых? Да в том только, как говорит церковь, что они, зная, что старший брат хочет их смерти, н е   о с л у ш а л и с ь   е г о и поехали к нему по его вызову. Против брата – ни-ни! Братьев убили, а потом и начались чудеса-чудесные. Тело Бориса нашли быстро, похоронили. А вот тело Глеба никак не могли разыскать. Только через пять лет удалось это сделать. Но, как оказалось, ничего страшного. Тело Глеба, пролежавшее пять лет на открытом воздухе, ничуть даже и не испортилось, естественно, потому что охранялось Богом. Самое настоящее «сомати». Ни птицы его не тронули, ни звери, ни насекомые. Оно лежало как живое. Так и похоронили живьём вместе с Борисом. Так оно и до сих пор, вероятно, лежит целым и невредимым. Сейчас-то можно провести исследование ДНК, точно установить, что не Глеб это лежит рядом с Борисом, а какой-то другой молодой человек, которому не повезло в то время, что он был немного похож на убитого Глеба. Конечно, не настолько тупые были в то время учредители святых, чтобы найти кого попадя. Пять лет – срок небольшой, чтобы люди не помнили лика Глеба. Нашли достойную замену.

Это если по церковным измышлениям, то, надо полагать, нашли замену. А в истории государства Российского такого факта не обнаруживается. Похоронили одновременно и в одно и то же время Бориса с Глебом в Вышгороде. Так что не надо было одного из них так долго искать, он давно лежал рядом со своим братом.

Но что интересно, Святополк убил после и ещё одного брата, Святослава. Но Святославу не повезло. Можно догадаться – почему. Скорее всего потому, что не в ладах он был с Ярославом, тоже своим братом, решившим сделать святыми своих братьев Бориса и Глеба. Да и вообще  сомнительно, что именно Святополк сделал такое злодейство. Ведь ставший потом князем в Киеве Мудрый Ярослав ещё до смерти своего отца, равноапостольного Владимира, отказался платить ему дань, как это было положено. Отец даже и воевать с ним было засобирался, несмотря на то, что был уже христианином, которому запрещено поднимать руку на собрата, тем более – кровного родственника, сына. Разве это почитание родителей, старших, за что и пострадали, как умилённо говорят в церкви, Глеб с Борисом. А если посмотреть дальше, то Ярослав потихоньку всех остальных своих братьев прибрал на тот свет. Мудрый потому что. Так и стал на главный престол. Один из всех многих братьев, пусть не единоутробных, но тогда это было в порядке вещей. А Святополку и приписал потом убийство Бориса и Глеба, чтобы свои руки не показывать. Да и святыми их сделал, от своего имени. Опять – не виновен, поди, раз такое почитание им устроил. Можно посоветоваться об этом с другой Луной. И этого нельзя отрицать, поскольку так к власти и приходили, через кровь своих ближайших, усердно помолясь перед этим Помогающему. Но Ярослав Мудрый – точно не виновен, поскольку он ведь тоже стал святым. Не сам, товарищи, не сам. Но поименован как «святой благоверный князь Ярослав Мудрый». Понятно – за что. Большую волю при своей жизни у власти дал церкви. Ты – мне, я – тебе.

Кстати, современные методы позволят установить, что и камень, на котором приплыл из Рима в Новгород святой Антоний, упоминавшийся выше, относится к нашим местам, а совсем не к берегам Средиземного моря.

Можно задуматься над тем, что десятая часть святых – из княжеских да царских фамилий. Это ли не чудо? Жил-был себе князь, воевал с такими же князьями, своими родственниками, каждый в руках с иконой и с одним и тем же именем Бога, бились русские солдаты друг с другом, так им было велено. А потом одного из этих князей, а то и того и другого, назначают святым, иконы его (их) пишут, и следующее поколение просит помощи у него (у них) в подобной же войне «брат на брата».

По чьей воле и кто допустил продажу кусочков Креста Господня? А если это так, то что могут представлять собой мощи святых? Как верить этому? Ну, скажете, продавали же не на Руси. Да, не на Руси, но именно того самого Креста Господня, обретённого равноапостольной Еленой, нашего с католиками единого Господа. Мы ведь разделились с католиками в вопросе: где Бог, где Сын, где Дух Святой; сколько их и с какой они стороны от Бога. Так, кажется? Никак сосчитать не можем до десяти пальцев на руке. Может быть и не так, но близко к этому. Вряд ли найдётся что-либо более серьёзное. Ах, нет, крестное знамение у нас разное: кто-то стучит по плечам справа налево, а кто-то наоборот. Но и этого достаточно, чтобы с именем одного и того же Бога, с молитвами к одному и тому же Богу лупить друг друга чем ни попадя до самого смертоубийства, забыв на это время общую заповедь: «Не убий!».

А если нашу, русскую историю почитать, про то, как всякие святые князья и цари, причём – совсем даже близкие родственники, били-побивали друг друга, гноили в тюрьмах, ослепляли в назидание, устраивая долбёжку лбом в пол на коленях перед иконой Богородицы, Спаса или другого какого заступника(цы) о победе над братом-супостатом, перед иконой, например, Ольги равноапостольной.

А ведь доходит молитва-то! Вот что Крест Животворящий вытворяет!!!

Сколько святых было, сколько ещё будет? Не сосчитать, вероятно, потому что это закончится тогда, когда их число уравновесит сонм падших ангелов. Тогда, как говорят, и наступит тот самый конец света.

Ну, вот и мы кое-кого посчитали.

Интересно, а вот этот пересчёт относится к переписи? А то может быть разрешение надо было у Него просить? Узнать бы! А то бед не оберёшься.


Рецензии
Уважаемый Автор... Уважаемый Сергей! Прочитал Ваш статью. Чувствуется, что Вы добрый человек. (это не вежливости ради комплимент, поверьте. Или я плохо разбираюсь в людях). Интересная публикация.
Спасибо.

Евгений Попов-Рословец   05.12.2018 12:05     Заявить о нарушении
Читаю у Вас цитату:
«И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый день второго месяца, во вторый год по выходе из земли Египетской, говоря: исчислите всё общество сынов Израелевых по родам их, по семействам их, по числу имён, всех мужеского пола поголовно…» (Числа, 1:1,2).

Так Вы уверены в том, что название пустыни имеет отношение к нынешнему географическому названию полуострова?

Евгений Попов-Рословец   05.12.2018 12:28   Заявить о нарушении
Нет, не уверен. Думаю, что это пустыня на полуострове.

Сергей Чекалин   07.12.2018 12:29   Заявить о нарушении
Где угодно мог кочевать Моисей с народом, что он вывел из Египта, но только не на территории Египта, т.е. не на Синайском (нынешнем) полуострове.

Евгений Попов-Рословец   07.12.2018 17:27   Заявить о нарушении