Шутки

«ШУТКИ»

               Шёл я как-то мимо детской площадки у нашего дома. Навстречу мне по дорожке шёл довольно пожилой  человек с палочкой. Я ёще подумал: «Наверное, ветеран Великой Отечественной». Рядом с дорожкой на детской площадке возились молодые родители с мальчуганом годика полтора-два. Вдруг мальчуган, еле держась на ногах, бросился на дорожку почти под ноги пожилому человеку, по всем признакам, ветерану войны. Пожилой человек остановился. На лице его улыбка. Малыш едва доставал до его колен. Родители всполошились, закричали «шутливо»: «Вань! Ты куда! Под ноги смотри! Дядю задавишь!».
Вижу: с лица пожилого человека с палочкой сошла улыбка, помрачнело его лицо.
Не понял пожилой человек «шутки» молодых родителей.
А я его, пожилого человека, понял, ой как понял.
Конечно, как говорят, «в каждой шутке есть доля шутки», но не до такой же степени неуважения к пожилому человеку!
Как это: «Под ноги смотри! Дядю задавишь!»
Это с кем же или с чем можно сравнить «Дядю», который под ногами у малыша?
Ничего не сказал молодым родителям пожилой человек с палочкой. Молча, мимо прошёл. Только, поравнявшись со мной, выразительно покрутил головой. А, если бы он и сказал, то вряд ли поняли бы его молодые люди. Ещё и оскорбить могли.   В лучшем случае возразили бы: «А чё такого мы сказали?». 
«Нет, не поймут они ничего» - подумал и я. И вспомнил, как спешат молодые люди в общественный транспорт, опережая стареньких бабушек, чтобы занять места; как однажды я одному пареньку сделал замечание, и он в ответ злобно ответил «А чё такого? Буду я тут …»; как однажды известный наш писатель Даниил Гранин рассказывал, что когда-то в Грузии он со своими друзьями зашёл в чайхану, и сидевшие в чайхане молодые люди, человек десять, дружно встали, когда они вошли, поприветствовали их и уступили им свои места. Из учтивости и уважения к старшим.  Таковы у них традиции. И воспитываются у них такие обычаи и традиции с детства, …
             И ещё я вспомнил, как однажды в троллейбусе был свидетелем того, как «шутливо» вели себя две молоденькие девочки – лет по четырнадцать. Я стоял тогда у задней двери переполненного троллейбуса, когда в него вошли, громко переговариваясь и шутя, две милые, молоденькие девочки. Пассажиры в троллейбусе были в основном люди пожилые. Девочки протиснулись в середину троллейбуса и оказались у сидений возле средней двери. На следующей остановке женщина, сидевшая на крайнем от прохода сиденье, встала, чтобы выйти. И тут одна из девочек сказала громко второй, стоявшей ближе к сиденью: «Садись». А вокруг них стояли взрослые и пожилые люди.
- «Правильно – шутливо ответила вторая девочка – старухам надо уступать». Это она о себе так.
И она села, перешучиваясь с первой девочкой.
Вскоре освободилось второе место в этом ряду.
Села и вторая девочка, громко переговариваясь и шутя с уже сидевшей первой девочкой.
Не было никакого внимания на окружавших их пожилых женщин. И не было никакого смущения. У молоденьких, жизнерадостных девочек было весёлое, шутливое настроение.
И я вспомнил старый, «с бородой», анекдот:
Вошла в автобус старенькая бабушка. Свободных мест не было. А рядом сидел молоденький мальчик. 
- «Сынок – обратилась к нему бабушка – уступи мне, пожалуйста, место: у меня ноги болят».
На что мальчик ответил: «А ты, когда молоденькой была, уступала?»
- «Да – ответила бабушка – конечно, я обязательно всегда уступала место старшим».
- «Вот видишь – ответил молодой человек – поэтому у тебя и болят теперь ноги!».
              Такой вот, на мой взгляд, совсем не смешной, циничный анекдот. Такие вот «шуточки». Обратите внимание, как буквально врываются в общественный транспорт молодые мальчишки и девчонки, отталкивая иногда пожилых людей, чтобы занять место, сесть. Или как детей младших классов сопровождающие их бабушки стараются усадить, оставаясь сами стоять. Видимо, тут-то и закладываются принципы взаимоотношений между разными поколениями.
              Вспомнил я совсем недавний случай, когда, поднимаясь на ступеньку в трамвае, почувствовал резкую боль в прооперированном когда-то колене, невольно пошатнулся и плечом нечаянно задел молодого человека, проходившего с другой стороны поручня. Не успел я извиниться, как получил толчок в спину услышал: "Сейчас так толкну - ноги протянешь!".
              Или как однажды в метро здоровенный мужик чуть не пришиб дверью метро спешившую за ним старушку. А когда ему посоветовали придерживать дверь, он тут же отреагировал: "Пошли вы все ...".
              Вспомнил как однажды в очереди  почтовом отделении впереди меня вдруг встала молоденькая девушка, и на моё замечание, что вообще-то здесь очередь, она ответила: "Я вас не заметила! Вы такой непримечательный!". Она была агрессивно настроена и старалась унизить меня. И эта молоденькая девушка так и стояла впереди меня, не ушла,...  Хотя в подобных случаях люди извиняются и спрашивают, кто последний в очереди. Наверное, она ждала, что я буду выталкивать её из очереди. А я не стал её выталкивать: девчонка же! Ей же детей ещё рожать, воспитывать их... Или как в нашем подьезде я попросил молоденькую девочку закрывать за собой дверь (доводчик был неисправен), а она, недолго думая, ответила: "Вам надо, вы и закрывайте!". Хоть не сказала "Тебе надо ...".
              Нет, к сожалению, у нас уважения к старшим, к пожилым людям. И не передаётся это ни генами, ни родительским и школьным воспитанием, ни культурой, ни всей общественностью. Уходит от нас куда-то в неизвестность уважение человека к человеку ...
              Была попытка осуществить принцип: "Молодым у нас дорога, старикам у нас почёт", но становится "Старикам у нас дорога ...". Сами догадайтесь куда. "Дорога" эта прокладывается и медицинским, и пенсионным, и социальным обслуживанием - всем государственным обеспечением пожилых людей, отношением властей к ним на всех уровнях. Никому у нас, особенно государству, пожилые люди не нужны: им, пожилым, пенсию ведь надо платить! Хотя ведь они, пожилые, здоровье свое надорвали, работая на государство, налоги платили ...
              И думал я: "О, Русь-тройка! Куда "летишь" ты?"
              И снова, и снова я вспоминал нашего любимого преподавателя Тактики Сухопутных Войск в училище, фронтовика, мудрейшего человека, который на наши "промахи" всегда с огорчением восклицал: "О, бедная Россия!". И мы старались не огорчать его.   


Рецензии
К сожалению и с экранов телевизора один разврат, а не воспитание. Больше
проповедуется кто круче, а не кто добрее.

Владимир Сорокин 3   13.10.2020 06:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.