Т. Гумбатова Лютеранское вероисповедание взаимоотн

Т.Гумбатова . ЛЮТЕРАНСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ : ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА  и  РЕЛИГИИ
            Лютеранство является третьим (после православия и католицизма) направлением Христианства. Оно возникло, как результат раскола католической церкви в ходе Реформации ХV1 века. Основоположником нового вероисповедания стал немецкий доктор богословия Мартин Лютер. Являясь священником католической церкви, Лютер пытался реформировать ее и выдвинул широкую программу радикальных преобразований. Он обращался к папству, но не был понят. Тогда Лютер изложил свою точку зрения в виде «95 тезисов» и 31 октября 1517 года прибил их на дверях Виттенбергской замковой церкви, в качестве протеста. Поэтому, это направление получило название «протестантизм». На сегодняшний день, протестантизм объединяет другие церкви (Англиканская, Реформаторская и др.) и секты (баптисты, адвентисты, методисты, пятидесятники и пр.).
В сочинении «О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться», Лютер конкретизировал взгляды на светскую власть, религиозную организацию и их взаимоотношения.
Жизнь общества должна, по его мысли, регулироваться светской властью. Учитывая разнообразие общества, он никогда не помышлял его христианизацию и считал, что управлять им с помощью Евангелия или четок невозможно, так как злых в мире значительно больше, чем благочестивых. Лютер отводит светской власти широкое поле деятельности: сохранение мира и порядка среди людей, административные функции, контроль над внутренней и внешней торговлей, заботу о воспитании и образовании молодежи и призрение нетрудоспособных. Меч в руках власти необходим для охраны мира, наказания греха и защиты от злых.
Это отношение к власти исходит из Св. Писания. Ведь и Христос признал власть Пилата, но добавил: «Не ты источник этой власти. Она дана тебе от Бога!». Это отношение к власти христиан записано в Св. Писании Апостолом Павлом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13). И святой Петр: «Будьте покорны всякому человеческому начальству…» Лютер насаждал почитание государству, так как «телом и имуществом христиане подчинены светской власти и обязаны быть послушными ей».Такое отношение к власти поддерживается, в отличие от католиков, и  канонами православной церкви.
Любое вмешательство церкви в политическую или социальную жизнь общества, Лютер  считал иррелигиозным. Он  порицал всякие выступления и мятежи против светской власти, так как Бог изрек устами Моисея: «Что законно, осуществляй при помощи права» и провозгласил: «Мне отмщение, Я воздам».
Лютер не ставил светскую власть над религиозной общиной и не подчинял последнюю светской власти. Государство не властно над совестью и верой, которая является «свободным трудом, к которому никто принужден быть не может». Душа и внутреннее пространство человека принадлежит Богу. Христианство существовало для него только в Вере. Оружием христианина на земле является только слово и страдание. Единственным судьей и мстителем является только Бог. Здесь Мартин Лютер придерживался слов самого Иисуса: «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Христианин может проявить гражданское неповиновение только в случае, когда власть нарушает его право Верить и читать Св.Писание. При этом осуществлять защиту от чрезмерного давления государства он может только путем молитвы к Богу: «Восстань, Вознеси руку Твою, Сокруши мышцы нечестивому и злому», а также ,  обращением с жалобой, вплоть до Императора.
Отношение лютеран к воинской службе, Мартин Лютер изложил в своем сочинении : «Могут ли воины обрести Царство Небесное». Войны и военная служба, сами по себе, несправедливы и не угодны Богу. Но, Меч учрежден Богом для наказания злых, защиты благочестивых и сохранения мира (Рим.13). Поэтому Лютер рассматривает войну, как дело христианской любви к ближнему, для наказания бесправия и возмездие за зло. Ведь врач вынужден иногда для спасения тела причинить боль или удалить руку. Войны также служат для предотвращения погибели всего тела. И это Божий суд, так как разбивают как раз тех, кто начал несправедливую войну: «Кто с мечом придет, тот от меча погибнет».
Христиане, призванные светской властью к сражению, обязаны и должны, следуя заповедям послушания, не как христиане, а как члены человеческого сообщества и послушные люди, сражаться. Граница послушания в этом вопросе пролегает в душе человека, который решает: справедлива или несправедлива эта война? Тот, кто вступает в битву с чистой совестью, может хорошо сражаться. Ведь чистая совесть пробуждает мужество и делает сердце отважным. Во всех испытаниях победа достигается успешнее теми, которым дарует Бог. Если же христианин видит, что война очевидно несправедлива, то он должен больше повиноваться Богу, чем людям. «Поскольку Бог повелевает нам оставить отца с матерью ради Него, то уж, безусловно, Он призывает нас оставить господ ради него».
Христиане, исповедующие лютеранство, с послушанием относятся к государственной власти и считают своей обязанностью проходить воинскую службу и принимать участие в справедливой войне - защите своего отечества от злых врагов.


Рецензии